Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
статья на тему

Рязанова Ирина Викторовна

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ei_statya.docx76.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Рекомендации педагогам ДОУ.

                                                                      «Кризис образования ХХ века  https://pp.vk.me/c631629/v631629709/201c5/KVG7sTghh7o.jpg

                                                                  состоит в обогащении информацией

                                       при обнищании души»

А.Н. Леонтьев

                                             

                                                Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл как для себя, так и для окружающих.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Как можно развивать

эмоциональный интеллект у детей?

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Развивать эмоциональный интеллект можно на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

В ходе занятий могут использоваться следующие методы и приемы:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры (этюды, мимика, пантомимика);
  • коммуникативные игры;
  • театрализованные игры;
  • игры и задания, направленные на развитие произвольности;

игры, направленные на развитие воображения.

5 шагов эмоционального обучения:

  • Осознание чувства. Понимание, что проявление чувств – это повод сблизиться с ребенком и чему-то научить его.
  • Активное слушание, присоединение к чувствам (выражение сочувствия) и подтверждение детских чувств.
  • Обозначение чувства для ребенка (помочь ребенку обозначить чувство).
  • Обозначение границ и одновременно развитие стратегии решения проблем, вызывающих эмоции.
  • Обозначение границ и одновременно развитие стратегии решения проблем, вызывающих эмоции.

Эмоциональный воспитатель:

  • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения;
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком, эмоции его не раздражают;
  • осознает и ценит собственные эмоции;
  • считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия;
  • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются;
  • не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка, знает, что делать;  
  • уважает эмоции ребенка, не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка;
  • не говорит, как ребенок должен себя чувствовать;
  • использует эмоциональные моменты, чтобы: выслушать ребенка, посочувствовать и успокоить его словами и лаской, помочь ребенкуназвать эмоции, которые тот испытывает, предложить варианты урегулирования эмоций, установить границы и научить приемлемому выражению эмоций, выработать навыки решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта  помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...

Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Примеры игр на развитие эмоционального интеллекта. Актуальность данной проблемы в современной педагогике....

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами изобразительного искусства.

С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выр...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...