"Организация уголков занимательной математики"
консультация по математике

Изоитко Надежда Александровна
Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей на тему:

«Организация уголков

занимательной математики» 

Подготовила:

Изоитко Н.А.

         В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий), настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Найди пару», игры в шашки, шахматы и другие. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателя эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действию с числами, геометрическим фигурам, величинам решению задач. Таким образом математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. (Дети редко играют в них по собственному желанию.) В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которой бы он проявлял самостоятельность в выборе игры, игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

     Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

     Задачи уголков занимательной математики:

1. Целенаправленно формировать у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

     Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,

интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

     Организация уголков занимательной математики возможна в группах начиная со среднего возраста. Данные психологического исследования свидетельствуют о возрастных возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

     Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлеченность педагога - основа для проявления детьми интереса к математическим играм и задачам.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке помещается разнообразный занимательный материал, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления подводящие детей к освоению шашек и шахмат:» Лиса и гуси», «Волк и овцы» и др; головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур- силуэтов из специального набора фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать его, систематизировать, помещать в специальные альбомы.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех». Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2-3 наборов к игре. Один и тот же силуэт, например, лису, составлять можно из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграф с набором фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемые сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательные математики для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организация уголка осуществляется с посильной помощью детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

«Содержание центров занимательной математики в ДОУ»

Цель: Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений.

ФГОС ДО устанавливает требования  к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:

1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей:

Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.

2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

3.Занимательный материал математического содержания:

—    задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;

—     математические загадки;

—    математические считалки;

—  математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

— приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

 Для 1 младшей группы

 В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:

  • Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
  • Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);
  • Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
  • Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
  • Настольно-печатные игры;
  • «Чудесный мешочек»;
  • Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема

Для детей 3—4 лет

В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

  • сравнивать предметы по различным признакам—  размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
  • группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда, это — обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
  • составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
  • реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам» и др.;
  • Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
  • Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для детей 4—5 лет

Центр занимательной математики средней группы может содержать:

  • Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

—   сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

—   группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,
это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей  («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.):  лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;

— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

  • Дидактические игры:

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

  • Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами

Для детей 5—7 лет

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

  • Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
  • Дидактические игры:

— игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

—    игры с цифрами, монетами;

— игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери») ;

—    Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

—    Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

—     Календарь, модель календаря.

  • Развивающие игры

—   игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

—  игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;

—  игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами

  • Природный и «бросовый» материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание уголков занимательной математики. Примерный перечень материала в уголке.

Организация и содержание уголков занимательной математикиПримерный перечень материала в уголке....

Доклад для воспитателей на тему: "Организация уголков занимательной математики"

Доклад раскрывает перед воспитателями возможности занимательной математики, которая помогает развитию у детей позновательных способностей, формированию интереса к действием с числами, геометрическим ф...

Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »

Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »в помощь воспитателям детских садов (из опыта работы)....

Консультация для воспитателей "Организация уголка занимательной математики"

Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является  использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно ...

Методические рекомендации по организации уголков «Занимательная математика»

Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окру...

Организация уголков занимательной математики.

С детьми дошкольного возраста согласно требованиям "Программы воспитания в детском саду" в утреннее и вечернее время проводятся игры: математического содержания (словесные и с использованием...

Организация уголков занимательной Математики

Организация уголков занимательной Математики...