Конспект по организованной образовательной деятельности по познавательному развитию со старшими дошкольниками по теме: «Знакомство с календарем и его видами».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Петухова Татьяна Витальевна

Цели: Знакомство детей с разными видами календаря;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по организованной образовательной деятельности по познавательному развитию со старшими дошкольниками по теме:  «Знакомство с календарем и его видами».

Цели: Знакомство детей с разными видами календаря;

Задача: Формировать элементарные временные представления, стремления планировать свою жизнь по календарю; представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый год»; закрепление умения составлять модели (суток, недели, года, ориентироваться на модели.

Демонстрационный материал: Демонстрационный материал: разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный); модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного); модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной).

Раздаточный материал: картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый); модели дней недели в виде цветика – семицветика.

Ход деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

Дети: Это модель суток.

Воспитатель: Из каких частей состоят сутки расскажут ребята

(дети читают стихи)

1. «Утро»

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. «Добрый день»

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. «Вечер»

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. «Ночь»

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже

Воспитатель: О каких частях суток рассказали дети?

Дети: Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.

Воспитатель: Из скольких частей состоят сутки?

Дети: Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети: День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем.

Игра с картинками

Воспитатель: Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети: Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель: А когда дети играют?

Дети: Днем.

Воспитатель: А когда спят?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра «Закончи предложение»

- Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

- Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети: Нет, не изменяется.

Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

Работа над закреплением понятия «Неделя»

Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети: Неделя.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй»(с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней.

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель: Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель: В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети: В субботу и воскресенье.

Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?

Дети: Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель: С какого дня начинается неделя?

Дети: С понедельника.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)

Воспитатель: Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.

Воспитатель: Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.

Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»

Воспитатель: Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети: Модель года.

Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети: Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети: Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки:

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?

Дети: Весна.

Воспитатель: Какое время года предшествует осени?

Дети: Лето красное.

Воспитатель: В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети: Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель: В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети: Лету красному.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Знакомство с разновидностью календарей

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети: С помощью календаря.

Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи?

Дети: Календари показывают число, месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.

Воспитатель: Чем отличаются календари?

Дети: Размером, цветом оформлением.

Воспитатель: Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Дети: 14 января, среда.

Воспитатель: Еще бывают настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети: Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети: потому что семь дней недели.

Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

(Воспитатель показывает перекидной календарь)

Воспитатель: А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь)

Воспитатель: Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель: И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Загадка:

Под новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети: Это календарь.

Воспитатель: Вы правильно догадались, это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь?

Дети: Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем.

(Воспитатель показывает детям модель календаря)

Воспитатель: Какой формы этот необычный календарь?

Дети: Он круглый.

Воспитатель: Правильно, наш календарь круглый, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь?

Дети: Белым, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети: Мы обозначали времена года.

Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Воспитатель: Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети: Новый год

Воспитатель: А что обозначает эта модель?

Дети: Она обозначает модель года.

Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель: Назовите самые холодные месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А теперь назовите самые жаркие месяца.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?

Дети: 12 месяцев.

Воспитатель: Назовите их по порядку.

(Дети называют месяца года)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель: Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?

Дети: Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель: Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?

Дети: Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

Воспитатель: как вы думаете, для чего календарь нужен человеку?

Дети: Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.

Воспитатель: Что вы узнали нового, необычного о календарях? Какие вы календари запомнили?

Дети: Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.

Воспитатель: Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей, узнали об их назначении.

Воспитатель: А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари.

Воспитатель: Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание дошкольников) «Возьми кусочек Родины с собой» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Возьми кусочек Родины с собой» Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому – очень важно привит...