Технология по логико-математической работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера(Л.Ф.Комарова, Е.А.Носова, В.П.Новикова)
методическая разработка по математике
Пояснительная записка
Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.
Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.
Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.
Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера – на основе В.П. Новиковой, Л.Д. Комаровой, Л.И. Тихоновой.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_palochki_i_bloki.docx | 70.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.
Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.
Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.
Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера – на основе В.П. Новиковой, Л.Д. Комаровой, Л.И. Тихоновой.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.
Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр: «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».
Задачи:
Образовательные:
- формирование базисных математических представлений;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.
Развивающиеся:
- активизировать умственную деятельность детей;
- развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и т.д;
- развивать основы творческого мышления;
- развивать эмоционально – волевую сферу;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- повышать интерес детей к математике;
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
- воспитывать нравственно – волевые качества личности.
В технологии использованы различные формы организации детской деятельности:
- развивающие игры;
- творческие задания;
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- сюжетная подача материала.
Логико - математические игры проводятся в непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП и во второй половине дня.
Технология по работе с логико- математическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» разработана на основе методических пособий:
Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»
Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
Носова Е.А., Михайлова З.А. «Логико – математическое развитие дошкольников»
Финкельштейн Б.Б «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек», «На золотом крыльце», «Кростики» - Посудная лавка.
Альбомы для блоков Дьенеша:
- «Для самых маленьких» 2-3 года;
- «Лепим нелепицы» с 4 лет;
- «Поиск затонувшего клада» 3-8 лет;
- «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
Альбомы для палочек Кюизенера:
- «Волшебные дорожки» 2-3 года;
- «Дом с колокольчиком» 3-5 лет
Перспективное планирование средняя группа.
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | 1.«Знакомство с логическими блоками Дьенеша». -найди такие же фигуры, как эта, по цвету и размеру; - найди такие же фигуры, как эта, по форме и величине; -назови, какая это фигура по цвету и форме; - назови, какая это фигура по толщине и по размеру.
| 1.Рассматривание геометрических фигур; знакомство со свойствами логических блоков; классификация по признакам. | Блоки Дьенеша на каждого ребенка |
2неделя | 1.«Посмотри и расскажи, что зашифровано?» | 1.Знакомство с карточками-символами. Развивать способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать свойства. | Карточки - символы |
3неделя | «Логические фигуры» | Развивать умение задавать вопросы; развивать умение выделять свойства. | «Давайте вместе поиграем» стр3. |
4 неделя | Диагностика | Диагностика уровня развития логико- математического мышления детей | Беседа, диагностические задания
|
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | «Кто живёт домике?»; «Чей домик?» | Рассматривание геометрических фигур; знакомство со свойствами логических блоков; классификация по признакам. | Блоки Дьенеша на каждого ребенка |
2неделя | «Выложи дорожку». | Упражняемся в умении декодировать свойства предметов. | Карточки - символы |
3неделя | Игра «Найди пару». | Продолжаем осваивать символы свойств, развитие зрительной памяти. | «Давайте вместе поиграем» стр4 |
4 неделя | «Лепим небылицы» | Продолжаем сочинять «Небылицы». Упражняемся в умении выкладывать по схеме, декодировать информацию. | Альбом «Лепим небылицы» 4-6 |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема занятий | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | 1.Знакомство с палочками Кюизенера. «Цветик-семи цветик», «Олень» | 1.Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. | «На золотом крыльце» стр1,2 |
2 неделя | «Что какого цвета?». Игровое упражнение «Строим дорожки». | Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова «такая же», «одинаковые», «тоже красная» и т.д.; развивать зрительный глазомер. | Л.Д..Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8 |
3 неделя | Логические блоки. «Рыбалка» | Упражняемся в умении моделировать; декодировать символы свойств логических фигур; умении охарактеризовать свойства своих предметов | «Давайте вместе поиграем» стр5 |
4 неделя | «Дом с колокольчиком» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение | Альбом «Дом с колокольчиком» стр1,3 |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | «Выкладываем из палочек.» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек. | « На золотом крыльце» стр3-4 |
2 неделя | Логические блоки. Игра «Садовник». | 1.Упражняемся в умении моделировать; декодировать символы свойств логических фигур; умении охарактеризовать свойства своих предметов. | «Давайте вместе поиграем» стр4-5 |
3неделя | «Дом с колокольчиком» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение | Альбом «Дом с колокольчиком» стр2-4 |
4неделя | «Лепим небылицы» | Продолжаем сочинять «Небылицы». Упражняемся в умении выкладывать по схеме, декодировать информацию | Альбом «Лепим небылицы» стр7,10 |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | «Лепим небылицы» | Продолжаем сочинять «Небылицы». Упражняемся в умении выкладывать по схеме, декодировать информацию | Альбом « Лепим небылицы» стр8,11 |
2неделя | «Яблоко», «Мышка» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение | Альбом «Дом с колокольчиком» стр5,8 |
3неделя | «Угощение для медвежат» | Развивать умение сравнивать предметы по 1-4 свойствам; понимание слов «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию «отрицание свойств». | «Давайте поиграем вместе» стр6. |
4 неделя | «Забор» | Учить детей сравнивать предметы по высоте, называя «выше», «ниже», «одинаковые по высоте, различать направления: слева, справа. Развивать мелкую моторику | В.П.Новикова стр8 |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | «Помоги муравьишки.» (I) | Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр74 |
2неделя | «Дом с колокольчиком» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение | Альбом «Дом с колокольчиком» стр10,12,13 |
3неделя | Логические блоки. «Угадай - ка» (I) | Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) 2. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр75 |
4 неделя | «Домик в деревне». | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек. | «На золотом крыльце» стр6 |
МАРТ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Выкладываем из палочек. По выбору детей. | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек | «На золотом крыльце» стр7,8 |
2неделя | Логические блоки. «Найди клад). (I) | Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр77 |
3неделя | Выкладываем из палочек. По выбору детей. | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек | Альбом «На золотом крыльце» стр 9,10 |
4неделя | Логические блоки. «Где чей гараж?» (построим дом). (I) | Развивать умение классифицировать. Умение работать с таблицей. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр83 |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | « Улитка на солнышке», «Собачья семейка» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек | «На золотом крыльце» стр11,12 |
2неделя | Логические блоки. «Дорожки». (I) | Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр79 |
3неделя | Выкладываем из палочек. | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек | «На золотом крыльце» стр13-14 |
4неделя | Логические блоки. «Домино» (I) | Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80 |
МАЙ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Логические блоки. «Найди пару»(I) | Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80-81 |
2неделя | Выкладываем творческий сюжет по своему замыслу. | Поощрять желание выложить что-то свое из палочек. Умение соотносить размеры. | Дети придумывают самостоятельно. |
3неделя | Логические блоки. «Две дорожки».(I) | Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр81-82 |
4 неделя | Диагностика | Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей | Беседа, диагностические задания. |
Перспективное планирование старшая группа.
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Логические блоки. « Складывание различных предметов» | Дать возможность детям выяснить, что в наборе нет двух одинаковых фигур. Развивать творчество, смекалку. . | М.Фидлер. «Математика уже в д/с», с.76. |
2 неделя | Работа в альбомах «Дом с колокольчиком» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение | Альбом «Дом с колокольчикам» стр 1,3;2,4 по выбору детей |
3неделя | «Помоги муравьишкам» (II) | 1.Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр74 |
4неделя |
Диагностика | Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей | Беседа, диагностические задания. |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема занятий | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | «Расскажи и покажи.» | Развивать умение характеризовать признаки определенных геометрических фигур. | Карточки Знаки – символы. |
2 неделя | «Найди клад». (II) | Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78 |
3неделя | «Кораблик» | Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, закреплять умение находить соответствие цвета с числом. | В.П.Новикова стр45 |
4неделя | «Угощение для медвежат». | Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств. | «Давайте вместе поиграем» (2,3) |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема занятий | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Выкладываем из палочек | Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме. | «На золотом крыльце» стр 2,3,4 |
2 неделя | «Угадай-ка» (II) | .Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр75. |
3неделя | «Моделируем квадрат» | Учить различать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их название; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине…; развивать представление о квадрате; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки. | Л.Д Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр11 |
4 неделя | «Я работаю волшебником» | Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации. | «Страна блоков и палочек» стр9 |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Логические блоки «Шерлок Холмс ищет преступников. | Умение рассказать о свойствах блока с опорой на модель. | Страна Блоков и палочек стр2 |
2 неделя | «Собачка | Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; | Л.Д.Комарова « Как работать с палочками Кюизенера»стр16 |
3неделя | Логические блоки. «Олимпийские игры или кто лишний» | Освоение способа декодирования. Находить ошибки при группировке | «Страна блоков и палочек» стр4 |
4неделя | «Моделируем прямоугольник». | Развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки. | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр12 |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Логические блоки. «Где чей гараж?». (II). | Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84 |
2неделя | «Печенье» | Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, учить определять , что больше целое или часть | В.П. Новикова. стр36 |
3неделя | Логические блоки. «Где чей гараж?». (II) | Развивать умение классифицировать. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр85 |
4неделя | «Строим мебель для матрешки» | Учить устанавливать соответствие между цветом и числом. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр14 |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | «Кошечка» | Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр16 |
2неделя | Логические блоки. «Засели домики». Вариант сложности выбирается индивидуально. | Развивать классификационные умения | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр87 |
3неделя | «Журавушка» | Формировать умение моделировать предмет из заданного количества деталей, развивать глазомер. | В.П. Новикова стр38 |
4неделя | Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух». (I,II) | Развивать способности анализировать, сравнивать.; работать с логическими таблицами. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр100 |
Март
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методики |
1неделя | «Построение лестницы» | Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр19 |
2неделя | Логические блоки «Помоги фигурам выбраться из леса». | Развитие логического мышления, умения рассуждать. Работать с таблицами. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр103 |
3неделя | «Составление ковриков» | Учить выбирать палочки указанного цвета. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр21 |
4неделя | Логические блоки «Загадки без слов» (II) | Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113 |
Апрель
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | «Коврик для кошки», «Коврик для котенка». | Учить различать полоски по цвету и по длине; учить составлять квадрат из палочек.; развивать зрительный глазомер. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр22-23 |
2 неделя | Логические блоки «Где спрятался Джерри».(II) | Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр114 |
3неделя | «Изменение конструкции дома» | Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию, находить признаки сходства и различия, закреплять умение измерять разными мерками | В.П.Новикова стр39 |
4 неделя | Логические блоки «Угадай фигуру». (II) | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр117 |
Май
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | «Длинные и короткие ленточки для кукол». | Развивать ориентировку в пространстве; учить сопоставлять палочки по длине двумя способами. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр27 |
2нделя | Логические блоки «Построй дом». | Развитие логического мышления, внимания., умение работать с таблицей. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр108 |
3неделя | «Делаем заборчик». | Закреплять умение строить ряд с заданным алгоритмом, закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве. | В.П. Новикова стр41 |
4 неделя | Диагностика | Выявление уровня развития логико – математического мышления | Беседы, диагностические задания. |
Перспективное планирование подготовительная группа
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Логические блоки. «Строители дорог» (II) Логические блоки. «Строители дорог» (III) | Читаем схемы и следуем правилам (учет двух свойств) Читаем схемы и следуем правилам (учет трех свойств) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр90 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр93 |
2неделя | «Выставка скульптуры» «Продолжи узор» | Закрепить умение изображать задуманное с помощью палочек. Умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. | В.П. Новикова стр68. «На золотом крыльце» стр34 |
3неделя | «Архитекторы». «По – моему хотению, по – моему велению» | Освоение способа декодирования. Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде. | 2Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23 «Страна палочек и блоков» стр3 |
4неделя | Диагностика | Выявить уровень развития логико – математического мышления детей | Беседы, диагностические задания. |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Логические блоки «Найди такие же фигуры как эта» (III)
«Найди клад». (III.) | Выяснить знания и умения детей выявлять признаки предметов. Дать возможность самостоятельно познакомиться с блоками. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78 |
2 неделя | «Строим дорожки».
«Выложи по цифрам» | Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова (такая же, одинаковые…) Закреплять умение детей соотносить число с цветом, упражнять в счете, в измерении. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8 В.П. Новикова стр52 |
3неделя | «Кондитерская фабрика» «Дружные блоки» | Развивать умение группировать блоки по 3-4 признакам Научить выделять и называть свойства общие для пары предметов | «Страна блоков и палочек» стр2 «Страна блоков и палочек» стр6 |
4 неделя | «Выставка цветов» «Лес» | Закреплять умение конструировать по памяти, название цветов, соотнося их со временем года и местом произрастания. Упражнять детей в конструировании деревьев, сравнение их по высоте с помощью условной мерки. | В.П. Новикова стр55 В.П. Новикова стр56 |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Логические блоки «Угадай-ка», (III) Логические блоки. «Домино», (III) | Развитие умений выявлять и абстрагировать, и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) Развивать умение группировать блоки по 2-3свойствам | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр76 Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80 |
2 неделя | «Кто старше» «Лягушонок» | Формировать представление о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой. Учить детей составлять целое из отдельных предметов , работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам. | В.П. Новикова стр 58 В.П. Новикова стр60 |
3неделя | Логические блоки. «Магазин» Логические блоки. «Дорожки» (III) | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать и аргументировать свой выбор. Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам). | «Давайте вместе поиграем» стр7 и стр16-17. Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр79 |
4неделя | «Скорый поезд» «Железнодорожная станция» | Закрепить умение в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа. Упражнять детей в упражнении числового ряда, умении правильно отвечать на вопросы, упражнять в ориентировке в пространстве. | В.П. Новикова стр63 В.П. Новикова стр69 |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1неделя | Логические блоки «Где чей гараж». (. III). Логические блоки «Засели домики» (III). | Развивать умение классифицировать. Развитие классификационных умений. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр89 |
2 неделя. | «Как еще растут дома» «Состав чисел из единиц» | Учить детей составлять число из двух меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу. Учить детей составлять число из единиц, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр43. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр42. |
3 неделя | Логические блоки «Украсим елку бусами»
Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» (III) | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойство; умение «читать схему»; закреплении навыков порядкового счета. Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать. | «Давайте вместе поиграем» стр 21-22 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр102 |
4 неделя | «Сказки острова Буяна»
«Сказки острова Буяна» | Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам | «На золотом крыльце сидели» стр 19-20. «На золотом крыльце.» стр 21-22. |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
2неделя | Логические блоки. «Раздели блоки- 1» Логические блоки. «Логический поезд» | Развитие умения разбивать множества по 1 свойству на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ» Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, развитие способностей к логическим действиям и операциям. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр118
«Давайте вместе поиграем» стр9 и стр26-27 |
3неделя | «Цифры» «Выложи по цифрам» | Закрепить знание цифр, умение работать со схемой, различные способы сравнение по длине (наложение, приложение, на глаз) Закреплять умение соотносить число с цветом, упражнять в счете, упражнять в измерении. | «На золотом крыльце.» стр29 В.П Новикова стр52 |
4 неделя | Логические блоки. «Где чей гараж» (III) Логические блоки. «Транспорт к выезду готов» | Закреплять умение действовать по схемам. Продолжать закреплять умение выкладывать по схемам, используя знаки - символы | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84 Альбом «спасатели приходят на помощь» стр7 |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Логические блоки «Раздели блоки-2.». «Восстанавливаем разрушенный город» | Развитие умения разбивать множества по 2 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ». Закрепить умение работать по схемам, соблюдать правила. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр119 Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр8 |
2 неделя | «Логические задачи на цветовую последовательность» «Железная дорога» | Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 60 Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 61 |
3 неделя | Логические блоки «Раздели блоки-3 Логические блоки. «Доставка Грузов»
| Развитие умения разбивать множества по 3 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ», доказательности мышления. Закрепить умение работать по схеме. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр120 Альбом « Спасатели спешат на помощь» стр9 |
4 неделя | «Как еще растут дома из чисел?» «Выложи из палочек» | Учить составлять число из двух меньших. Умение работать по схеме., развитие аналитических способностей. | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр43 «На золотом крыльце..» стр35-36 |
МАРТ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Логические блоки «Детская площадка». Логические блоки «Поиск камней
| Развивать умение декодировать информацию и работать в соответствии с алгоритмом. Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | «Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23 Альбом «Поиск затонувшего клада» стр1. |
2 неделя | «Покажи, как растут числа». «Как узнать номера домов на новой улице?» | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа.; учить детей сравнивать смежные числа. Закреплять умение составлять число из двух меньших, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать ее. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр45 Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера?» стр45 |
3 неделя | Логические блоки. «Мозайка цифр» Логические блоки. «Поиск камней-2» | Развивать способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, закрепление навыков вычислительной деятельности. Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | «Давайте вместе поиграем» стр9 и стр28-32 Альбом «Поиск затонувшего клада» стр2 |
4 неделя | «Как белочка и ежик играли числами». «Палочки можно складывать» | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу.; учить устанавливать логические связи и закономерности. Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей, учить находить полоски , по сумме равные двум данным. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр48 Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр56 |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Логические блоки. «Принц освобождает заколдованную принцессу» Логические блоки «Поиск камней - 3» | Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности. Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Спасатели приходят на помощь» стр10 Альбом «Поиск затонувшего клада» стр3 |
2 неделя | «Сломанная лесенка». «Чет-нечет» (четные и нечетные числа). | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности. Познакомить детей с четными и нечетными числами; продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр49 Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр50 |
3 неделя | Логические блоки. «Олимпийские игры ли кто-то лишний». Логические блоки. «Загадки без слов»(III) | Закрепляем умение группировать объекты по определенным признакам, находить ошибки при группировке. Закрепляем умение зашифровывать и расшифровывать свойства, пользоваться отрицанием и характеризовать блоки | «Страна палочек и блоков» стр 4 и стр10 Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113 |
4 неделя | «Палочки можно вычитать» «Буквы» | Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить разность. Выкладывание букв по схеме, сравнение палочек по длине ( разными способами, декодирование- по цифре найди цвет палочки. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр57 «На золотом крыльце.» Стр30-31 |
МАЙ
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Используемая методика |
1 неделя | Логические блоки. «Поиски клада пиратов» Логические блоки. «Доставка чая в Англию из Индии» | Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме Закреплять умение работать по схеме. | Альбом «Поиски затонувшего клада» стр4-5 Альбом « Спасатели приходят на помощь» стр12 |
2 неделя | «Расколдуй сказку» «Сказочный город» | Освоение операции «декодирования» Умение работать по схеме, создание своих сюжетов. | «На золотом крыльце.» стр33 « На золотом крыльце..» стр 43-44 |
3 неделя | «Гонцы передают важные сообщения» «Поиск затонувшего клада» | Закрепить умение работать по схеме, использовать символы, расшифровывать коды. Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр14 Альбом «Поиски затонувшего клада» стр 5. |
4 неделя | Диагностика | Выявления уровня развития логико – математического мышления. | Беседа, диагностические задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование логико-математического развития с использованием блоков Дьенеша. Вторая младшая группа.
Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоки Дьенеша) во второй младшей группе...
Перспективное планирование логико-математического развития с использование блоков Дьенеша. Средняя группа.
Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоков Дьенеша) для детей средней группы...
Перспективное планирование логико-математического развития с использованием блоков Дьенеша. Старшая группа.
Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоков Дьенеша) для детей старшей группы...
Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша
Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваи...
Презентация «Современные подходы и идеи в области логико-математического развития старших дошкольников (блоки Дьенеша)»
Переходя в первый класс, ребёнок сталкивается со сложной программой обучения, требующей умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения и выводы. Другими словами: мыслить логически. Зачастую шк...