Мастер-класс "Развитие психических способностей дошкольников с помощью математических упражнений"
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

  Развитие психических процессов необходимых ребенку для изучения математики (памяти, внимания, мышления). В силу того, что развитие математических способностей  предполагает не только наличие у ребенка  определенных знаний, умений и навыков, но и  определенного уровня развития  психических процессов  позволяющих воспринимать и усваивать математический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_yanvar_2019.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Развитие психических способностей с помощью математических упражнений»  Январь 2019

Последнее время значение математики в жизни человека возрастает с каждым днем. Математические методы и математический стиль мышления становится неотъемлемой частью большинства профессий. Достижение обучения  математики зависит от следующих факторов:

- от содержания обучения, от того, какими знаниями, умениями и навыками овладевают  ребята в процессе обучения, насколько прочны сформированные навыки и умения;

- от того, как связано обучение математике с окружающей жизнью, какие практические приложения получают приобретенные знания и умения в процессе обучения;

- от того, в какой системе учебных предметов происходит обучение, как связано с обучением другим предметам;

- от того, как  организовано обучение математике, какие методы и приемы используются  при этом обучении, насколько  сознательны и прочны умения и навыки, основаны ли они на глубоких знаниях или же формируются с помощью одной лишь  тренировки;

- от того, как занимается сам ребенок, как относится к занятиям, какой интерес проявляет к предмету, самостоятельно ли выполняет все учебные задания или же с помощью других, какое чувство у ребенка вызывает изучение математики , использует ли он  полученные знания и умения в своей жизненной практике.

Не один год работая в саду,  я пришла к выводу, что процесс развития  математических способностей детей дошкольного возраста протекает эффективно,  если предусмотрена систематическая, целенаправленная педагогическая деятельность. Работа по развитию математических способностей включает: формирование математических представлений и понятий, усвоение детьми математических отношений, зависимостей, закономерностей, правил;  Развитие психических процессов необходимых ребенку для изучения математики (памяти, внимания, мышления). В силу того, что развитие математических способностей  предполагает не только наличие у ребенка  определенных знаний, умений и навыков, но и  определенного уровня развития  психических процессов  позволяющих воспринимать и усваивать математический материал ( так, например, при изучении математики ребенок  должен не просто обладать  хорошей памятью,  а памятью на числа, арифметические действия, арифметические задачи, математические знаки и т.п.). На занятиях  использую упражнения (тесты) позволяющие выявить уровень развития внимания и памяти, а также  упражнения на определения уровня развития мыслительных способностей ребенка при выполнении заданий с математическим содержанием, на изучение возможностей установления причинно- следственных связей и логических выводов.  По результатам  таких упражнений  мы можем планировать  дальнейшую работу по данной теме,  как в группе так и индивидуально. За основу взяты педагогические исследования Е.С.Деминой.

1.  Упражнения на развитие внимания ребенка при выполнении математических упражнений. Эти упражнения разработаны на базе математического  материала и предназначены для детей 5-7 лет и предполагают развитие таких качеств детского внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключаемость.

Упр. 1.  «Подчеркни числа в соответствии с заданием». В качестве дидактического материала используются карточки с числами записанными в один ряд  (до 12 чисел в одном ряду). В упражнении могут быть записаны как знакомые числа так и незнакомые для ребенка числа.

Задания детям:

- Подчеркни числа, в которых есть цифра 5

- Подчеркни числа, в  которых первая и вторая цифра одинаковые

- Подчеркни числа, в которых первая цифра четная

-Подчеркни числа, в которых сумма первой и второй цифры составляет 7

- Подчеркни числа, в которых разность между первой и второй цифрой составит 1.

Упр. 2. «Найди повторяющиеся числа». Дидактический материал: Карточки с числами, которые записаны в несколько рядов. Некоторые из этих чисел повторяются. Педагог предлагает внимательно посмотреть на карточку, найти в ней повторяющиеся числа и выложить их при помощи карточек из цифрового набора.

Упр. 3. «Найди числа, одновременно повторяющиеся сразу в трех карточках». Дидактический материал: По три карточки на каждого ребенка, а также цифровые наборы  с изображением отдельных чисел, чтобы ребенок мог выложить повторяющиеся числа. Педагог поясняет ребенку, что внутри карточки повторяющихся чисел нет, но некоторые из них повторяются во всех трех карточках. Нужно найти все числа, которые повторяются во всех трех карточках.

Упр. 4.  «Покажи числа от 1 до 16». Дидактический материал:  Карточки с числами от 1 до 16. Педагог поясняет ребенку, что числа расположены беспорядочно. Но их нужно находить по порядку называя и показывая в порядке возрастания, убывания.

Упр. 5.  «Составь цепочку» Дидактический материал: Карточки с изображением геометрических фигур разных по цвету, форме, величине по разному расположенных на плоскости и соединенных между собой стрелками, которые указывают направление построения цепочки. Набор геометрических фигур для построения всех вариантов данной цепочки. Правила данной игры заключается в том, что ребенок должен найти все возможные варианты цепочек.

Объем внимания – это такая его характеристика,  которая определяется качеством информации, одновременно способностью сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.  Численность характеристики среднего обьема внимания людей – 5-7 единиц информации, и оно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на  очень короткое время  представляется большое количество информации и то, что он за это время успевает  заметить , и характеризует его оббьем внимания.

Упр. 6. На качество внимания «Запомни, как было» Дидактический материал:  карточки разные по сложностис изображением геометрических фигур разных по цвету, форме, величине. Все предметы по-разному расположены на карточке. Набор геометрических фигур.  Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку  и запомнить как и какие геометрические фигуры изображены на ней, в какой последовательности. Несколько секунд на запоминание. После чего убирает карточку, а ребенок должен воспроизвести их на чистой карточке. (Вариант с фигурами позже можно заменить карточками с цифрами).

Упр. 7. Педагог предлагает детям пять карточек с арифметическими действиями и наборы цифр для того, что бы играющий смог выложить ответы при решении  этих действий.  В процессе решения арифметических действий детям зачитывается несложный рассказ, который они раньше не слышали. Педагог поясняет, что они должны одновременно выполнять решения и слушать рассказ. Побеждает тот ребенок, который решил все правильно и смог пересказать рассказ верно.

Упр. 8.  Игра «Два хода» Дидактический материал: таблица для разложения геометрических фигур по цвету и форме (в таблице по горизонтали расположены геометрические фигуры, а по вертикали световые пятна (красное, синее, желтое, зеленое); таблица на разложение числа 10; упорядоченный ряд геометрических фигур, который нужно продолжить (дорисовать). Ребенок должен поочередно в каждом из заданий  сделать два хода и перейти к другому, и так до тех пор, пока не выполнить все задания. Побеждает тот, кто выполнил все задания верно не нарушая правило двух ходов.

Упр. 9. «Четные - да, нечетные –нет» Педагог в непроизвольном порядке называет числа и бросает мяч ребенку. Ловить нужно в том случае, если число является четным.  Перед началом игры повторить понятия четного и нечетного числа. Игра постепенно усложняется путем ускорения скорости перебрасывания мяча.

  1. Игры на развитие памяти ребенка при  выполнении упражнений с математическим содержанием.

Упр. 1. «Запомни числа» Дидактический материал: карточки с числами, чистые карточки, цифровые наборы. Педагог зачитывает числа с карточки. Затем предлагает детям выложить их в той же последовательности у себя.

Упр.2. «Повтори условия задачи»  Педагог поочередно зачитывает простые задачи, а ребенок должен повторить их условие. Решать не нужно.

  1. У Оли 5 марок, а у Саши на 2 больше. Сколько марок у  Саши?
  2. Бабушка дала Наташе несколько конфет. После того как Наташа сьела 3 конфеты, у нее еще осталось 4. Сколько конфет дала бабушка Наташе?
  3. Саша выше Коли, Коля выше Жени. Кто самый низкий?
  4. У Оли и Светы две собаки Бим и Дружок. Олина собака Бим. Как зовут Светину собаку?
  5. Дети посадили 7 красных роз и 4 белые розы. На сколько красных роз больше, чем белых?

Упр. 3. «Выложи фигуры»  Дидактический материал: набор геометрических фигур (по 24 фигуры), которые различаются по цвету, форме, величине. Педагог обьясняет, что нужно внимательно выслушать задание и  выложить из набора фигур только те,  которые были указаны в задании. Задание повторяется только один раз , если не запомнили какие то фигуры, то выкладываете только те, которые запомнили. Сначала слушать, потом выкладывать.

  1. Выложите три геометрические фигуры: треугольник большой, квадрат малый и круг синий.
  2. Выложите три геометрические фигуры: желтый круг, синий квадрат, большой треугольник.
  3. Выложите две геометрические фигуры: прямоугольник желтый малый, треугольник красный большой.
  4. Выложите  две геометрические фигуры: треугольник синий малый, квадрат желтый большой.

Упр. 4. «Запомни числа в квадрате»  Дидактический материал: карточки с числами в квадрате.

5

6

3

4

1

2

 Педагог обьясняет ребенку, что ему будут показана карточка с числами. Нужно запомнить, какие числа и в какой последовательности расположены в квадрате. Затем нужно взять незаполненный квадрат и заполнить его.

Упр.5. «Восстанови последовательность чисел»  Дидактический материал:

Набор карточек с изображением чисел, чистые карточки, наборы цифр.

6  9  2  4  7  1

Ребенку показывают карточку и предлагают запомнить числа. Затем карточку убирают и предлагают выложить числа на чистом бланке.

Упр.6. «Найди такую же карточку» Дидактический материал: 2 набора карточек с геометрическими фигурами.

Педагог показывает карточку с геометрическими фигурами. А затем предлагает выбрать из набора карточек ту, в которой есть такие же фигуры. Во втором комплекте карточек фигуры либо стоят в ином пространственном расположении, либо их часть отсутствует. Нужно найти такую же.

Упр. 7. «Найди геометрические фигуры»  Дидактический материал: геометрические фигуры.  Педагог завязывает глаза ребенку и предлагает наощупь обследовать 6 различных фигур.  Затем к этим фигурам добавляют еще 6. И предлагают ребенку найти фигуры развязав ему глаза.

  1. Упражнения с математическим содержанием  на развитие мыслительных способностей ребенка

Упр. 1. «Найди лишний предмет в ряду» с 110 Педагог раскладывает карточки на столе, предлагает рассмотреть и закрыть лишний предмет красным квадратом. После выполнения задания ребенка просят обьяснить выбор.

Упр. 2. «Расставь числа в квадрате»  

4

2

4

  5

2

4

Расставь числа 4,2,5 в квадрате таким образом, чтобы в каждом отдельном ряду по горизонтали они занимали новое порядковое место.

1

2

3

Расставь числа 1,2,3  таким образом, что бы по горизонтали и по вертикали и диагоналям  квадрата в сумме получалось 6, а каждое из чисел занимало новое порядковое место.

Упр. 3. «Продолжи ряд»  

  1. 9  8  7  …
  2. 1  3  5  …
  3. 2  4  6  …
  4. 10  8  6… стр 112

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих, физических и психических способностей дошкольников при игре на народных музыкальных инструментах и игрушках.

Игра с использованием народных инструментов или игрушек -особая форма игровой деятельности детей, которая помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Игра на народ...

Программа по формированию психологического здоровья дошкольниковс помощью сказкотерапии " Здравствуй сказка "

Программа включает в себя конспекты организованной деятельности для детей 4 - 7 лет. Сказки, игры, упражнения входящие в программу воздействуют на эмоционально - поведенческие проблеммы...