Статья. Сенсорное развитие детей 2-3 лет с использованием дидактических игр на комплекте палочек Кюизенера
статья по математике (младшая группа) на тему

Петрова Наталья Борисовна

Рассмотрена острая необходимость сенсорного развития детей, особенности развития мозговой деятельности, психического развития детей 2-3 лет. Применение палочек Кюизенера оправдано по ряду признаков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Много внимания сенсорному развитию уделял академик Венгер Леонид Абрамович. Он считал, что «Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие».

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

В образовательной области  «Познавательное развитие» указаны основные цели  в части ФЭМП: формирование, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

В своей работе педагог использует методики, технологии разных авторов. Приведу опыт своей работы с дидактическим материалом палочки Кюизенера. Получили свое название по фамилии бельгийского ученого, разработавший уникальную методику обучения детей математике,  Джорджа Кюизенера.

  Методика Кюизенера реализована в палочках. С помощью данной методики можно не только научиться математике. Методика Кюизенера универсальна - она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Помимо явной эффективности обучения математике, данная методика задействует еще ряд пограничных областей: развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.

«Ум ребёнка на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский.

В возрасте 2-3 лет игра предметно манипулятивная. Палочки Кюизенера интересны детям, представляют яркий дидактический материал. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. В качестве сенсорных эталонов выступают цвета спектра. Эталоны формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер. В процессе игровых упражнений развивается глазомер, дети осваивают способы измерений (наложение, приложение).

Игры подготовительного этапа. Цель: ознакомление с палочками как с игровым материалом. Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам. Вводятся понятия «такой же», «не такой, как». Используются слова «одинаковый», «разный». Вопросы: «Сколько палочек?», «Какого цвета?».

Рисунок 1

Игры подготовительного этапа.


Игровое упражнение «Поезд». Цель: усвоение понятия «цвет». Приобщение к моделированию. Развитие внимания, памяти, воображения.

Рисунок 2

Игровое упражнение «Поезд».

Рисование палочками Кюизенера.  Усвоение величины связано с умением подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Рисунок 3

Рисование палочками Кюизенера.

В образовательном предложении для детей палочки Кюизенера использование палочек Кюизенера решают:

Образовательные задачи:

Расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов.

Формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру.

Развивающие задачи:

Развивать мелкую моторику, образное логическое мышление, память, внимание.

Развивать слуховое внимание.

Воспитательная задача:

Воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки.

В помощь педагогу список литературы для использования палочек Кюизенера для сенсорного развития.

  • Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1988.
  • Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
  • А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
  • Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
  • Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
  • Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
  • А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г.
  • «Логика и математика для дошкольников» ( под редакцией З.А.Михайловой ),  СПб, «Детство-Пресс», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет

Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера  как средства сенсорного развития, формирования     элементарных математических ...

Конспект НОД с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера.

Конспект НОД  с детьми 4-5 лет по развитию  элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера....

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Познавательное развитие (ФЭМП) "Мы строим зоопарк" с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Статья "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера".

Статья "Интеллектуальное  развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием  палочек Кюизенера"....