Конспект урока математики: «Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям»
план-конспект урока по математике (подготовительная группа)

.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель:

- Научить моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям;

- научить планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами.

Задачи:

- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операции деления;

- составлять числовые выражения с использованием знака действия деление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matematike_1.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель:

- Научить моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям;

- научить планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами.

Задачи:

- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операции деления;

- составлять числовые выражения с использованием знака действия деление

Личностные УУД

- формировать положительную мотивацию к обучению;

 - пробудить интерес учащихся к математике.

Регулятивные УУД

-формировать умение концентрировать внимание;

-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

Познавательные УУД

 -формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и       делать выводы;

Коммуникативные УУД

 - формировать умение работать в группе, в паре;

 - учить приёмам, представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.

Оборудование:        

Презентация

Литература:

Учебник «математика 4 класс» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте,  дети! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Алина Вячеславовна.

Прозвенел звонок.
Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Садитесь.

Приветствие учителя

2. Актуализация и пробные учебные действия.

Ребята, а как вы думаете, что нужно делать каждому из нас, чтобы хорошо учиться?

А чтобы на каждом уроке подниматься все выше и выше по лесенке наших знаний, важно не только запоминать новый материал, но и повторять предыдущий.

Начнем с вами урок с устного счета. Внимательно посмотрите на экран.

 Отвечать на уроках, выполнять домашнее задание, прилежно вести себя на уроках.

Считают устно.

3. Локализация  индивидуальных затруднений.

Внимательно посмотрите на экран и прочитайте условие задачи. Задача: Купили 7 блокнотов в клетку и 4 блокнота в линейку по одинаковой цене. За блокноты в клетку заплатили на 138р. Больше, чем за блокноты в линейку. Сколько стоят блокноты в клетку и сколько – в линейку?

Что нам нужно узнать в задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

Как можно узнать цену одного блокнота?

Сколько стоят блокноты в клетку и сколько – в линейку

Нет

Потому что мы не знаем цену одного блокнота.


Дети предполагают

4. Построение выхода из затруднения.

Что мы можем узнать из того, что нам дано в задаче?

Что для этого нужно сделать?

Мы с вами узнали, что блокнотов в клетку было куплено на 3 больше, чем в линейку. Еще мы с вами знаем, что за блокноты в клетку заплатили на 138р. больше, чем за блокноты в линейку. Значит, что эти 3 блокнота стоят 138р.

Составим схему к задаче.

C:\Users\Admin\Desktop\схема.jpgЧто теперь можно узнать?

Что для этого нужно сделать?

Какие будет следующее действие, если мы знаем цену одного блокнота?

Что для этого нужно сделать?

И какое будет последнее действие?

Что для этого нужно сделать?

Каким еще арифметическим действием можно узнать цену 4 блокнотов?

Сколько стоят блокноты в клетку?

Сколько стоят блокноты в линейку?

Запишем в тетрадь задачу по действиям.

Узнать на сколько блокнотов в клетку купили больше, чем в линейку.

7-4=3(б.)

Цену одного блокнота.

138:3=46(р.)

Узнаем цену 7 блокнотов

46*7=322(р.)

Узнаем цену 4 блокнотов.

46*4=184(р.)

Вычитанием. Из произведения 322 вычесть 138 - разность стоимостей блокнотов в клетку и в линейку. Получается 184(р.)

322(р.)

184(р.)

5.Реализация построенного проекта.

Откройте свои учебники на стр. 115, № 2. Внимательно прочитайте условие задачи. Задача: В одном мотке 15м кружев, а в другом 9м. Первый моток на 258р. дороже, чем второй. Сколько рублей стоит каждый моток кружев?

Что нам нужно узнать?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

Что мы можем узнать из того, что нам дано в задаче?

Что для этого нужно сделать?

Мы с вами узнали, что в первом мотке кружев на 6 метров больше, чем во втором. Еще мы с вами знаем, что первый моток на 258р дороже, чем второй. Значит 258р стоят 6 метров кружев.

Как мы теперь узнаем, сколько стоит 1м кружев?

Как узнать, сколько стоит 1 моток кружев?

Сколько стоит 2 моток кружев?

Каким способом можно найти, сколько стоит 2 моток кружев?

Запишем решение задачи 2 способами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Сколько рублей стоит каждый моток кружев.

Нет

Потому что нам неизвестно, сколько стоит 1м кружев.

Узнать на сколько м кружев в одном мотке больше, чем в другом.

15-9=6(м) в первом мотке больше, чем во втором.

258:6=43(р.)

43*15=645(р.)

43*9=387(р.)

387+258=645(р.)

6.Обобщение во внешней речи.

Внимательно посмотрите на экран. Прочитайте условие задачи. Задача: Два мотоциклиста ехали с одинаковой скоростью. Один из них был в пути 5 часов, а другой - 3 часа. Сколько километров проехал каждый мотоциклист, если первый проехал на 80 километров больше, чем второй? 
Что нам нужно узнать в задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

Можем ли мы узнать скорость мотоциклистов?

Что нужно найти в первом действии?

Что мы узнаем во втором действии?

Сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?

Сколько км проехал первый мотоциклист?

Сколько км проехал второй мотоциклист?

Запишем задачу по действиям.

Сколько километров проехал каждый мотоциклист, если первый проехал на 80 километров больше, чем второй? 
Нет

Потому что нам неизвестна точная скорость мотоциклистов.

Да.

На сколько больше один мотоциклист затратил часов в пути, чем другой. Для этого 5-3=2.

Скорость мотоциклистов. Для этого можно найти скорость только одного мотоциклиста, потому что их скорость одинаковая.  Для этого 80:2=40(км/ч)

Да.

5 * 40 = 200 (км)

3 * 40 = 120 (км)

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

У вас на партах лежат карточки с заданиями. Вам необходимо самостоятельно решить задачи. Вариант 1.

Задача 1. С одного участка собрали  25 мешков лука, а с другого 19 таких же мешков. Причём со второго участка собрали на 360 кг меньше, чем с первого. Сколько кг лука собрали с каждого участка?

Задача 2. Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч . Обратно он поехал           другой  дорогой, которая была длиннее первой на 9 км, но и скорость велосипедиста на обратном пути была на 3 км/ч больше. Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?

Вариант 2.

Задача 1. В одном куске 12 м драпа, а в другом 17  м такого же драпа. Второй кусок стоил дороже на 750 рублей, чем первый. Сколько стоил каждый кусок драпа?

Задача 2. За 2 часа вертолёт пролетел 600 км. Во сколько раз увеличится время полёта, если скорость уменьшится в 2 раза?

8.Включение в систему знаний и повторений.

Откройте свои учебники на стр.115, №1. Внимательно прочитайте условие задачи. Задача: На одно машине привезли 6 мешков моркови, а на другой – 10 таких же мешков. Масса мешков с морковью на первой машине на 140кг меньше, чем масса мешков с морковью на второй машине. Найди массу моркови на каждой машине.

Что нам нужно найти в задаче?

Можем ли мы сразу найти массу моркови?

Почему?

Как узнать массу одного мешка?

Зная разность мешков, что мы можем узнать теперь?

Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?

Сколько кг моркови привезли на второй машине?

Сколько кг моркови привезли на первой машине?

Запишем задачу по действиям.

 

Массу моркови на каждой машине.

Нет

Мы не знаем массу одного мешка

Сначала необходимо узнать разность мешков. 10-6=4(м.). Значит, на второй машине привезли на 4 мешка с морковью больше, чем на второй.

По двум разностям массу одного мешка. 140:4=35(кг)
Да
35*10=350(кг)
350-140=210(кг)

9.Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, с какой темой мы сегодня с вами познакомились?

 

Запишем  домашнее задание.

Д/з: стр.115, №3, стр.116, №7

Спасибо за урок. До свидания.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прикладные задачи на уроках математики»

Доклад «Прикладные задачи на уроках математики» выполненного учителем математики ГБОУ СОШ с. Сиделькино СОШ на районном методическом объединении учителей»...

Пример моделирования условия задачи на нахождение суммы детьми 6 – 7 лет

Практическое пособие для проведения занятий по математике....

конспект открытого занятия "Веселые уроки математики"

С веселыми загадками, считалками, стихами дети знакомятся с математикой.Дети не воспринимают материал, когда он дается монотонно и скучно, а в игрелюбой сложный материал запоминается и усваивается луч...

Конспект занятия "Урок мужества «3 декабря - День неизвестного солдата»

познакомить с историей празднования Дня воинской славы;развивать у детей познавательные и творческие интересы;воспитывать патриотическое сознание у дошкольника....

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Решение задач на нахождение суммы»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Решение задач на нахождение суммы» с помощью условно - схематических моделей...