Развиваем познавательный интерес. Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.
консультация по математике (старшая группа)

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

У любого  воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с воспитателем,  с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:
Развиваем познавательный интерес. Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

У любого  воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с воспитателем,  с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

А как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

И что же такое познавательный интерес? Познавательный интерес – это средство привлечения к обучению, средство активизации мышления, средство заставляющее переживать и увлечённо работать. А что можем сделать мы взрослые, чтобы у ребёнка появился интерес к обучению? Вы как думаете? Разумеется, нужно сделать так, чтобы процесс обучения стал занимательным.

Не следует забывать ещё один общеизвестный факт. Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит? Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть. А игра ребёнка, вовсе не игра. Об этом ещё в эпоху Возрождения писал Мишель де Монтень. Он говорил «что правильнее смотреть на игры как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

         Здесь возникает противоречие: желание взрослых как можно раньше подготовить ребенка к школьному обучению и желание детей играть.

         Как же прийти к компромиссу? На самом деле всё достаточно просто: нужно организовать обучение и воспитание в игровой форме.

 Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок , и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

На основе логических блоков разработан игровой материал.

  Развивающие блоки Дьенеша – отличный материал для формирования элементарных математических представлений, образно-логического мышления, восприятия и других психических процессов. Игровые упражнения можно начинать с 3 лет.

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними, ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Для них подойдут следующие упражнения:

  1. Ознакомительная деятельность. «Волшебные кубики». Детям  предлагается рассмотреть кубики. Они  самостоятельно знакомятся с логическими блоками, используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности.
  2. «Помоги ежику». Детям предлагается задание – показать фигуры как эта (по цвету, по форме), не такую фигуру, как эта (по цвету, по форме).
  3. «Три обруча». Детям предлагается разделиться на три группы: красные, желтые, синие. В соответствии названия команд дети раскладывают в обручи логические блоки (по цвету).
  4. «Угостим мишутку». Детям предлагается угостить мишутку -  сладкоежку,  «печеньем» - логическим блоком и рассказать о ней (по цвету, по форме).
  5.  «Помоги зайчику сделать узор». Детям предлагается украсить салфетку по образцу. На первых этапах для облегчения выполнения задания можно нарисовать на листе бумаги контуры фигур (по форме, по цвету)
  6. «Что лишнее?». Детям предлагаются 3фигуры, 2 из которых объединены одним признаком.  Ребенку нужно ответить и объяснить, какая фигура лишняя (по форме, по цвету, по размеру).
  7. «Волшебный мешочек». Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
  8.  «Что изменилось». Перед детьми выкладывают 3-4 фигуры. Затем предлагается детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами и предлагает детям ответить, что изменилось.
  9.  «Найди пару».  Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.
  10. «Веселые дорожки». Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры другого размера (цвета, формы) или одного размера (цвета, формы).  
  11. «Чередование». Детям  предлагается выкладывать цепочки (последовательности): красная - большая, желтая – маленькая, прямоугольная – большая, прямоугольная -  маленькая и т.п.
  12.   «Соседи».  Предлагается детям взять любую фигуру и построиться в круг, назвать какая фигура  находится слева, справа – описать ее. По сигналу все разбегаются врассыпную, а затем опять становятся в круг, при этом меняются местами и называют новых соседей.
  13. «Найди свой домик». На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находятся по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Детям предлагается рассмотреть обручи с фигурами. Чтобы попасть в домик, нужен «ключик». По форме и цвету «ключика» можно найти свой домик. Детям предлагаются «ключики» для домика.
  14. «Пригласительные билетики». Детям предлагается прогулка в лес, к лесным жителям, по пригласительным билетам (логическим блокам). Дети ищут домики определенной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной).
  15. «Давайте поиграем». Предлагается детям предлагается превратиться в «муравьев» и найти свой «муравейник». Муравьи ходят по дорожкам только своего цвета. Каждая дорожка заканчивается домиком-муравейником, где находятся по три геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник). Дети гуляют и находят «волшебный мешочек» с волшебными фигурками – ключиками. Каждому ребенку нужно пройти по дорожке такого же цвета, что и ключик. В домике дети находят себе место, соответствующее форме ключика.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в образовательной программе дошкольного образования.

Таким образом, дети, играя с блоками

 Учатся  производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов.

 Выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера" 

Предлагаю презентацию по развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша"

Методическая разработка «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»Тема: Развитиекомпонентов речевой системы детей младшего возраста в игровой деятельност...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»...

Презентация: Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Цель: Развивать познавательные и творческие способностиЗадачи:1.Закреплять представление о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина.2.Учить соотносить эталон с эталоном формы ...