КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».
методическая разработка на тему

Каблучко Людмила Борисовна

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллек­та как составляющую социально-коммуникативно­го развития.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема «Эмоциональный интеллект дошкольника».

                                                               Подготовила:

                                                              старший воспитатель МАДОУ

                                                              «Детский сад «Белочка»

                                                               села Новая Таволжанка Шебекинского

                                                               района Белгородской области»

                                                               Каблучко Л.Б.

2017 год

Согласно ФГОС ДО воспитатель должен развивать эмоциональный интеллект детей.

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

А в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и другими на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Высокий уровень эмоционального интеллекта – основа успешной личности, согласитесь? Но часто в погоне за ранним развитием, скорочтением, иностранными языками, мы забываем о самом главном – чувствах. Сегодня здоровый человек – это человек, осознающий и принимающий свои эмоции, человек, действующий  из понимания основополагающих чувств, которые его к этому действию побуждают. Успешный человек – это человек, понимающих других и умеющий убедить людей. В наше время знания доступны всем, но многие далеки от своих чувств и эмоций, поэтому важно в развитии детей достойное место уделить эмоциональному интеллекту.

Важнейшими составляющие эмоционального интеллекта являются:

Умение понять свои эмоции и управлять ими. Восприятие себя как хорошего человека. Взращивание адекватной (высокой) самооценки.

Способность распознавать и признавать чувства других и умение взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, способностью, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Способность справляться со сложными и стрессовыми ситуациями

Умение быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства

Жизненный фон: оптимизм и чувство счастья

Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей?

Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир.

Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.

Позволение проявлять негативные эмоции. Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься.

Позволение проявлять позитивные эмоции — не менее важный аспект. Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.

Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.

Что такое экспрессивный этюд

Экспрессивные этюды - вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М.И. Чистякова. В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)»1.

Н.Ю. Хрящева рассматривает понятие «психогимнастика» как: «очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или оказывать более генерализованное воздействие»2.

Таким образом, экспрессивные этюды - вид психогимнастики, направленный на развитие экспрессивной грамотности ребенка: умения понимать эмоции других людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства.

Экспрессивный этюд при определенных условиях выполняет психотерапевтическую функцию. Но в контексте развития эмоционального интеллекта ребенка следует учитывать только функции развития экспрессивной грамотности. В своей книге М.И. Чистякова приводит примеры этюдов на выражение различных эмоций. Однако, как пишет автор, они лишь «закваска» для вариаций на тему.

Как действует экспрессивный этюд на развитие детей

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию.

Например: в зависимости от возраста ребенка педагог просит:

  • покажи, как Мишка шел;
  • покажи всем телом, как Мишка шел;
  • покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;
  • покажи, как кралась Лиса;
  • скажи так же, как медведь Михайло Иванович;
  • скажи так же, как Мышка-норушка.

Еще одно задание - показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.

Напримр: педагог просит показать:

  • как Заяц испугался;
  • как Лиса обрадовалась;
  • как Еж удивился;
  • как Медведь рассердился.

Другая роль в экспрессивном этюде - дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т. ч. экспрессии эмоций у разных людей.

Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию. Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.

В результате участия в экспрессивных этюдах в роли действующего (показывающего) и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого ребенка существенно обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других.

Экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других людей и умение выразить собственную эмоцию, использовать экспрессивные средства.

Когда и как использовать экспрессивные этюды

Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми. При этом важно учитывать методические особенности их проведения. Дадим 8 советов, которые помогут воспитателям.

1-й совет. Используйте экспрессивные этюды во время чтения сказки (произведения детской литературы), а не как отдельное задание. Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать:

  • эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду);
  • его характер (хитрая, трусливый, храбрый);

■        физические особенности (большой, маленький,

неуклюжий, верткий, быстрый).

Разыгрывайте экспрессивный этюд в эмоционально емкой ситуации, когда действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и действия другого. Так дети лучше поймут смысл и причины поступков героев, важность одних форм поведения и неприемлемость других.

Например. Эмоциональная ситуация в сказке братьев Гримм «Заяц и Еж»: грубый и пренебрежительный ответ Зайца на приветствие вызывает у Ежа обиду и желание его проучить. Разыграйте экспрессивный этюд по этому фрагменту. Он покажет дошкольникам, как важно уважительно относиться ко всем.

2-й совет. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3-7. Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные этюды должны не отвлекать ребенка, а служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания. Вариативность (для отдельных детей или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени для восприятия, в других - показ происходит быстро.

3-й совет. Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2-3 раза разными детьми. Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это дает возможность:

  • тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей;
  • увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми;
  • накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.

4-й совет. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный прием, особенно если речь в сказке идет о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился - еще больше удивился - был поражен.

5-й совет. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показать этюд перед остальными детьми.

6-й совет. Поддерживайте ребенка, который показывает экспрессивный этюд, аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае - одобрение самого действия ребенка, а не качества исполнения.

7-й совет. Учитывайте возрастные особенности каждой группы: динамику «открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольникам постепенно и в определенном порядке.

8-й совет. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации. Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включенность в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.

Примеры экспрессивных этюдов представлены в конспекте непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе по мотивам латышской сказки «Лесной Мишка и проказница Мышка» (приложение).

Образовательная деятельность включает три экспрессивных этюда для показа всеми детьми: один направлен на развитие средств мимики и жестов («Мишка сладко спал»), а два - на мимическое выражение эмоций («Медведь рассердился», «Мишка обрадовался»).

Два экспрессивных этюда для отдельных воспитанников направлены на интонирование как одно из средств экспрессии. Показывающие дети тренируют показ эмоции, наблюдающие - развивают понимание интонации. Это этюды на вокализацию «Вот раздавлю тебя сейчас!» - для Медведя и «Лучше отпусти меня, я тебе пригожусь» - для Мышки.

Два экспрессивных этюда для отдельных дошкольников развивают мимику и пантомимику у показывающих («Медведь вылез из берлоги и побрел по лесу») и понимание их у наблюдающих детей («Мышка бежит»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДОШКОЛЬНИКА

Слайд 2

ФГОС ДО Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Слайд 3

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. “ способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

Слайд 4

80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта , и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Слайд 5

ФГОС ДО Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

Слайд 6

Здоровый человек – это человек, осознающий и принимающий свои эмоции, человек, действующий из понимания основополагающих чувств, которые его к этому действию побуждают. Успешный человек – это человек, понимающих других и умеющий убедить людей. В наше время знания доступны всем, но многие далеки от своих чувств и эмоций, поэтому важно в развитии детей достойное место уделить эмоциональному интеллекту.

Слайд 7

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”; способностью сознательно влиять на свои эмоции; умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему

Слайд 8

У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым; У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры; У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

Слайд 9

Важнейшими составляющие эмоционального интеллекта являются: Умение понять свои эмоции и управлять ими. Восприятие себя как хорошего человека. Взращивание адекватной (высокой) самооценки. Способность распознавать и признавать чувства других и умение взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, способностью, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Способность справляться со сложными и стрессовыми ситуа циями Умение быстро и эффективно реагировать на изменившиеся Обстоятельства Жизненный фон : оптимизм и чувство счастья

Слайд 10

Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей? Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир. Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером. Позволение проявлять негативные эмоции . Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься. Позволение проявлять позитивные эмоц ии — не менее важный аспект. Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.

Слайд 11

Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд . Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести. Что такое экспрессивный этюд Экспрессивные этюды - вид психогимнастических упраж нений.

Слайд 12

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает , когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию. Например: в зависимости от возраста ребенка пе­дагог просит: покажи, как Мишка шел; покажи всем телом, как Мишка шел; покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел; покажи, как кралась Лиса; скажи так же, как медведь Михайло Иванович; скажи так же, как Мышка-норушка.

Слайд 13

Другая роль в экспрессивном этюде - дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т. ч. экспрессии эмоций у разных людей. Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию. Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.

Слайд 14

1-й совет. Используйте экспрессивные этюды во время чтения ск азки (произведения детской литературы), а не как отдельное задание . Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать: эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду); его характер (хитрая, трусливый, храбрый); физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, верткий, быстрый).

Слайд 15

2-й совет. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3-7. Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные этюды должны не отвлекать ребенка, а служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания. Вариативность (для отдельных детей или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени для восприятия, в других - показ происходит быстро. 3-й совет . Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2-3 раза разными детьми. Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это дает возможность: тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей; увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми; накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.

Слайд 16

4-й сов ет. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный прием, особенно если речь в сказке идет о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился - еще больше удивился - был поражен. 5-й совет. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показать этюд перед остальными детьми.

Слайд 17

6-й совет. Поддерживайте ребенка, который показывает экспрессивный этюд, аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае - одобрение самого действия ребенка, а не качества исполнения. 7-й совет. Учитывайте возрастные особенности каждой группы: динамику «открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольникам постепенно и в определенном порядке. 8-й совет. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации. Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включенность в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.

Слайд 18

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело » - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта дошкольника

Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...

Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...

Консультация для педагогов "Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Слайд 1.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Слайд 2. В последнее время все больше уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка, поскольку именно с у...

Консультация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"...

Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»

Консультация для педагогов   «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...

Консультация для родителей «Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников»

  Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых перио...