Консультация для педагогов "развитие интеллекта дошкольников"
консультация по математике (старшая группа)

Саитгалиева Гульнара Сабирьяновна

Консультация для педагогов работающих в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

     Интеллектуальное развитие школьников – серьезный вопрос, который актуален на протяжении многих десятилетий. Начинать развивать умственные способности нужно еще у младших дошкольников, чтобы потом не возникало проблем в начальной школе. Научно доказано, что активная работа по развитию интеллекта у дошколят ведет к высокой успеваемости в первых классах. Как  лучше всего развивать умственные способности детей? Проводить интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста лучше всего через игру. Дети, включаемые в игровой процесс, начинают активно работать, у них повышается концентрация внимания, к любой игре большинство детей относится всерьез. Правильно подобранная игра – это развитие логики, внимания, памяти, мелкой моторики и прочих важных функций. Групповые игры стимулируют развитие личностных качеств, формируются задатки лидеров, становятся заметны ведущие и ведомые, развивается целеустремленность.

В игре можно определить также, есть ли у дошкольника какие-либо проблемы в поведенческом или ином плане, легко отслеживается повышенная тревожность и нервозность, страхи и иные проблемы. Эмоциональное и психическое развитие малышей можно легко сравнить в групповой игре, в ней становится заметны все показатели малышей.

   Игра позволяет не просто обучить ребенка каким-либо навыкам, в игре происходит погружение в социальную среду, дети учатся строить диалоги, разговаривать, решать спорные вопросы и регулировать взаимоотношения. Правильно подобранные игры для дошкольников – это активное развитие и успех ребенка в будущем.

    Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения спрятанного в ней предмета-"секрета", схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т.п дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами

важное новообразование в психике ребёнка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка со взрослым. Первый, кто обратил внимание на это, был советский психолог Л.С. Выгодский. Каждый человек в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходятся как раз на 6-7 лет. Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Внимание ребёнка 6-7 лет характеризуется непроизвольностью; он ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Мое руководство, как педагога, направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень интересного.

    Важнейшими характеристиками внимания являются устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания – возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений  игр:

 «Собери слово»

Воспитатель  произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

«Путаница»

Игра для развития звукового различения Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения. Воспитатель  называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например: Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

  1. 1. Учитель предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
  2. 2. Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
  3. 3. Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллек­та как составляющую социально-коммуникативно­го развития.Впе...

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....

Консультация для родителей Консультация для родителей «Интеллект-карта в жизни дошкольника»

Консультация для родителей, которая поможет в развитии у ребенка мышления,. памяти, речи и внимания...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...