Консультация для воспитателей "Содержание уголка занимательной математики"
консультация по математике

Федорова Ирина Леонидовна

В косультации представлены списки материалов и игр для уголка математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_sod.ug_.zanim_.matem_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования к уголку занимательной математики.

- Уголок - специально отведённая зона.

- свободный доступ детей к уголку.

- Содержание уголка знакомо ребёнку, сменяться, дополняться и взаимозаменяться.

- Все материалы красочно оформлены.

Зоны оформления.

  1. Стена (где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания)
  2. Полки и шкафчики (где будет храниться весь дидактический материал, который должен быть доступным для детей)
  3. Стол (где ребёнок один, вместе со взрослым или со сверстниками сможет работать)

В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:

- воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);

- родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);

- дети (изготовление самостоятельно или с помощью взрослых пособий и игр);

- руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, появляющимися в продаже).

Правила работы в уголке занимательной математики.

- дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.

- уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями, менять через 1–2 месяца использования

- уважительное отношение к уголку, как к специфической развивающей зоне.

- одновременно работать могут не более двух человек;

- в зоне видимости воспитателя

- содержать уголок в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой

Обобщенное содержание уголка занимательной математики.

  1. Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
  2. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
  3. Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
  4. Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
  5. Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
  6. Шашки, шахматы и другие настольные игры.
  7. Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).

А теперь подробнее по возрастам:

В ранних группах

не уголки математики, а сенсомоторные зоны, которые знакомят с:

- цветом

- формой

- величиной предметов

развитие:

- мелкой моторики

- крупной моторики

- ориентирование в пространстве

Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше.

Задачи:

  1. Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений.
  2. Упорядочить работу по формированию математических представлений детей.
  3. Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой.
  4. Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового.
  5. Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями.
  6. Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность.

Виды деятельности в математическом уголке

  • Совместная деятельность педагога и воспитанников. Это может быть дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, моделей, экспериментирование, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
  • Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, экспериментальная, игровая, художественная, конструирование, моделирование.

Паспорт уголка математики

Чтобы всё оборудование и материалы уголка были учтены, а педагог мог наметить, что ещё следует изготовить, на какую область обратить особое внимание, ведётся паспорт математического уголка.

- руководители уголка

- место размещения (группа, ДОУ)

- цель и задачи уголка

- пояснительная записка

- оборудование (игровое, для экспериментирования)

- дидактические игры (перечень игр+краткое описание)

- литература, пособия (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, модели часов, суток, года и т.д.)

- конспекты

Название уголка лучше выбрать не слишком «взрослое»

для младшей, и для средней групп «Малыши и математика», «С математикой мы дружим», «Весёлая (забавная) математика»

в старшей группе «Страна математики», «Королевство Феи математики», «Волшебная математика»

созвучно названию группы: «Зайки-знайки», «Математическая ромашка», «Гномики-математики»

Младшая группа

- осваивают мир с помощью всех органов чувств

- мышление переходит к наглядно-образному

Содержание уголка:

  • пирамидки разного размера
  • матрёшки
  • игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные)
  • блоки Дьенеша
  • палочки Кюизенера (как игровой материал для создания несложных конструкций, картин)
  • конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами
  • мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики
  • настольно-печатные игры («Подбери варежку», «Подарки для зверят», «Игрушки по местам», «Найди фигуре братика» и т.д.)
  • плакаты
  • сюжетные картинки (о временах года, частях суток)
  • д/и («Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы» и др.)
  • крупные фигурки персонажей сказок, детских книг (Колобок, Зайчик, Гномик, Клоун)

Средняя группа

- развитие абстрактного восприятия

- интересует мир звуков, запахов, тактильных ощущений

- период наилучшего восприятия знаков и символов

Содержание уголка, пополнение:

  • коллекция ароматов
  • коллекция звуков (шумовые игрушки)
  • игры с цифрами
  • игры с числами
  • игры со счётом
  • условное изображение предметов, схемы, пиктограммы

С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».

  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Пифагор», «Квадрат Воскобовича»
  • блоки Дьенеша

Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).

  • палочки Кюизенера

(детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5)

  • тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности

(развивать пространственное воображение)

  • картинки для раскрашивания и дорисовывания
  • схематические изображения улицы, квартиры
  • дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей)
  • плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами (соотносить число с цифрой)

Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки

  • игрушки-зверят (белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом)
  • тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах (освоение навыков измерения длины, высоты, объёма) вместе с воспитателем
  • ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего» (для самостоятельного измерения)

Старшая группа

- формируется абстрактное вербальное мышление

- умеют контролировать себя

- стремятся к самовыражению

Содержание уголка, пополнение:

  • на смекалку «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?»

игры и пособия на:

  • классификацию по нескольким признакам
  • сопоставление групп
  • сериацию
  • ориентировку по схеме или модели
  • установление последовательностей
  • модель часов или настоящие часы
  • обычный календарь
  • схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
  • «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
  • счеты напольные и настольные.
  • счетные палочки.
  • набор головоломок
  • часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)
  • весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов
  • литература математического содержания (математические сказки, логические задания)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание уголков занимательной математики. Примерный перечень материала в уголке.

Организация и содержание уголков занимательной математикиПримерный перечень материала в уголке....

Доклад для воспитателей на тему: "Организация уголков занимательной математики"

Доклад раскрывает перед воспитателями возможности занимательной математики, которая помогает развитию у детей позновательных способностей, формированию интереса к действием с числами, геометрическим ф...

Консультация для воспитателей. "Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики".

Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики....

Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »

Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »в помощь воспитателям детских садов (из опыта работы)....

Виртуальная экскурсия по «Уголкам занимательной математики»

Виртуальная  экскурсия по «Уголкам занимательной математики»                выполнила:баженова Е.в...

Консультация для воспитателей "Организация уголка занимательной математики"

Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является  использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно ...

"Организация уголков занимательной математики"

Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место....