Рабочая программа фэмп
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Плахова Елена Петровна

Рабочая программа

 

 

Образовательная область: познавательное развитие

 

Вид образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

 

Возрастная группа: вторая младшая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_ml.gr_.doc46.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

Рабочая программа

Образовательная область: познавательное развитие

Вид образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: вторая младшая

2018- 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений  у детей младшей группы 2-4 лет составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 2014г, образовательной  программы дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» города Кирсанова.

    Организованная образовательная деятельность по данному разделу проводится в группе обще-развивающей направленности детей в возрасте от 3 до 4 лет.

  Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, количестве, размере, числе, части и целом, пространстве и времени является важным условием полноценного развития ребёнка.

   Учитывая адаптационный период детей, занятия в сентябре и октябре проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 10минут.

С октября время занятий постепенно увеличивают до 12 – 15 минут.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

    Длительность непосредственно образовательной  ситуации

Форма организации образовательного процесса

                   36

                        1

                  15 минут

               групповая

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Задачи:

- Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной,

- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету

- Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

                                                                           

Содержание программы

Количество.

 - Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти – все красные, эти - все большие и т.д.)

 - Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

 - Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

 - Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»

Величина.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов  соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте в целом)  пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые по длине, широкий – узкий, одинаковые по ширине, высокий – низкий, одинаковые по высоте, большой – маленький, одинаковые по величине.

Форма.

 - Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

 - Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними,  различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева; различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени.

 - Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день и ночь, утро и вечер.

Основные требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по формированию элементарных математических представлений:

 - Группировать предметы по цвету, форме, величине.

 - Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

 - Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

 - Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приёмы наложения и приложения их к друг другу; показывать какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.

 - Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.

 - Понимать слова: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска).

                                                                                              Тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

  Объём учебной нагрузки  (часы)

  1

количество

                             9    

  2

Величина

                             9

  3

Форма

                             7

  4

Ориентировка  в пространстве

                             3

  5

Ориентировка во времени

                             2

  6

Закрепление пройденного

                             6

 

                                                          итого

                            36

                           Два раза в год проводится педагогическая диагностика.

                                               Учебно-методический комплекс обеспечения образовательного процесса.

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. –М.; Мозаика синтез, 2014/.
  2. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада»  Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
  3. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» И.А. Помораева, В.А. Позина.

«Календарно-тематическое планирование ФЭМП

Плановые сроки прохож –

дения

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема

       Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

04.09.18

       Шар и куб

   Закрепить умения различать и называть шар    (шарик), куб (кубик) независимо от цвета и величины.

   

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Стр.11

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Опыт « Катится – не катится».

2

11.09.18

   Большой - маленький

 Закреплять умения различать контрастные по размеру предметы, используя при этом слова «большой», «маленький».

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Стр.12

Игра «Угадай животное».

Д/И «Подбери клубочек»

3

18.09.18

Один – много - мало

  .Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «Один», «Много», «Мало».

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр12

Дидактическая игра

«Поезд», «Много – мало», «Весёлый рыболов».

.

4

25.09.18

Много, один, ни одного

Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделения из группы одного предмета.

Учить понимать слова: много, один, ни одного

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр13

Д/игра «Ромашка»,

Д/игра «Бабочки».

5

02.10.18

Круг

Познакомить с кругом. Учить обследовать его осязательно-двигательным путём. Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности словами: много, один, ни одного

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр14

Д/игра «Чудесный мешочек»

Игровое упражнение «Испечём оладушки».

6

09.10.18

Сравнивание кругов по     размеру

   

.Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький

И. А. Помораева      В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.15

Дидактическая игра       «Спрячь колобка».

7

16.10.18

Длинный - короткий

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: ДЛИННЫЙ -  КОРОТКИЙ, ДЛИННЕЕ – КОРОЧЕ.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.16

Д/игра «Дорожки»,

Малоподвижная игра «Спрячь цыплёнка»

8

23.10.18

    Сколько?

Учить:

 -находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова: ОДИН, МНОГО. 

  - сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.17

Игровое упражнение «Завяжем коробки ленточками».

Д/игра «Собираем грибочки».      

9

30.10.18

Квадрат

 

   Познакомить с квадратом.

   Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очерёдности, которую предлагает педагог.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.18

Игровое упражнение       «Покажи и прокати»,

 Д/игра «Соедини точки», «Бусы».

10

06.11.18

Высокий - низкий

 

Учить сравнивать два предмета по высоте и обозначать результат сравнения словами: ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ, ВЫШЕ – НИЖЕ.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.18

Д/игра «Сравни деревья».

11

13.11.18

Один - много

   

   Закрепить умения:

   - находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами: ОДИН, МНОГО.

   -различать и называть круг и квадрат

И. А. Помораева      В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.19

Д/игра «Заплатка для коврика»

Д/игра «Почини поезд»

12

20.11.18

  Длинный - короткий,   длиннее – короче, одинаковые по длине

  Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: Длинный - короткий,   длиннее – короче, одинаковые по длине

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.19

Подвижно-дидактическая игра «Строим поезд»

Игра «Карусели»

13

27.11.18

   Круг и квадрат

   Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

    Совершенствовать умения:

  -сравнивать два предмета по длине;

  -находить один и много предметов в окружающей обстановке

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр20

Д/игра «Найди предмет»

 Рисование пальчиками

14

04.12.18

Сравнение групп способом наложения

Учить:

  -сравнивать два предмета по длине, используя приёмы наложения.

  -понимать выражения: ПО МНОГО, ПОРОВНУ.

  -ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр21-22

Игровое упражнение «Найдём потерявшуюся варежку»

Д/игра «Кто на картинке»

15

11.12.18

 Сравнение предметов по длине

  Продолжать учить:

   -сравнивать два предмета по длине, используя приёмы наложения.

  -понимать выражения: ПО МНОГО, ПОРОВНУ.

  -ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр22-23

Д/игра «Новогодняя гирлянда»

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

16

18.12.18

Сравнивание двух предметов по ширине

       

  Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначить результаты сравнения словами: ШИРОКИЙ – УЗКИЙ, ШИРЕ – УЖЕ.

Активизировать употребление в речи выражений: помногу, поровну, столько – сколько.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр23-24

Д/игра «Закрой домик».

Подвижная игра «Козлята и волк»

17

25.12.18

  Закрепление круг и квадрат

  Совершенствовать умения:

  -сравнивать два предмета по ширине

  -сравнивать две группы предметов способом наложения

  -закреплять умение различать и называть круг и квадрат

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр24-25

Д/игра «Сравни дорожки, ручейки»

Подвижная игра «Найди свой цветочек»

18

15.01.19

Треугольник

  Познакомить с треугольником

  Учить различать и называть фигуру.

  Закреплять навык сравнения двух предметов по   ширине,

  Учить пользоваться словами: шире – уже,  одинаковый по ширине.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр26-27

 Д/игра «Катится – не катится»

 Игровое упражнение «Найди такую же», «Достроим домики для зайчиков»

19

22.01.19

  по много, поровну, столько – сколько.

  Продолжать знакомить с треугольником на основе сравнивания его с квадратом

Учить сравнивать равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами: по много, поровну, столько – сколько.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр27-28

Д/игра «Что изменилось?», «Найди свой домик».

20

29.01.19

Впереди – сзади, вверху – внизу, справа - слева

  Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

  Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами: Впереди – сзади, вверху – внизу, справа - слева

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр28-29

Игровое упражнение «Украсим ёлочку», «Игрушки для ёлочки».

Д/игра «Фотография лошадки».

21

05.02.19

Сравнивание двух предметов по высоте

 

Упражнять в сравнении:

  -двух предметов по высоте пользоваться словами выше – ниже, высокий – низкий.

  -двух равных групп предметов способом наложения  и приложения пользоваться словами: поровну, помногу, одинаково, столько - сколько

И. А. Помораева      В.А.Позина    «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр29-30

Д/игра «Башня для петушка»

Игровое упражнение «Построим домики».

22

12.02.19

Сравнивание двух предметов по высоте, двух равных групп предметов способом наложения

. Упражнять в сравнении:

  -двух предметов по высоте

  -двух равных групп предметов способом наложения  и приложения

И. А. Помораева      В.А. Позина    «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр30-31

Игровая ситуация «Построим заборчик вокруг ёлочки»

Игровое упражнение «Покормим воробышков».

23

19.02.19

 Сравнивание групп словами «больше», «меньше», «столько», «сколько»

  Учить:

  -сравнивать две неравные группы предметов

  -обозначать результаты сравнения словами: «больше», «меньше», «столько», «сколько»

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр31-32

  Д/игра «Одень кукол».

Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку»

24

26.02.19

Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте

  Закреплять:

  -способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте.

  -обозначать результаты соответствующими словами

И. А. Помораева      В.А. Позина    «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр31-32

Игровое упражнение «Автомобили и гаражи»

25

05.03.19

Части суток

Закреплять умение различать и называть части суток: ДЕНЬ - НОЧЬ

И. А. Помораева      В.А. Позина

Стр 35-36

Д/игра «Загадки»

Подвижная игра «День и ночь»

26

12.03.19

Закрепление способов сравнения

  Закреплять способы сравнения предметов по длине и ширине.

  Формировать умение различать количество звуков на слух ( много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур.

И. А. Помораева      В.А. Позина    «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр36-37

Игровое упражнение «Закрой двери домика»

Д/игра «Два кораблика, «Капитан».

27

19.03.19

Воспроизведение заданного количества предметов и звуков  по образцу

  Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу  (без счёта и называния числа)

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр37-38

Игра «Найди пару»

Подвижная игра «Зайчики»

28

26.03.19

Закрепление

пройденного

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и называния числа)

 Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ

 Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр38-39

Игровое упражнение  «Дрессированная собачка»

Д/игра «Подбери большие и маленькие предметы»

Игра «Где звенит погремушка»

29

02.04.19

Много-один. Части суток.

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать части суток.

И. А. Помораева      В.А. Позина     «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр40

Игра «Сделай, как я»

Д/игра «Когда это бывает?»

29

Столько – сколько, больше - меньше

  Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше - меньше

И. А. Помораева      В.А. Позина     «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр41-42

 Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки», «Пришиваем пуговицы к кофточке».

30

09.04.19

Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры

   Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

И. А. Пормоаева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Д/игра «Цыплёнок»

31

16.04.19

Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться впространстве.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Д/игра « Кораблики»

32

23.04.19

Ориентировка во времени

  Совершенствовать умения различать и называть части суток.

  Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Д/игра «Когда это бывает?», «Теремок».

33

30.04.19

.

Классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру.

 

  Формировать умение классифицировать фигуры по цвету, форме и размеру.

Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Д/игра «Подбери правильно», «Разрезная картинка».

34

   07.05.19

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.

  Закреплять способы сравнения предметов по длине и ширине и высоте.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Подвижно-дидактическая игра «По взмаху палочки»

35

   14.05.19

Повторение.

Совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Подвижно-дидактические игры «Через мостик», «Найди свой след»

36

   21.05.19

Повторение

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Д/игра «Найди лишний».

37

28.05.19

Викторина «Веселый счет»

Развивать интерес к математическим представлениям.

И. А. Помораева      В.А. Позина

«Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»

Д/игра«Что изменилось?»

«Чудесный мешочек»

«Не ошибись»

Список литературы:

  1. Комплексно - тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в младшей группе детского сада, 2012.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в младшей группе детского сада, 2012.
  3. Помораева И.А; Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: младшая группа. - Мозаика-Синтез, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

Рабочая программа ФЭМП (младшая группа)

Рабочая программа по реализации программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа ФЭМП 4х-5-ти лет

Уважаемые посетители моего мини-сайта я предлагаю вашему вниманию разработанную программу по обучению грамоте....

Рабочая программа ФЭМП 3х-4х лет

Математические представленияВ три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах п...

Рабочая программа ФЭМП 6-ти-7-ми лет

Уважаемые посетители моего мини-сайта я предлагаю вашему вниманию разработанную программу по ФЭМП для детей 6-ти-7-ми лет....

Использование робота Bee-Bot в рабочей программе ФЭМП (авторская разработка)

Рабочая программа   направлена на достижение целей   развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и...