Технология по логико-математической работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера(Л.Ф.Комарова, Е.А.Носова, В.П.Новикова)
методическая разработка по математике

Дайкова Надежда Сергеевна

                                                      Пояснительная записка

        Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.

Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.

         Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике

         Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

         Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.

       Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

      Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

       В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

      В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.

   Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

     Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера – на основе В.П. Новиковой, Л.Д. Комаровой, Л.И. Тихоновой.

     Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

     Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

     Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_palochki_i_bloki.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                                      Пояснительная записка

        Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.

Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.

         Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике

         Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

         Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.

       Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

      Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

       В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

      В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.

   Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

     Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера – на основе В.П. Новиковой, Л.Д. Комаровой, Л.И. Тихоновой.

     Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

     Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

     Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр: «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».

Задачи:

Образовательные:

- формирование базисных математических представлений;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.

Развивающиеся:

- активизировать умственную деятельность детей;

- развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и т.д;

- развивать основы творческого мышления;

- развивать эмоционально – волевую сферу;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- повышать интерес детей к математике;

- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;

- воспитывать нравственно – волевые качества личности.

В технологии использованы различные формы организации детской деятельности:

- развивающие игры;

- творческие задания;

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

- постановка и разрешение проблемных ситуаций;

- сюжетная подача материала.

 Логико - математические игры проводятся в непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП и во второй половине дня.

Технология по работе с логико- математическими  блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» разработана на основе методических пособий:

Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»

Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

Носова Е.А., Михайлова З.А. «Логико – математическое развитие дошкольников»

Финкельштейн Б.Б «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек», «На золотом крыльце», «Кростики» - Посудная лавка.

Альбомы для блоков Дьенеша:

- «Для самых маленьких» 2-3 года;

- «Лепим нелепицы» с 4 лет;

- «Поиск затонувшего клада» 3-8 лет;

- «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

Альбомы для палочек Кюизенера:

- «Волшебные дорожки» 2-3 года;

- «Дом с колокольчиком» 3-5 лет

                           

                                Перспективное планирование средняя группа.

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное  содержание

Используемая методика

1 неделя

1.«Знакомство с логическими блоками Дьенеша».

-найди такие же фигуры, как эта, по цвету и размеру;

- найди такие же фигуры, как эта, по форме и величине;

-назови, какая это фигура по цвету и форме;

- назови, какая это фигура по толщине и по размеру.

 

1.Рассматривание геометрических фигур; знакомство со свойствами логических блоков; классификация по признакам.

Блоки Дьенеша на каждого ребенка

2неделя

1.«Посмотри и расскажи, что зашифровано?»

1.Знакомство с карточками-символами. Развивать способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать свойства.

Карточки - символы

3неделя

«Логические фигуры»

Развивать умение задавать вопросы; развивать умение выделять свойства.

 «Давайте вместе поиграем» стр3.

4 неделя

Диагностика

Диагностика уровня развития логико- математического мышления детей

Беседа, диагностические задания

 

                                                                            ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное  содержание

Используемая методика

1 неделя

«Кто живёт домике?»; «Чей домик?»

Рассматривание геометрических фигур; знакомство со свойствами логических блоков; классификация по признакам.

Блоки Дьенеша на каждого ребенка

2неделя

«Выложи дорожку».

Упражняемся в умении декодировать свойства предметов.

Карточки - символы

3неделя

Игра «Найди пару».

Продолжаем осваивать символы свойств, развитие зрительной памяти.

 «Давайте вместе поиграем» стр4

4 неделя

 «Лепим небылицы»

Продолжаем сочинять «Небылицы».  Упражняемся  в умении выкладывать по схеме, декодировать информацию.

Альбом «Лепим небылицы» 4-6

                                                                                 НОЯБРЬ

Неделя

Тема занятий

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

1.Знакомство с палочками Кюизенера. «Цветик-семи цветик», «Олень»

1.Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.

 «На золотом крыльце» стр1,2

2 неделя

«Что какого цвета?».

 Игровое упражнение «Строим дорожки».

Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова «такая же», «одинаковые», «тоже красная» и т.д.; развивать зрительный глазомер.

Л.Д..Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8

3 неделя

Логические блоки. «Рыбалка»

Упражняемся в умении моделировать; декодировать символы свойств логических фигур; умении охарактеризовать свойства своих предметов

 «Давайте вместе поиграем» стр5

4 неделя

 «Дом с колокольчиком»

 Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Альбом «Дом с колокольчиком»  стр1,3

                                                                             ДЕКАБРЬ                

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

«Выкладываем из палочек.»

 Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек.

 « На золотом крыльце» стр3-4

2  неделя

Логические блоки.

Игра «Садовник».

1.Упражняемся в умении моделировать; декодировать символы свойств логических фигур; умении охарактеризовать свойства своих предметов.

 «Давайте вместе поиграем» стр4-5

3неделя

 «Дом с колокольчиком»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Альбом «Дом с колокольчиком» стр2-4

4неделя

«Лепим небылицы»  

Продолжаем сочинять «Небылицы».  Упражняемся в умении выкладывать по схеме, декодировать информацию

Альбом «Лепим небылицы» стр7,10

                                                                         ЯНВАРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

«Лепим небылицы»

Продолжаем сочинять «Небылицы».  Упражняемся в умении выкладывать по схеме, декодировать информацию

Альбом « Лепим небылицы» стр8,11

2неделя

 «Яблоко», «Мышка»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Альбом «Дом с колокольчиком» стр5,8

3неделя

 «Угощение для медвежат»

Развивать умение сравнивать предметы по 1-4 свойствам; понимание слов «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию «отрицание свойств».

 «Давайте поиграем вместе» стр6.

4 неделя

«Забор»

Учить детей сравнивать предметы по высоте, называя «выше», «ниже», «одинаковые по высоте, различать направления: слева, справа. Развивать мелкую моторику

В.П.Новикова стр8

                                                                              ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

«Помоги муравьишки.» (I)

Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)  

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр74

2неделя

«Дом с колокольчиком»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Альбом «Дом с колокольчиком» стр10,12,13

3неделя

 Логические блоки. «Угадай -  ка» (I)

Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) 2.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр75

4 неделя

«Домик в деревне».

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек.

 «На золотом крыльце» стр6

                                                                                     МАРТ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

 Выкладываем из палочек.  По выбору детей.

 Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек

 «На золотом крыльце» стр7,8

2неделя

Логические блоки. «Найди клад). (I)

Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр77

3неделя

Выкладываем из палочек.  По выбору детей.

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек

Альбом  «На золотом крыльце» стр 9,10

4неделя

Логические блоки. «Где чей гараж?» (построим дом). (I)

Развивать умение классифицировать. Умение работать с таблицей.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр83

                                                                       АПРЕЛЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

« Улитка на солнышке», «Собачья семейка»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек

 «На золотом крыльце» стр11,12

2неделя

Логические блоки. «Дорожки». (I)

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр79

3неделя

Выкладываем из палочек.

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек

 «На золотом крыльце» стр13-14

4неделя

Логические блоки.  «Домино» (I)

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80

                                                                               МАЙ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

Логические блоки. «Найди пару»(I)

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80-81

2неделя

 Выкладываем творческий  сюжет  по своему замыслу.

Поощрять желание выложить что-то свое из палочек. Умение соотносить размеры.

Дети придумывают самостоятельно.

3неделя

Логические блоки. «Две дорожки».(I)

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр81-82

4 неделя

       Диагностика

Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей

Беседа, диагностические задания.

                                 

   

                           

                             Перспективное планирование старшая группа.

                                                              СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

Логические блоки.

« Складывание различных предметов»

Дать возможность детям выяснить, что в наборе нет двух одинаковых фигур. Развивать творчество, смекалку.

.

М.Фидлер. «Математика уже в д/с», с.76.

2 неделя

Работа в альбомах «Дом с колокольчиком»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Альбом «Дом с колокольчикам» стр 1,3;2,4 по выбору детей

3неделя

«Помоги муравьишкам» (II)

1.Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр74

4неделя

           

                Диагностика

Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей

Беседа, диагностические задания.

                                                           

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема занятий

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

 «Расскажи и покажи.»

Развивать  умение характеризовать признаки определенных геометрических фигур.

Карточки Знаки – символы.

2 неделя

«Найди клад». (II)

Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78

3неделя

«Кораблик»

Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, закреплять умение находить соответствие цвета с числом.

В.П.Новикова стр45

4неделя

«Угощение для медвежат».

Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств.

«Давайте вместе поиграем» (2,3)

                                                                              НОЯБРЬ

Неделя

Тема занятий

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

Выкладываем из палочек

Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме.  

«На золотом крыльце» стр 2,3,4

2 неделя

  «Угадай-ка» (II)

 .Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр75.

3неделя

 «Моделируем квадрат»

Учить различать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их название; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине…; развивать представление о квадрате; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Л.Д Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр11

4 неделя

«Я работаю волшебником»

Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

«Страна блоков и палочек» стр9

                                                                                ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

Логические блоки

«Шерлок Холмс ищет преступников.

Умение рассказать о свойствах блока с опорой на модель.

Страна Блоков и палочек стр2

2 неделя

 «Собачка

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Л.Д.Комарова  « Как работать с палочками Кюизенера»стр16

3неделя

Логические блоки.

 «Олимпийские игры или кто лишний»

 Освоение способа декодирования. Находить ошибки при группировке

«Страна блоков и палочек» стр4

4неделя

 «Моделируем прямоугольник». 

Развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр12

                                                                                 ЯНВАРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

Логические блоки. «Где чей гараж?». (II).

Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84

2неделя

«Печенье»

Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, учить определять , что больше целое или часть

В.П. Новикова. стр36

3неделя

Логические блоки. «Где чей гараж?». (II)

Развивать умение классифицировать.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр85

4неделя

«Строим мебель для матрешки»

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр14

                                                                               ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

«Кошечка»

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр16

2неделя

 Логические блоки. «Засели домики». Вариант сложности выбирается индивидуально.

Развивать классификационные умения

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр87

3неделя

«Журавушка»

Формировать умение моделировать предмет из заданного количества деталей, развивать глазомер.

В.П. Новикова стр38

4неделя

Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух». (I,II)

Развивать способности анализировать, сравнивать.; работать с логическими таблицами.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр100

                                                                               Март

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методики

1неделя

 «Построение лестницы»

Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр19

2неделя

Логические блоки «Помоги фигурам выбраться из леса».

Развитие логического мышления, умения рассуждать. Работать с таблицами.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр103

3неделя

 «Составление ковриков»

Учить выбирать палочки указанного цвета.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр21

4неделя

Логические блоки

«Загадки без слов» (II)

Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113

                                                                              Апрель

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

 «Коврик для кошки»,

«Коврик для котенка». 

Учить различать полоски по цвету и по длине; учить составлять квадрат из палочек.; развивать зрительный глазомер.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр22-23

2 неделя

Логические блоки

«Где спрятался Джерри».(II)

Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр114

3неделя

«Изменение конструкции дома»

Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию, находить признаки сходства и различия, закреплять умение измерять разными мерками

В.П.Новикова стр39

4 неделя

Логические блоки

«Угадай фигуру». (II)

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр117

                                                                                   Май

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

 «Длинные и короткие ленточки для кукол».

Развивать ориентировку в пространстве; учить сопоставлять палочки по длине двумя способами.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр27

2нделя

Логические блоки

«Построй дом».

Развитие логического мышления, внимания., умение работать с таблицей.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр108

3неделя

«Делаем заборчик».

Закреплять умение строить ряд с заданным алгоритмом, закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве.

В.П. Новикова стр41

4 неделя

          Диагностика

Выявление уровня развития логико – математического мышления

Беседы, диагностические задания.

        

Перспективное планирование подготовительная группа

 СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

Логические блоки.

«Строители дорог» (II)

Логические блоки.

«Строители дорог» (III)

Читаем схемы и следуем правилам (учет двух свойств)

Читаем схемы и следуем правилам (учет трех свойств)

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр90 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр93

2неделя

«Выставка скульптуры»

«Продолжи узор»

Закрепить умение изображать задуманное с помощью палочек.

Умение видеть закономерность и выкладывать  палочки в соответствии с ней.

В.П. Новикова стр68.

«На золотом крыльце» стр34

3неделя

«Архитекторы».

«По – моему хотению, по – моему велению»

Освоение способа декодирования.

Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде.

2Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23

«Страна палочек и блоков» стр3

4неделя

Диагностика

Выявить уровень развития логико – математического мышления детей

Беседы, диагностические задания.

                                                                              ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

Логические блоки «Найди такие же фигуры как эта» (III)

 

«Найди клад». (III.)

Выяснить знания и умения детей выявлять признаки предметов. Дать возможность самостоятельно познакомиться с блоками.

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78

2 неделя

 «Строим дорожки».

 

«Выложи по цифрам»

Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова (такая же, одинаковые…)

Закреплять умение детей соотносить число с цветом, упражнять в счете, в измерении.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8

В.П. Новикова стр52

3неделя

«Кондитерская фабрика»

«Дружные блоки»

Развивать умение группировать блоки по 3-4 признакам

Научить выделять и называть свойства общие для пары предметов

«Страна блоков и палочек» стр2

«Страна блоков и палочек» стр6

4 неделя

«Выставка цветов»

«Лес»

Закреплять умение конструировать по памяти, название цветов, соотнося их со временем года и местом произрастания.

Упражнять детей в конструировании деревьев, сравнение их по высоте с помощью условной мерки.

В.П. Новикова стр55

В.П. Новикова стр56

                                                                  НОЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

  Логические блоки

«Угадай-ка», (III)

Логические блоки.

«Домино», (III)

Развитие умений выявлять и абстрагировать, и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Развивать умение группировать блоки по 2-3свойствам

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр76

Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80

2 неделя

«Кто старше»

«Лягушонок»

Формировать представление о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой.

Учить детей составлять целое из отдельных предметов , работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам.

В.П. Новикова стр 58

В.П. Новикова стр60

3неделя

  Логические блоки.

«Магазин»

Логические блоки. «Дорожки» (III)

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать и аргументировать свой выбор.

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам).

«Давайте вместе поиграем» стр7 и стр16-17.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр79

4неделя

«Скорый поезд»

«Железнодорожная станция»

Закрепить умение в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа.

Упражнять детей в упражнении числового ряда, умении правильно отвечать на вопросы, упражнять в ориентировке в пространстве.

В.П. Новикова стр63

В.П. Новикова стр69

                                                                    ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1неделя

 Логические блоки

«Где чей гараж». (. III). 

Логические блоки

«Засели домики» (III).

Развивать умение классифицировать.

Развитие классификационных умений.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84

 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр89

2 неделя.

«Как еще растут дома»

«Состав чисел из единиц»

Учить детей составлять число из двух меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу.

Учить детей составлять число из единиц, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу.

 Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр43.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр42.

3 неделя

 Логические блоки «Украсим елку бусами»

 

Логические блоки

«У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» (III)

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойство; умение «читать схему»; закреплении навыков порядкового счета.

Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

«Давайте вместе поиграем» стр 21-22

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр102

4 неделя

«Сказки острова Буяна»

 

«Сказки острова Буяна» 

 Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам

«На золотом крыльце сидели» стр 19-20.

«На золотом крыльце.» стр 21-22.

                                                                            ЯНВАРЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

2неделя

Логические блоки.

«Раздели блоки- 1»

Логические блоки.

«Логический поезд»

 Развитие умения разбивать множества по 1 свойству на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ»

Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, развитие способностей к логическим действиям и операциям.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр118

 

«Давайте вместе поиграем» стр9 и стр26-27

3неделя

«Цифры»

«Выложи по цифрам»

Закрепить знание цифр, умение работать со схемой, различные способы сравнение по длине (наложение, приложение, на глаз)

Закреплять умение соотносить число с цветом, упражнять в счете, упражнять в измерении.

«На золотом крыльце.»

стр29

В.П Новикова стр52

4 неделя

Логические блоки.

«Где чей гараж» (III)

Логические блоки.

«Транспорт к выезду готов» 

Закреплять умение действовать по схемам.

Продолжать закреплять умение выкладывать по схемам, используя знаки - символы

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84

Альбом «спасатели приходят на помощь» стр7

                                                                       ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

Логические блоки

«Раздели блоки-2.».

«Восстанавливаем разрушенный город»

Развитие умения разбивать множества по 2 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ».

Закрепить умение работать по схемам, соблюдать правила.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр119

Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр8

2 неделя

«Логические задачи на цветовую последовательность»

«Железная дорога»

Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 60

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 61

3 неделя

Логические блоки  

«Раздели блоки-3

Логические блоки.

«Доставка Грузов»

 

Развитие умения разбивать множества по 3 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ», доказательности мышления.

Закрепить умение работать по схеме.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр120

Альбом « Спасатели спешат на помощь» стр9

4  неделя

 «Как еще растут дома из чисел?»

«Выложи из палочек»

Учить составлять число из двух меньших.

Умение работать по схеме., развитие аналитических способностей.

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр43

«На золотом крыльце..» стр35-36

                                                                                МАРТ

Неделя

    Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

Логические блоки

 «Детская площадка».

Логические блоки

«Поиск камней

 

Развивать умение декодировать информацию и работать в соответствии с алгоритмом.

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

«Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23

Альбом «Поиск затонувшего клада» стр1.

2 неделя

«Покажи, как растут числа».

«Как узнать номера домов на новой улице?»

 Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа.; учить детей сравнивать смежные числа.

Закреплять умение составлять число из двух меньших, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать ее.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр45

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера?» стр45

3 неделя

Логические блоки.

«Мозайка цифр»

Логические блоки.

«Поиск камней-2»

Развивать способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, закрепление навыков вычислительной деятельности.

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

«Давайте вместе поиграем» стр9 и стр28-32

Альбом «Поиск затонувшего клада» стр2

4 неделя

 «Как белочка и ежик играли числами».

«Палочки можно складывать»

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу.; учить устанавливать логические связи и закономерности.

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей, учить находить полоски , по сумме равные двум данным.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр48

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр56

                                                                               АПРЕЛЬ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

Логические блоки.

«Принц освобождает заколдованную принцессу»

Логические блоки

«Поиск камней - 3»

Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности. Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Спасатели приходят на помощь» стр10

Альбом «Поиск затонувшего клада» стр3

2 неделя

 «Сломанная лесенка».

«Чет-нечет» (четные и нечетные числа).

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности.

Познакомить детей с четными и нечетными числами; продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр49

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр50

3 неделя

Логические блоки. «Олимпийские игры ли кто-то лишний».

Логические блоки.

«Загадки без слов»(III)

Закрепляем умение группировать объекты по определенным признакам, находить ошибки при группировке.

Закрепляем умение зашифровывать и расшифровывать свойства, пользоваться отрицанием и характеризовать блоки

«Страна палочек и блоков» стр 4 и стр10

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113

4 неделя

«Палочки можно вычитать»

«Буквы»

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить разность.

Выкладывание букв по схеме, сравнение палочек по длине ( разными способами, декодирование- по цифре найди цвет палочки.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр57

«На золотом крыльце.»

Стр30-31

                                                                              МАЙ

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Используемая методика

1 неделя

Логические блоки.

«Поиски клада пиратов»

Логические блоки.

«Доставка чая в Англию из Индии»

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Закреплять умение работать по схеме.

Альбом «Поиски затонувшего клада» стр4-5

Альбом « Спасатели приходят на помощь» стр12

2 неделя

«Расколдуй сказку»

«Сказочный город»

Освоение операции «декодирования»

Умение работать по схеме, создание своих сюжетов.

«На золотом крыльце.» стр33

« На золотом крыльце..» стр 43-44

3 неделя

«Гонцы передают важные сообщения»

«Поиск затонувшего клада»

 Закрепить умение работать по схеме, использовать символы, расшифровывать коды.

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр14

Альбом «Поиски затонувшего клада» стр 5.

4 неделя

  Диагностика

Выявления уровня развития логико – математического мышления.

Беседа, диагностические задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием блоков Дьенеша. Вторая младшая группа.

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоки Дьенеша) во второй младшей группе...

Перспективное планирование логико-математического развития с использование блоков Дьенеша. Средняя группа.

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоков Дьенеша) для детей средней группы...

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием блоков Дьенеша. Старшая группа.

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоков Дьенеша) для детей старшей группы...

Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша

Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваи...

Презентация «Современные подходы и идеи в области логико-математического развития старших дошкольников (блоки Дьенеша)»

Переходя в первый класс, ребёнок сталкивается со сложной программой обучения, требующей умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения и выводы. Другими словами: мыслить логически. Зачастую шк...