конспект НОД по ФЭМП "Всем на свете нужен дом"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Полуэктова Анастасия Юрьевна

     Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» составлен с учетом целей и задач ООП ДО и рабочей программы педагога, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и предназначен для реализации во второй младшей группе детского сада. В непосредственной организованной деятельности, форма организации  которой – фронтальная, планируется 12 детей. Продолжительность составляет 15 минут, что соответствует требованиям СанПиН.

     Содержание непосредственно образовательной деятельности направлено на формирование познавательной деятельности у детей 3- 4 лет, о первичных представлениях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Планируется уточнение знаний детей о доме, систематизация представления  о свойствах материалов; развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление. Воспитательная ценность мероприятия выражается во включении детей в совместное со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

    Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, а также воспитанию у детей таких качеств, как: дружелюбие, любознательность, общительность, отзывчивость, уверенность, эмоциональность, уважительность к сверстникам и т.д.

   Воспитательное мероприятия :

       - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

       -  строится с учетом принципа интеграции разных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей: игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательная, музыкальная, изобразительная;

       - создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет им становиться более общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящими к самостоятельности и творчеству;

       - предусматривает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность дошкольников;

        - построено на адекватном возрасту формах работы с детьми, где ведущим видом детской деятельности является игра;

        - при подготовке мероприятия соблюдались умственные и физические нагрузки для детей данного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалым «Буратино»

Конспект

непосредственной

образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Всем на свете нужен дом»

во второй младшей группе

Воспитатель

Полуэктова Анастасия Юрьевна

Когалым 2018г.

Пояснительная записка

     Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» составлен с учетом целей и задач ООП ДО и рабочей программы педагога, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и предназначен для реализации во второй младшей группе детского сада. В непосредственной организованной деятельности, форма организации  которой – фронтальная, планируется 12 детей. Продолжительность составляет 15 минут, что соответствует требованиям СанПиН.

     Содержание непосредственно образовательной деятельности направлено на формирование познавательной деятельности у детей 3- 4 лет, о первичных представлениях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Планируется уточнение знаний детей о доме, систематизация представления  о свойствах материалов; развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление. Воспитательная ценность мероприятия выражается во включении детей в совместное со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

    Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, а также воспитанию у детей таких качеств, как: дружелюбие, любознательность, общительность, отзывчивость, уверенность, эмоциональность, уважительность к сверстникам и т.д.

   Воспитательное мероприятия :

       - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

       -  строится с учетом принципа интеграции разных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей: игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательная, музыкальная, изобразительная;

       - создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет им становиться более общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящими к самостоятельности и творчеству;

       - предусматривает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность дошкольников;

        - построено на адекватном возрасту формах работы с детьми, где ведущим видом детской деятельности является игра;

        - при подготовке мероприятия соблюдались умственные и физические нагрузки для детей данного возраста.

Тема «Всем на свете нужен дом»

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «Дом».

Задачи:

- создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, мокрый);

-  расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость) материала (дерево, ткань, бумага);

-    способствовать овладению способами предметов (мнется- не мнется, рвется- не рвется);

-     формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, приучать детей к вежливости.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: макет деревянного дома голубого цвета, картины с изображением низкого и высокого домов, игрушка Медведь, логические блоки Дьениша (круг, треугольник, квадрат), монитор.

Раздаточный материал: деревянные бруски, бумага, салфетки тканевые, конусы, блюдца с водой, куклы и фигуры зверей, соразмерных макету домика, маленькие игрушки(«киндер сюрприз»).

Словарная работа: Активизация в речи детей имен существительных и прилагательных : крупные, мелкие, твердые, мягкие, мокрые, мнется.

Обогащения словаря детей такими словами, как: многоэтажный, одноэтажный.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, показ игрушки, художественное слово, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, игровое упражнение «Строим дом», дидактическая игра «Муравьишки».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, конструирование и двигательная.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций домов, игры с настольным и напольным строительным материалом, аппликация «Построим дом», разгадывание загадок «Дом», «Окно», «Стены», «Крыша», дидактические игры с использованием блоков Дьениша, дидактические игры «Подбери ключ к замку», «Сколько домиков», пальчиковые игры «Новый дом», аудиозапись «Есть в лесу  из бревен дом», «Я хочу построить дом».

Ход мероприятия:

Мотивационно – ориентировочная часть:

(Дети и воспитатель организовывают круг)

Воспитатель: Мы снова встретились с вами  в детском саду. А откуда   вы пришли в детский сад?

 Ответ детей: Из дома.

Воспитатель: Я тоже пришла в детский сад из дома. У всех детей и взрослых должны быть  дома. Сегодня мы с вами узнаем, какие бывают дома, и кому ещё, кроме людей, нужен дом. Посмотрите, что я при несла вам для игры. (Воспитатель показывает макет деревянного дома).

Ответ детей: Домик.

Воспитатель: Как вы думаете, кто  в нем живет?

Ответ детей: Куклы, игрушки.

Воспитатель: Да, это кукольный дом. Человек не может в таком домике жить. А почему ?

Ответ детей:  Он маленький.

Воспитатель:  Послушайте, сейчас нам Кирилл прочтет про него стихотворение:

Кирилл: Посмотрите: это дом –

С крышей, стенами, окном.

Он и с дверью, и с  трубой.

Цвет у дома – голубой!

Заходите смело в дом!

- Приглашаете? Войдем! ( «Мой дом» Н. Гоголь)

Основная часть:

Воспитатель:  Давайте его внимательно рассмотрим. Что есть у нашего домика? (Дети называют и показывают)

Ответ детей: Крыша, стены, окно, дверь.

Воспитатель: Вы все правильно назвали. Такие части есть у каждого дома. Давайте в маленький дом поселим маленьких жителей .

Воспитатель: А какие по размеру дома строят для людей?

Ответ детей: Большие.

Воспитатель: У нас  на экране картинки с изображением домов для людей. Давайте на них  посмотрим и сравним . (Дети рассматривают изображения домов на доске : слева – одноэтажный дом, справа - многоэтажный). Посмотрите на домик, который изображен слева. Что можно сказать о его высоте? (Воспитатель проводит рукой  вдоль домика снизу вверх, показывая высоту).

Ответ детей: Низкий

Воспитатель: Посмотрите на домик, который с права. Что можно сказать о его высоте? (Воспитатель проводит рукой  вдоль домика снизу вверх, показывая высоту).

Ответ детей: Высокий

Воспитатель: Молодцы! В низком доме строители сделали всего один  этаж. Такой дом называется – одноэтажным. А   в высоком доме – много этажей. Такой дом называют – многоэтажный. Саша, покажи на экране одноэтажный дом. Сколько в нем этажей?

 Ответ детей: Один.

Воспитатель: Даниил, покажи на доске многоэтажный  дом. Сколько в нем этажей?

Ответ детей: Много.

Воспитатель: Ребята, утром к нам в детский сад пришёл гость. Это Медведь косолапый.(Воспитатель показывает игрушку Медведь). Он пришёл к нам из сказки «Теремок». Медведь сломал теремок и теперь зверям негде жить. Мишка хочет построить новый дом, но не знает из какого материала. Поможем ему?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: (Воспитатель приглашает детей за столы, где детям предложены блюдца с образцами ткани, бумаги и  деревянные брусочки). Что можно сказать о бумаги?

Ответ детей: Она мнется.

Воспитатель: Теперь попробуем ее порвать. Что можно сказать о бумаги теперь?

Ответ детей: Она рвется.

Воспитатель: А если пойдет дождь, что с ней станет? (Воспитатель показывает мокрую бумагу)

Ответ детей: Она намокнет.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, можно ли строить дом из бумаги? Почему ?

Ответ детей: Нельзя. Он порвется, дом будет мокрый.

Воспитатель: Молодцы! Теперь найдите в своих блюдцах кусочек ткани. Попробуем ее помять. Получилось? Почему?

Ответ детей: Она мягкая.

Воспитатель: А если мы  опустим ткань в воду, что с ней станет?

Ответ детей: Она намокнет.

Воспитатель: Нужен нам  такой материал для дома?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель:  А теперь возьмите деревянные брусочки.  Давайте помнем дерево. Что можно сказать о дереве?

Ответ детей: Не мнется.

Воспитатель: Попробуйте порвать дерево. Получилось? Что можно сказать о дереве?

Ответ детей: Оно не рвется.

Воспитатель: Постучите палочкой о стол. Получилось? Что можно сказать о дереве ? Твердое оно или мягкое?

Ответ детей: Твердое .

Воспитатель: Правильно. И даже если опустить его в воду, оно останется таким же твердым и прочным.(Воспитатель показывает детям вынутый из воды брусок). Из какого же материала лучше строить теремок : из бумаги, из ткани или из дерева?          

Ответ детей: Из дерева.

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть в игру «Строим дом».

Физкультминутка «Строим дом» по стихотворению Н. В. Нищевой.

Раз , два, три, четыре, пять! (хлопаем в ладоши)

Будем строить и играть. (приседают)

Дом большой, высокий строим, (тянут руки вверх, встают на носки)

Окна ставим, крышу кроем. (прыгают на месте)

Вот какой красивый дом –

Будет жить в нем старый гном. (приседают)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Подходите к столу. Здесь у меня разложены фигуры и домики (бумажные конусы) для этих фигур. Какие фигуры вы узнаете?  

Ответ детей: Круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Возьмите по одной любой фигуре и спрячьте в свой домик. Пусть эти фигуры превратятся в муравьев. А мы поможем им добраться до муравейника.

Дидактическая игра «Помоги муравьям» (Носова Е.А. , Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников – 2е изд.- С-Пб.: Детство- Пресс, 2002)

Каждый ребенок получает муравейник – конус. Ведущий называет, какие муравьи должны спрятаться в домик (например красные), а дети прячут под свои домики-конусы соответствующие фигуры Дьениша. В конце домики открывают и проверяют, не попала ли туда фигура (Муравьишка) другого цвета. После проверки и исправления ошибок фигуры возвращаются на место. Ведущий дает новую команду: спрятаться большим муравьишкам ( или   не круглым, или не желтым).

Воспитатель: Молодцы,  ребята! Я предлагаю вам  сделать из геометрических фигур дом. Ребята , какие  замечательные у вас получились домики, нашему гостю очень нравится.

Рефлексивно – оценочная часть

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнит, что мы сегодня узнали нового.

(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)

О чем мы сегодня говорили?

Ответ детей: О доме.

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового о домах? Какие они бывают?

Ответ детей: Они бывают одноэтажные и многоэтажные.

Воспитатель: Кому на свете нужен дом?

Ответ детей: Людям, животным.

(Воспитатель обобщает ответ детей)

Воспитатель: Кому мы помогали выбрать материал для нового теремка?

Ответ детей: Медведю.

Воспитатель: Из чего мы  посоветовали медведю строить теремок?

Ответ детей: Из дерева.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам заселить в ваши прекрасные и разноцветные домики жителей.

(Дети выбирают себе жителей  и обыгрывают свои дома).

   

Самоанализ.

Для  проведения  данного мероприятия  мною была организована РППС, которая располагала к равному участию на мероприятии взрослого и детей, к свободному общению всех участников мероприятия, обсуждению вопросов, поиску решений по данной лексической теме, что соответствует требования ФГОС ДО.

Разрабатывая данный конспект я, прежде всего, учитывала возрастные и психологические особенности  детей, что помогло мне наметить цель и задачи, содержание, форму проведения совместной деятельности, подобрать методы, приемы и средства, необходимые для достижения положительного результата.

Непосредственная образовательная деятельность «Всем на свете нужен дом», проводилась с детьми второй младшей группе. Присутствовало 12 человек, цели и задачи были определены в соответствии ООП дошкольного образования.

Во время совместной деятельности использовала развивающую технологию, где процесс представляется как творческий поиск познавательных задач.

Отмечу , что сегодня решались закрепляющие задачи посредством дидактических игр    и блоков Дьениша. Мы закрепляли материал, изученный в первой младшей группе. Дети прошлый год познакомились с величиной (большой дом – маленький дом), фигурами (кубик, кирпичик). С понятием геометрические фигуры познакомились недавно. Хочется отметить, что в сентябре по результатам   мониторинга дети совсем не знали, что такое квадрат, треугольник.

Была соблюдена структура совместной деятельности.

В самом начале я организовала детей, привлекла их внимание приветствием и создала психологический настрой добрым пожеланием.

Присутствовал и мотивационно-побудительный момент, была создана проблемная ситуация : Медведь сломал Теремок, дети самостоятельно предложили помощь Медведю, были настроены на предстоящую деятельность.   Это еще было использовано и для того, чтобы дети не потеряли интерес к тому, что происходит на мероприятии, и стремились добиться поставленной цели и выбрать прочный материал.

На мероприятии учитывала принцип от простого к сложному. Познавательно- исследовательская деятельность и дидактические игры показали, что дети   усвоили знания и умения, которые  определены целями и задачами по ООП ДО на данном этапе.

На заключительном этапе была использована рефлексия.

Присутствовал и открытый временной конец, где дети с удовольствием могли продолжить закрепление знаний о геометрических фигурах заселяя свои домики жителями и обыгрывая ситуацию

Для достижения поставленной цели использовала все основные методы: наглядные – интерактивная презентация «Всем на свете нужен дом», демонстрация макета;

словесные -  пояснение, указание, вопросы. Чтение стихотворения наизусть. В течение всего мероприятия старалась активизировать словарь детей, с помощью наводящих вопросов, повторов ответов. Побуждала детей самим строить предложения;

игровые – игровая мотивация, создание проблемной ситуации, игровая физминутка;

практические – опыты с бумагой, салфеткой, бруском, дидактическая игра, упражнение, задания игрового характера, направленные на закрепление знаний о разнообразии видов домов и названиях геометрических фигур.

В ходе совместной деятельности знания о видах домов у детей обогащались, уточнялись, систематизировались.

Присутствовали на мероприятии и различные формы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Разнообразные методы и приемы, формы и способы организации, способствовали выполнению программных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе по теме «Всем на свете нужен дом»

Конспект интегрированной НОД,ФЭМП, окружающий мир и аппликация....

Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе по теме «Всем на свете нужен дом».

Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе по теме «Всем на свете нужен дом»....

Конспект интегрированной ООД во второй младшей группе по теме "Всем на свете нужен дом"

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познание (ФЭМП, ознакомление с социальным и предметным миром, ознакомление с миром природы, расширение кругозора), художественное творчество ...

Конспект ОД Тема: «Всем на свете нужен дом» Образовательная область: познавательное развитие. Группа общеразвивающей направленности полного дня, Старший возраст 5-6 лет.

Тема ОД: «Всем на свете нужен дом».Приоритетная образовательная область: ОО Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное ...