Главные вкладки

    Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша
    учебно-методический материал на тему

    Cергеева Светлана Валерьевна

    Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваивая элементарную человеческую логику, ребенок первоначально не заучивает правила построения «формальных рассуждений», как не заучивает он таблицу грамматических значений, овладевая языком.

    Первые уроки языка и логики малыш получает в повседневной жизни. А если внести в эти «уроки» игровой элемент? Точнее – придать вид увлекательной игры процессам классификации и образования множеств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_s_blokami.doc425 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша

    Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваивая элементарную человеческую логику, ребенок первоначально не заучивает правила построения «формальных рассуждений», как не заучивает он таблицу грамматических значений, овладевая языком.

    Первые уроки языка и логики малыш получает в повседневной жизни. А если внести в эти «уроки» игровой элемент? Точнее – придать вид увлекательной игры процессам классификации и образования множеств.

    Увлекательные множества

    В нашей группе вот уже на протяжении нескольких лет работает кружок «Магические блоки», направленный на развитие логического мышления детей с помощью геометрических блоков Дьенеша.

    Первым этапом работы кружка стало создание информационного поля: подбор психолого-педагогической литературы, оформление методического материала, проектирование развивающей среды. Изучив литературу, мы провели первичную диагностику с целью определения уровня логического развития детей на начало учебного года. В своем исследовании опирались на методику, предлагаемую в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду».

    Согласно данной методике, каждому ребенку в индивидуальном порядке демонстрировались изображения различных кувшинчиков, геометрические блоки Дьенеша и карточки с графическим изображением качественных признаков блоков, а затем предлагалось выполнить ряд заданий.

    I. 1. а) Выбери красный кувшинчик;
    б) выбери зеленый кувшинчик со звездочками;
    в) выбери желтый кувшинчик в полоску с двумя ручками.

    2. а) Выбери кувшинчик с одной ручкой;
    б) выбери зеленый кувшинчик с одной ручкой;
    в) выбери зеленый кувшинчик в цветочек с одной ручкой.

    3. а) Выбери красную геометрическую фигуру;
    б) выбери большой круг;
    в) выбери большой синий тонкий квадрат.

    II. 1. Расскажи все, что ты знаешь о сове (мишке, белочке, зайчике и прочее).

    2. Скажи все, что ты знаешь об этой геометрической фигуре:
    а) большой синий тонкий круг;
    б) маленький желтый толстый треугольник.

    3. Посмотри на картиночки со знаками рисуночного кода и скажи, какая геометрическая фигура находится в мешочке.

    4. Нарисуй все, что ты знаешь об этой геометрической фигуре:
    а) квадрат, маленький, красный, тонкий;
    б) прямоугольник, большой, синий, толстый.

    На втором году обучения к описанным выше заданиям нами было добавлено задание на образование множеств предметов:

    • с учетом несовместимых качественных признаков (образование непересекающихся множеств);
    • с учетом независимых признаков.

    I. 1. Выбери маленькие и большие мячики. Размести их, окружив кольцами.

    2. Выбери все толстые и все тонкие геометрические фигуры и окружи их кольцами.

    II. 1. Выбери все квадраты и все толстые геометрические фигуры. Используй кольца.

    2. Выбери всех больших кукол и всех кукол в голубых фартучках.

    Метод диагностического исследования позволил отследить динамику развития у детей знаний, умений и навыков и помог в дальнейшем планировании индивидуальной работы.

    На основе полученных результатов все воспитанники были поделены на три подгруппы: дети с высоким уровнем развития логического мышления, средним и низким.

    Следующим этапом нашей работы стало создание центра «Логика и математика», основу которого составили приобретенные и сделанные своими руками игры с блоками Дьенеша.

    Особенно понравилась детям игра из пособия к блокам Дьенеша «Наряди елочку».

    блоки Дьенеша

    Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как необходимо это делать с помощью блоков. Письмо было спрятано в группе, мы искали его с помощью плана помещения. На нем ребята узнали групповую мебель, определили, на какие геометрические фигуры она похожа. Мы шли по маршруту, предложенному на плане, и нашли карточки. Затем дети достали по две фигуры из тактильного рукава. Они назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки. Так мы полностью нарядили дерево.

    Не меньший интерес у ребят вызвала и игра с кольцами из того же пособия, позволяющая разделить множество геометрических фигур на непересекающиеся подмножества, характеризующиеся карточками-отрицаниями. Например, в одно кольцо предполагалось положить небольшие фигуры, а в другое – поместить немаленькие блоки.

    Блоки Дьенеша мы применяли и в сюжетно-ролевой игре «Водители».

    блоки Дьенеша

    Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты – геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету. Задание можно усложнить, если на один или несколько стульчиков положить фигуры, отличающиеся одним свойством. Дети определяют несоответствие и исправляют ошибку.

    Согласно результатам диагностики был разработан перспективный план работы кружка «Магические блоки» и реализован проект, цель которого заключалась в систематизации работы по развитию у дошкольников логико-математического мышления посредством игры с блоками Дьенешеа.

    Игры с обручами

    Цели:

    • Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
    • Определение областей пересечения в играх с обручами.
    • Развитие логического мышления, внимания.

    Развивающая среда:

    • обручи,
    • наборы блоков.

    Определяем каждую из областей и область их пересечения:

    • в первой области должны находиться все желтые фигуры;
    • во второй области – все круглые;
    • в третьей – только желтые круглые.

    блоки Дьенеша

    Игра «Лабиринт»

    Цели:

    • Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.
    • Развивать практически-действенное мышление.

    Развивающая среда:

    • лабиринт из склеенных полосок бумаги,
    • домик с любимыми игрушками,
    • набор блоков,
    • карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма).

    Игра «Волшебное дерево»

    Цели:

    • Развивать представления детей о символическом изображении предметов; развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки.
    • Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

    Развивающая среда:

    • изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев»;
    • набор блоков Дьенеша.

    блоки Дьенеша

    Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

    Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

    Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

    В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей

    В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умен...

    Консультация для воспитателей МБДОУ «Филимоновский детский сад» Развитие логико – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша. Доронина Татьяна Васильевна воспитатель первой категории

    Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики...

    Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

    Воспитатели группы №11 «Пчелки» на занятиях с детьми  по математическому развитию используют игры и упражнения с блоками Дьенеша.  Это одно из наиболее результативных пособий, ра...