конспект Развитие математических представлений
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Зубарева Наталья Николаевна

Конспект Организационной образовательной деятельности

В области «Познание»

Средняя группа

Развитие математических представлений

« Как измерить удава»

Задачи:  

1.Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки.

2.Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки.

4. Закреплять счет в пределах 8, умение соотносить цифру с количеством, пространственно-временные отношения.

5. Развивать воображение, мышление, память. Воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении заданий.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: обогащать словарь детей.

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Материалы:
Демонстрационный – изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда
Раздаточный – ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.
Предварительная работа:
Просмотр детьми мультфильма «38 попугаев». Выявление главных героев и беседа по сюжету мультфильма.

Организация детей: посадить полукругом.

 

Ход ООД

1часть (организационная)

Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.

Воспитатель спрашивает:
- Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:

- Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
- Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
- Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
- А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).

 

2часть (основная)

         На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.

 Физкультминутка «Три медведя».
Дети изображают медведей и выполняют действия согласно тексту.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был -
С погремушками ходил.

 Игра « Садовники».
Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы.

« Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
-  Какой формы ваша клумба?
-  Сколько у нее углов?
-  Покажите верхние углы (нижние).
- Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?

- А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.

- Начинаем, сажать цветы: посадите, в верхний левый угол, 2 синих цветка,

 в нижний правый 1 желтый, в верхний правый, красный и синий цветки.

- Какой угол остался свободным? « Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена. Дети должны определить, какая цифра пропущена.

Пальчиковая игра «Паук».
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

Игра: «Не ошибись».
Перед началом игры ведущий дает детям задание: « Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее.

Игра: «Распутай клубок».
Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним сюжетом:
1) Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.
2) Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.
3) Котенок размотал весь клубок.
Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.

3часть (заключительная)

- Ребята, что мы с вами делали сегодня?

- Что нового и интересного вы узнали?
- Понравилось вам работать с мерками?
- Хотите продолжить измерения?
- В следующий раз мы с вами продолжим наши измерения. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа

Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...

Конспект образовательной деятельности, с использованием УМК, по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: «Математическая экспедиция»

Конспект непосредственной образовательной деятельности,с использованием УМК, по развитию математических представленийу детей старшей группы на тему:   «Математическая экспедиция»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....