НОД старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет "Приключение колобка"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Лысенко Татьяна

НОД старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет "Приключение колобка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_konspekt.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП)

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 – 7 ЛЕТ)

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА»

Цель: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10; сравнение чисел в пределах 10; закрепить прямой и обратный счет; воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь

Задачи:

Образовательная: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10; сравнение чисел в пределах 10; учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков; закрепить умение детей сооружать объекты из геометрических тел; закреплять умение правильно применять знаки >, <, =. закрепить прямой и обратный счет.

Развивающая: развивать смекалку, зрительную память, воображение; создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, внимание, заботливое отношение к сверстникам, желание оказывать помощь; интерес к выполнению математических заданий.

Целевые ориентиры образования: обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: куклы кукольного театра (заяц, волк, медведь, лиса), плоскостная картина улья, мяч желтого цвета – Колобок, конверты с заданиями, мольберт.

Раздаточный материал: карточки среднего формата к заданию («Сравни числа»); карточки-пчелки к заданию («Пасека»), карандаши.

Материал и оборудование: деревянный конструктор, карандаши на каждого ребенка, маркер, кубики, магниты.

Методические приемы:

  • Релаксационные упражнения перед занятием;
  • Игровой (создание игровой ситуации, активная деятельность детей);
  • Наглядный (использование иллюстрации, опорных инструкций);
  • Практический (физкультминутка);
  • Словесный (напоминание, пояснение, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • Поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа: пересказ сказки «Колобок», развитие умения выполнять элементарные арифметические операции с числами в пределах 10, разучивание физкультминутки.


Структура занятия:

1 этап – Вводная часть (организация детей) – 3 минуты: создание условий для возникновения у детей потребности включения в деятельность;

2 этап – Основная часть (практическая деятельность) – 24 минут: организационно-поисковый;

3 этап – Заключительная часть (рефлексивная часть) – 3 минуты: рефлексия, создание ситуации успеха, фиксирование достижения цели, поставленной в начале занятия перед детьми.

Описание условий реализации программы НОД:

Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 6 – 7 лет. В НОД участвуют дети подготовительной группы. Длительность НОД соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13 и составляет 30 минут.

В середине НОД для профилактики переутомления детей проводится физкультминутка.

Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: непрерывности (занятие построено на базе предыдущих совместных действий воспитателя и детей); активности (мотивация и интерес поддерживались на протяжении всего занятия); доступности (задания и материалы созданы в  соответствии возрастными особенностями детей);         психологической комфортности;

Вводная часть НОД (введение в ситуацию) – направлена на включение детей в беседу, создание эмоционального настроя. Была создана игровая ситуация, когда дети сами определяли, в какую сказку они отправятся.

Основная часть НОД – это самостоятельная деятельность, направленная на поиск и решение поставленных задач. В основную часть НОД включены задания на повторение изученного материала  и подведения детей к усвоению нового знания.

Задание № 1 Решить задачи и подобрать к ним запись-решение – направленно на умение перевести текстовую задачу в аналитическую запись;

Задание № 2 «Сложная задача» – задание направлено на внимательность и смекалку;

Задание № 3 «Построй дом» – направленно на развитие умения создавать постройки определенной направленности, умение работать в группе;

Задание № 4 «Сосчитай-ка» – задание направлено на развитие математического мышления;

Задание № 5 «Пасека» – направленно на закрепление умения выполнять арифметические действия сложения и вычитания с числами в пределах 10.

Задание № 6 «Сравните числа» – направленно на закрепление умения выполнять арифметическое действие сравнения с числами в пределах 10.

Задание № 7 «Пароль» – направленно на закрепление умения выполнять арифметические действия сложения и вычитания с числами в пределах 10, чтение по слогам.

В середине занятия с целью снятия статического напряжения повышения умственной работоспособности, проведена физкультминутка.

Заключительная часть (рефлексивная часть) – подводится итог деятельности: используется  метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей.

Во время НОД обращается внимание детей на осанку, на умение садиться за столы и вставать из-за столов, так же на культуру поведения: внимательно слушать, не  перебивать собеседника.

При подведении итогов НОД используется  метод «вопрос – ответ», задаются наводящие вопросы, например: Куда мы сегодня с вами отправились? Кому помогали? Что делали? Чему ты научился? Что нового узнали? Вам понравилось наше путешествие? Чем понравилось? С какими трудностями столкнулись?


Ход:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится? Тогда вспомним, каких зверей встретил Колобок? Кого первого? Кто был вторым? Третьим? Каким по счету была лиса? Вот мы и готовы начать путешествие вместе с Колобком. Итак, начинаем:

«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: Испеки мне, старуха, колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться…»

Что было дальше?

Дети. Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Воспитатель.  Катится, Колобок, катится и вдруг видит Зайца. Что сказал Заяц Колобку?

Дети: Колобок, Колобок, я тебя съем! А колобок ему ответил Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и от тебя заяц уйду.

Воспитатель. Подождите. Так сказал Заяц и Колобок в обычной сказке, а в нашей, математической, Заяц не пропустит Колобка, пока тот не выполнит его задания. Давайте поможем Колобку? Давайте возьмем конверт с заданиями.

Задания Зайца № 1:        Решить задачи и подобрать к ним запись-решение:

Три яблока из сада Ёжик притащил,

Самое румяное Белке подарил.

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки –

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышей

Съели оставленный сыр? (5)

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два – под березой,

Один – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? (3)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

Задания Зайца № 2:        И последнее задание зайца «Сложная задача» на внимательность.

У березы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой ветке по шишке. Сколько всего шишек?

Дети:  Шишки не растут на березе.

Воспитатель: Молодцы! Теперь Колобок может продолжать путешествие дальше по дорожке. Катится, катится Колобок, а навстречу Колобку…

Волк: Колобок, Колобок, я тебя не пропущу, пока ты не выполнишь мои задания.

Задания Волка№ 1: «Построить 2 дома из деревянного конструктора»

Воспитатель: Ребята, чтобы нам не терять время и быстрей построить 2 дома для волка, я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда построит свой дом и сделает презентацию дома, чтоб волк мог выбрать дом, в котором он захочет жить.

Дети самостоятельно делятся на две команды.

Воспитатель: Молодцы, быстро разделились. Приступаем к постройке!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. А теперь давайте каждая команда представит свой дом.

Дети представляют дом.

Воспитатель: А ведь волк приготовил нам не одно, а два задания…

Задания Волка№ 2: «Сосчитай-ка» А теперь волк хочет убедиться в вашей находчивости.

Сколько солнышек на небе?

Дети: – одно.

Сколько колес у машины?

Дети: – четыре.

Сколько у ежиков лапок?

Дети: – четыре.

Сколько глаз у лисы?

Дети: – два.

Сколько нас всех в группе?

Дети: – Много.

Сколько ушей у двух мышей?

Дети: – четыре.

Сколько огоньков у светофора?

Дети: – Три.

Молодцы, справились с заданием! Теперь Колобок может продолжать путешествие дальше по дорожке. Отпустил Волк Колобка. Покатился Колобок дальше. Докатился до полянки с цветами,  и решил отдохнуть.

Физкультминутка «Колобок».

Колобок, Колобок, (дети на корточках идут по кругу)

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился (бегут на носочках друг за другом)

И назад не воротился.

Встретил Мишку, Волка, Зайку – (изображают медведя, волка, зайца)

Всем сыграл на балалайке. (показывают игру на балалайке)

У Лисы спел на носу – (танцуют присядку)

Больше нет его в лесу. (разводят руки в стороны.)

Воспитатель: Отдохнули? Зарядились энергией? Тогда вместе с Колобком двигаемся дальше. Катится Колобок, катится, видит – опушка, на опушке Медведь сидит

Медведь. Колобок, Колобок, ты здесь не пройдёшь, мои пчёлы разлетелись.

Воспитатель: А давай медведь ребята помогут твоих пчел в улей посадить.

Задания Медведя № 1: «Пасека» – дети решают примеры, написанные на пчёлках и «сажают» их в улей с цифрой-ответом.

Воспитатель: А вот еще одно задание от медведя

Задания Медведя № 2:        Работа по карточкам. «Сравните числа», поставьте знак.

Возьмите прямоугольные карточки. 5*4; 7*7; 8*6; 9*10.

Воспитатель: Давайте ребята сверим, правильно ли мы сравнили числа, а то медведь рассердится и не пропустит нас дальше…

Воспитатель. Все верно, Молодцы! Снова покатился Колобок дальше. Катится Колобок дальше и видит красивые цветочки на полянке, а за цветочками прячется… Лиса.

Лиса. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, задай лучше мне наисложнейшее задание.

Лиса. Хорошо. Читайте задание

Задания Лисы:  «Пароль» Я придумала слово-пароль и чтобы этот пароль отгадать, каждый из вас должен решить по одной задачке и из всех чисел выбрать верное число и расположить их в порядке убывания сверху-вниз.

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

Лиса. Нет, не верно… Все таки я съем тебя колобок…

Воспитатель: Нет, нет, нет, не ешь колобка, все задачки наши дети решили правильно, дай нам еще минутку подумать. Что то не понятное получается… это какой то номер телефона… Ой, посмотрите ребята, а на карточке, на ее обратной стороне буква написана, может если карточку перевернуть, то получится слово-пароль

Дети переворачивают карточки и читают получившееся слово

Воспитатель: Математика – правильный пароль?

Лиса. Все верно.

Воспитатель. Поблагодарила Лиса Колобка, отпустила и покатился Колобок дальше навстречу новым приключениям. Вот и сказке нашей конец.

Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Получилась у нас математическая сказка?

Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.

На этом наше путешествие закончилось. Спасибо за занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением развития речи"Путешествие в страну колобков".

В Нод представлена сказка колобок на новый лад. Где дети встречают сказочного персонажа Колобка, который предлагает отправиться в страну где живут колобки(мячики ) разных размеров.Дети путешествуя вст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по волшебному лесу».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы ро развитию речи....

Методическая разработка интегрированной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Колобка».

Предлагаемый материал был представлен на городской профессиональный конкурс методических разработок  «Деятельность – путь к знанию» в номинации «Физическое развитие дошкольников» по направлению «...

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие колобка.

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму....

Музыкальная сказка "Новые приключения колобка" для детей старшего дошкольного возраста.

Доставить детям радость и удовольствие от участия в развлечении, пробудить творческую активность. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать разнообразные эмоции, развивать у детей эстетические...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения Колобка в стране Математики»

Задачи познавательных областей:«Познавательное развитие»: -  продолжать учить детей, раскладывать полоски в порядке убывания длины; -  способствовать усвоению счёта и о...

Конспект НОД в для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Колобка"

Конспект НОД в для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Колобка" с использованием развивающих игр: «Восьмерка», «Геоконт», Блоки Дьенеша, двуцветные квадр...