Математические игры для детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Церкович Марина Владимировна

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, поэтому именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические игры для детей младшего дошкольного возраста

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, поэтому именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

Игры с цифрами и числами

Игры путешествия во времени

Игры на ориентировку в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Роль дидактических игр определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка»

В практической деятельности и широко использую группы дидактических средств:

комплекты наглядного дидактического материала

оборудование для самостоятельных игр и занятий

занимательный математический материал

пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.)

познавательные книги для детей, рабочие тетради

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Примеры:

"Большой-маленький"

Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей. Нужно обратить внимание на то, правильно ли ребенок называет детенышей в единственном и множественном числе. Данная игра способствует развитию внимания, памяти, речи.

«Найди пару»

Цель: развивать внимание, восприятие, умение сравнивать вкладыши.

Из двух частей детям предлагается сложить картинку.

"Матрешки"

Цель: учить сравнивать предметы по величине, формировать понятие большой-маленький.

Сравниваются большая и маленькая матрешка, затем маленькая прячется в большую.

"Широкое - узкое»

Цель: формирование представления о понятии «широкое - узкое», учить различать широкие и узкие ленты.

Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать различные игровые приемы. Например, на столе выкладываются две полоски одинаковой длины - широкая и узкая. По широкой полоске (дорожке) могут проехать две машины, а по узкой - только одна из них.

Упражнения с цветными счетными палочками.

Знакомства с формами. Дети строят и преобразуют простые фигуры по условиям.

Упражнение: «Какая фигура лишняя?».

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)".  

Упражнение: «Найди и покажи».

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.  "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их".

Упражнение: «Из каких фигур состоит?»

         Материал: рисунок на котором изображены кошка, кот и котенок, нарисованные из геометрических фигур (треугольник, круг), разных по величине. Попросить ребенка рассказать из каких фигур состоит.

Упражнение: «Собери пазл».

Материал: геометрические пазлы. Вы показываете картинку с геометрической фигурой и ребенок должен собрать все четыре картинки, которые похожи по форме с данной геометрической фигурой.