Программа по самообразованию по ФЭМП
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………..3

2.Актуальность…………………………………………………..…………….5

3.Цель программы………………………………………………………….... 7

4.Задачи программы................................................................................... 7

5.Срок реализация программы................................................................... 7

6.Основные направления реализации программы…………………………..8

7.Этапы работы по самообразованию…………………………………..……8

8.Ожидаемые результаты........................................................................... .9

9.План мероприятий по реализации программы ...........................................10

10.Результаты саморазвития…………………………………………….........13

11.Список литературы………………………….…………………………......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_po_femp1.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18

Принято на заседании                          

педагогического совета

 от _________________

протокол №______

Утверждено

Заведующий____________Т.А.Шуянова

  Приказ № ______________________  

Программа

профессионального саморазвития воспитателя

на тему  

«Развитие математических представлений

в

дошкольном возрасте».

                                                                                                Разработала:

                                                                                                 воспитатель                                      

                                                                              Модина Татьяна Валерьевна

Г.о.г. Выкса

2016 – 2017 г. г.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………..3

2.Актуальность…………………………………………………..…………….5

3.Цель программы…………………………………………………………...        7

4.Задачи программы        7

5.Срок реализация программы        7

6.Основные направления реализации программы…………………………..8

7.Этапы работы по самообразованию…………………………………..……8

8.Ожидаемые результаты        .9

9.План мероприятий по реализации программы ...........................................10

10.Результаты саморазвития…………………………………………….........13

11.Список литературы………………………….…………………………......15

Пояснительная записка

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Актуальность

     Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей, но в последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в

 обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

Цель: 

повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно - образовательного процесса в направлении создания оптимальных условий для познавательного (математического) развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  4. Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Познавательного развития» необходимым материалом.
  5. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
  6. Подготовить творческий отчет об итогах реализации работы.

Срок реализации программы – 1 года.

             

Основные направления реализации программы:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).

4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Этапы работы по самообразованию;

1.Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач.

2.Планирование работы по самообразованию.

3.Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов.

4.Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)

5.Подведение итогов самообразования.

                      Ожидаемые результаты:

    Овладение современными формами и способами развития познавательных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики.

План мероприятий по реализации программы

1 этап реализации плана: подготовительный

Содержание работы

Сроки

1

Провести анализ своих профессиональных затруднений

Август

2

Изучение учебно-методической и научно-методической литературы по заданной теме, сбор материалов по дальнейшей работе по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами.

В течение года

3

Изучить современные технологии взаимодействия с семьёй для повышения собственной профессиональной компетенции по данной проблеме.

Сентябрь

Октябрь

4

Собрать банк данных по теме самообразования.

Март

5

Провести вводную диагностику родителей с учетом темы по самообразованию.

Апрель

6

Разработать мероприятия по теме самообразования.

Май

7

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования.

Май

8

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностики детей на начало нового учебного года.

Май

9

Разработка анкет для родителей с целью анализа познавательного развития детей дома. Анкетирование родителей, подведение итогов анкетирования.

Май

10

Разработка с учетом результатов первичной диагностики перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами.

Август

         

   2 этап реализации плана: основной.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение литературы по теме самообразования.

В течение года

2

Составление картотеки познавательного материала для детей старшего дошкольного возраста, где указаны задачи, предварительная работа, содержание предметной среды.

В течение года

3

Дополнение Центр познавательного развития необходимыми играми, материалом.

В течение    года

4

Провести вводную диагностику родителей с учетом темы по самообразованию.

  Август

5

Проведение диагностики детей на начало нового учебного года.

Сентябрь

6

Корректировка плана работы с детьми, родителями, педагогами.

Сентябрь

7

Памятка для родителей «Занимательная математика».

Октябрь

8

Консультация для родителей «Дома играем – математику изучаем».

Ноябрь

9

Оформление папки – передвижки для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Декабрь

10

Консультация для родителей «Организация познавательной среды в условиях семьи»

Февраль

11

 Папка-передвижка «Математические игры – что это?»

Март

12

Выставка методической литературы по теме для родителей

Апрель

13

 Организация математического КВН с родителями «Играем в математику»

Апрель

14

Промежуточный контроль: диагностика детей.

Апрель

15

Родительское собрание

Май

3 этап реализации плана: заключительный (2016 - 2017 учебный год)

Содержание работы

Сроки

1

Дополнение Центр познавательного развития необходимыми играми и материалом.

В течение    года

2

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

3

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты)

Октябрь

4

Подготовка материалов для публикации на персональном сайте.

Ноябрь

5

Консультация для педагогов ДОУ «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Февраль

6

Организация математического КВН с родителями «Играем в математику»

Март

7

Проведение итоговой диагностики

Апрель

8

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май


Результаты саморазвития

       Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области развития познавательных  способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста, освоить методы организации познавательного развития, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

       Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

        Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал. В ходе реализации плана по самообразованию проведена большая работа с родителями.  Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно», консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи», родители участвовали в математическом КВН «Играем в математику», оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни», индивидуальные беседы и консультации, оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»..

Для педагогов подготовлены рекомендации «Создание математического уголка в группе» (по возрастам). Было подготовлено и проведено занятие для педагогов «На поиски клада», в котором использовала множество приёмов и игровых технологий, на этом занятии педагоги увидели, как можно использовать занимательные математические игры в ходе образовательной деятельности, насколько они расширяют возможности детей проявить свои математические способности. В мае проведён итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения результатов проделанной работы, по итогам которой, можно сделать вывод о том, что использование занимательного математического материала способствовало.

- Активизации умственной деятельности детей.

- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.

- Формированию основ творческого мышления.

- Развитию эмоционально-волевой сферы.

- Развитию коммуникативных навыков.

- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений

- Повышению интереса детей к математике.

 - Привлекли родителей к данной теме.

 - Заинтересовали педагогов.

Список литературы

  1.  И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование Элементарных Математических представлений детей средней группы»
  2. Данилова В. В., Рихтерман Г. Д. «Обучение математике в детском саду»
  3. Колесникова Е. В. «Математика для детей 4 – 5 лет»
  4. Мышковская М. Б. «Математика в стихах и картинках»
  5. Новикова В. П. «Математика в детском саду»
  6. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. А. Вераксы
  7. Персон Л. Г. «Математика для дошкольников»
  8. Фалькович Ф. А. «Формирование математических представлений»
  9. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ФЭМП

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики с детьми трех четырех лет....

План по самообразованию по ФЭМП

План по самообразованию Использование развивающих игр для развития ФЭМП...

план самообразования по ФЭМП

План самообразования вторая младшая группа по теме " развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Самообразование по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов:  «Математик...

Самообразование по ФЭМП

Самообразование на 2020-21 учебный год...

Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...

Программа по самообразованию воспитателя детского сада Тема: «Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников»

В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта игра...