публикация на тему: Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.
статья по математике (старшая группа)

Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакомить детей с национально-культурными особенностями в НОД, где основная роль отводится развитию  элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_reke_vremeni_statya.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Юсова С.В.

 старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №55» г. Чебоксары

Смирнова С.С.

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №55» г. Чебоксары

   

   Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакомить детей с национально-культурными особенностями в НОД, где основная роль отводится развитие элементарных математических представлений. Работая с детьми подготовительной к школе группе тема национально-регионального содержания приобретает особое значение. Знакомство детей с символикой республики и культурой происходит с использованием этих символов в необычных условиях.  Во время подготовки к открытому занятию для педагогов ДОУ нами был разработан конспект НОД на тему: «Путешествие по «реке времени», его мы приводим ниже.

   В ходе непосредственной образовательной деятельности особое внимание уделяется национально-региональному содержанию образовательной деятельности, которое на протяжении всего занятия является связующий нитью нашего путешествия по «реке времени».

   Тема раскрывается на основе интеграции образовательных областей: познавательное и социально-коммуникативное развитие. Где решаются задачи развития познавательной активности: образного и логического мышления, воображения.

   В ходе совместной работы воспитанниками предполагается сочетание индивидуальной, подгрупповой, групповой работы с детьми.

НОД «Путешествие по «реке времени»

Программное содержание:

Содействовать проявлению и развитию познавательной активности: ассоциативно – образного и логического мышления, воображения.

Формировать умения анализировать и читать схему, кодировать и декодировать информацию математического характера.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клеточку, располагать изображения в указанном направлении.

Развивать умение использовать в речи математические термины; умение логически аргументировать итоги своей работы. Воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Воспитывать чувство коллективизма.

Воспитывать патриотические чувства. Гордость за свой народ.

Ход:

1.Дети рассматривают флаг Чувашской Республики, на котором изображено Дерево жизни.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, что изображено на флаге? А флаг какой республики вы видите на экране? (Дерево жизни.)  (Рассказ воспитателя про флаг Чувашской Республики)

-А как вы думаете, что обозначает Дерево жизни? (Прошлое, настоящее, будущее.)

-Ребята, хотите отправиться в необычное путешествие по реке времени и побывать в прошлом, в будущем? (Да.)

-Дверь в прошлое зашифрована, закодирована. Но у нас есть коды для ее расшифровки.

 -Коды - это карточки, на которых напечатаны алфавит и числа от 1 до 33 над буквами, то есть каждой букве алфавита соответствует какое-либо число.

-Ребята, пройдите к шифровальным столам.

2.Игра «Код».

(Каждая пара детей расшифровывает свою часть информации. Один ребенок называет число, напечатанное в шифрограмме, ищет его на карточке-коде, называет соответствующую числу букву. Другой ребенок записывает букву на листе бумаги.

Шифрограмма.

12, 3, 1, 5, 18, 1, 20. (Первая пара.).

19, 10, 15, 10, 11. (Вторая пара.).

2, 16, 13. 30, 26, 16, 11. (Третья пара).

20, 16, 15, 12, 10, 11. (Четвертая пара.).

Каждая пара зачитывает свое слово: квадрат, синий, большой, тонкий. При помощи карточек-схем, дети записывают кодовое обозначение геометрической фигуры и находят эту геометрическую фигуру. Каждый ребенок берет эту геометрическую фигуру, подходит к волшебной двери, прикладывает эту геометрическую фигуру к двери. Звучит чувашская народная мелодия.

3.На экране появляется видеоролик: «В чувашской деревне».

Глава чувашской деревни приветствует детей на чувашском языке и просит у них помощи:

-Здравствуйте, дорогие дети! Недавно мои батыры нашли клад с драгоценными камнями и монетами, и мы никак не можем разложить эти драгоценности по форме, цвету, величине, толщине.

Драгоценности наши имеют:

- 4 формы: квадратную, прямоугольную, треугольную, круглую;

- 3 цвета: красного, синего, желтого;

- 2 величины: большие, маленькие;

- 2 толщины: тонкие, толстые.

Очень просим помочь нам разложить драгоценные камни и монеты по данным признакам.

Воспитатель:

-Ребята, а кто такой глава города Чебоксары, как его зовут? Небольшой рассказ про батыров.

 Поможем нашему главе города?

-Ребята, поможем нашим предкам разложить драгоценности? (Да.)

-Но у нас нет реальных, т. е. настоящих драгоценностей. Чем мы можем их заменить? (Ответы детей).

-Да, мы можем заменить драгоценности моделями-заместителями, т. е. геометрическими фигурами – блоки Дъенеша.

-Тогда я предлагаю каждому из вас выбрать карточку-схему, по которой необходимо разложить драгоценности (на каждой карточке-схеме свои признаки), взять набор геометрических фигур и приступить к работе.

4.Игра «Разложи драгоценности по признакам».

(У каждого ребенка карточка-схема. На ней дети раскладывают геометрические фигуры по признакам: форма, цвет, величина, толщина. После выполненного задания, каждый ребенок дает отчет о своей работе.) Глава чувашской деревни:

-Дорогие дети, большое спасибо вам за помощь! Теперь мы знаем, как можно разложить драгоценные камни и монеты по признакам.

(Глава чувашской деревни говорит на чувашском языке. Воспитатель или дети, знающие чувашский язык, переводят на русский.)

5.Воспитатель:

-Ребята, чтобы возвратиться в настоящее необходимо отгадать загадку: «Что это такое? Они могут здороваться друг с другом, рисовать, лепить, хлопать в ладоши.» (Руки.)

Физминутка «Наши руки». (Дети говорят и показывают движения.)

-А что еще они могут делать? (Помахать ладошкой, обнять, погладить по голове и т. д.).

-А еще руками можно разговаривать. Вы видели, как разговаривают руками? (Да.)

-Догадайтесь, что я вам скажу руками. («Хорошо!», «Я посылаю вам воздушный поцелуй», «Ловите его и отправляйте в сердце», «Я вас люблю!».)

-Ребята, вспомните, как вы помогали маме осенью солить капусту.

 «Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

 Мы капусту жмем-жмем.»

-Ребята, вы знаете, что каждая рука имеет свой код? (Да.)  Каждая рука неповторима!

-Чтобы вернуться в настоящее, нам достаточно приложить наши замечательные, неповторимые руки к волшебной двери.

Дети прикладывают руки к волшебной двери. Звучит современная чувашская национальная мелодия.

6.На экране появляется видеоролик: «В магазине «Акконд».

(В воздухе чувствуется запах конфет, кофе, какао.)

Продавец:

-Уважаемые дети, вас приветствует кондитерская фабрика «Акконд»! У нас очень много сладкой, вкусной продукции. Вот и сейчас поступила новая партия кондитерских изделий. Помогите разложить кондитерские изделия по определенным местам.

Кондитерские изделия наши имеют:

- 4 формы: квадратную, прямоугольную, треугольную, круглую;

- 3 цвета: красного, синего, желтого;

- 2 величины: большие, маленькие;

- 2 толщины: тонкие, толстые.

  Очень просим помочь нам разложить кондитерские изделия по данным признакам.

 А помогут вам справиться с работой два обруча.

 Воспитатель:

-Ребята, поможем работникам «Акконда» разложить кондитерские изделия? (Да.)

-Но у нас нет реальных, т. е. настоящих кондитерских изделий. Чем мы можем их заменить? (Ответы детей).

-Да, мы можем заменить кондитерские изделия моделями-заместителями, т. е. геометрическими фигурами – блоки Дъенеша.

-Тогда я предлагаю каждому из вас взять два обруча, набор геометрических фигур и приступить к работе.

7.Работа с двумя обручами.

Задание:

1). В красный обруч положить кондитерские изделия круглой формы, синего цвета.

2). В желтый обруч положить кондитерские изделия большие, тонкие.

(Дети выполняют задание.).

Воспитатель:

-Какие кондитерские изделия находятся в красном обруче? (Ответы детей.)

-Какие кондитерские изделия находятся в желтом обруче? (Ответы детей.)

- Какие кондитерские изделия находятся вне обручей? (Ответы детей.)

- Какие кондитерские изделия находятся и в красном, и в желтом обручах? (Ответы детей.)

Продавец:

-Дорогие дети, большое вам спасибо за помощь.

8.Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы успели побывать в прошлом, в настоящем. А где еще не успели побывать? (В будущем.)

-Хотите отправиться в будущее? (Да.)

-Чтобы отправиться в будущее, необходимо изготовить ключ к нашей волшебной двери.

Д/з «Изготовим ключ». (Рисование ключа на бумаге в клеточку.)

Воспитатель диктует расположение линий по клеточкам, а дети зарисовывают. Затем берут по 2-3, заранее вырезанных воспитателем, ключа, прикладывают к своим нарисованным, подбирают нужный и подходят с ним к волшебной двери. Все дети вставляют ключи в дверь. Звучит авангардная космическая музыка.

9.На экране появляется видеоролик «В конструкторском бюро».

Инженер-конструктор:

-Здравствуйте, уважаемые дети подготовительной к школе группы.

В нашем конструкторском бюро инженеры-конструкторы разрабатывают модель робота для работы на Марсе. Просим всех желающих принять участие в инновационной разработке модели робота.

Воспитатель:

-Ребята, хотите принять участие в инновационной разработке модели робота для работы на Марсе? (Да.)

-Тогда приглашаю вас за компьютеры. Необходимо из геометрических фигур составить модель робота.

10.Работа на компьютерах. (Составление робота из геометрических фигур.)

Дети работают на компьютерах.

 По окончании работы инженер-конструктор:

-Уважаемые дети, благодарим вас за интересные модели роботов. Мы обязательно воспользуемся вашими разработками. За проявленное творчество, смекалку, аккуратность выражаем благодарность всем участникам проекта. (Передает пакет с благодарностями.)

Воспитатель зачитывает:

-Конструкторское бюро выражает благодарность .. за самую сложную (интересную, многодетальную, малогабаритную, симметричную, веселую, аккуратную…)  модель робота. (И вручает детям благодарности.) 

Воспитатель:

-Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.)

-Где бы вы хотели еще побывать и что нового узнать? (Ответы детей.)

11.Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Но нам пора возвращаться домой. Чем воспользуемся, чтобы возвратиться домой, в настоящее? (Ответы детей.)

-Что же, прикладываем свои умелые, замечательные и неповторимые руки к волшебной двери.

(Звучит гимн Чувашской республики.)

- Слышите? Так встречает родная Чувашская земля своих путешественников, победителей!!! (Все стоят по стойки «смирно», слушая Гимн)

-Вот мы и дома! (Навстречу к детям выходит продавец кондитерской фирмы «Акконд», благодарит детей за помощь и угощает кондитерскими изделиями фирмы «Акконд».)

По возвращении в детский сад, детей ждет посылка из прошлого. В ней драгоценные камешки от Главы чувашской деревни.

Список используемой литературы:

1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014

2. Белошистая А.В. «Я считаю и решаю» (конспекты занятий от 3 до 6 лет), Екатеринбург, У фактория, 2007.

3. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром», Мозаика-Синтез, 2011.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми среднего возраста «В гостях у Фили»

В конспекте разработаны задания для детей по взаимодействию с предметами, сравнение, экспериментально – исследовательская деятельность, игры с блоками Дьенеша....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...

Непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет (образовательная область «Познание») (использование развивающих игр В.В.Воскобовича) Тема «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37      КонспектНепосредственно-образовательной деятельности по развитию...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет  с ТНР (образова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую галактику»

Вид деятельности: ОД – путешествиеОбразовательные области: Здоровье, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы, ТрудЦели и задачи:БезопасностьФизическая культура:- форми...