Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр
консультация по математике

Рекомендации  по  формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rekomendatsii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Рекомендации  по  формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр        

 Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж жизненных навыков и знаний, в том числе - математических. Именно этот возраст формирует у детей элементарные математические представления.

          Объём элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста следует рассматривать в качестве основы познавательного развития, без освоения которого дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка этого возраста, направленная на математическое познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем играх.

           Взрослый должен создавать условия и игровую обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка среднего дошкольного возраста  в игровую деятельность с целью формирования элементарных математических представлений. Но при этом инициатива в развёртывании игры, игровые действия должны принадлежать ребёнку. А взрослый может  анализировать ситуацию, направлять процесс её развития, способствовать получению результата. Любой вид игровой деятельности при условии правильного руководства со стороны взрослого может привести к формированию элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте. И это не только развивающие игры математической направленности, но и творческие игры, в том числе сюжетно-ролевые.

Современные малыши среднего дошкольного возраста куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Остаётся один выход – игра.  Игровая деятельность привлекала дошкольников во все времена, и в этом плане ничего не изменилось в наши дни!

          К счастью, формирование элементарных математических представлений вписывается в любое игровое действие, в том числе и в процесс организации сюжетно-ролевой игры. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес к игре  появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – мы, взрослые,  должны организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается сюжетно-ролевых игр, и особенно, если наша цель в этих играх -  формирование элементарных математических представлений. Без наглядности, без большого количества атрибутов, всевозможных предметов-заместителей в данной ситуации не обойтись.  

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие и интеллектуальные способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

          Без образовательного процесса в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – игра!

Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми среднего дошкольного возраста поэтапно. Важное условие организации сюжетно-ролевых игр — предварительное формирование у детей определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме игры, для этого проводятся сюжетно-дидактические игры.  Подготовительная работа к сюжетно-ролевым играм с точки зрения математического развития заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Это возможно сделать в познавательных беседах, в дидактических играх.

   После того как дети среднего дошкольного возраста усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который   не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков.

       Далее в групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевой игры, где размещается кукольный уголок со всеми атрибутами для сюжетно-ролевой игры,  дети соотносят эти предметы между собой в соответствии с содержанием игры.

          Важно направлять сюжетно - ролевые игры для детей с целями формирования элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте с использованием косвенных методов, сохраняя при этом  самодеятельный и творческий характер игры.

         В организации и проведении сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста можно условно выделить три этапа.

1 этап - воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует действия детей.

2 этап -  ведущую роль начинают выполнять дети, воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.

3 этап - дети самостоятельно выбирают сюжет игры, разыгрывают роли, используют счетно-измерительные действия, а воспитатель наблюдает за игрой и лишь в некоторых случаях включается в игру.

         Развитие сюжета с учетом средств сюжетно-ролевой игры, применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей. Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда.

          Для проведения сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста игровой материал подготавливается заранее. Целесообразно подключить к этому родителей.  Дети также с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута. Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы во время сюжетно-ролевой игры внимание детей привлекала не только игровая сторона, но и математическая.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театральной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаю...

Конспект интегрированной совместной деятельности по формированию элементарных математических представления для детей среднего дошкольного возраста

Целью занятия является развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы....

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...