Консультация для педагогов "Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников"
консультация

Мустайкина Юлия Сергеевна

Слайд 1.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Слайд 2.

 

В последнее время все больше уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка, поскольку именно с умением понимать свои эмоции связывают такие вещи, как успех, в том числе и академический. Эмоциональная сфера рассматривается как фундамент для раскрытия детской одаренности.

Некоторые направления человеческой деятельности невозможно представить без умения понимать и передавать эмоции, это и художественная деятельность, режиссерская, актерская и многие другие. Но наиболее значимая сфера для каждого из нас – сфера межличностного общения.

Для детей способность понимать себя и других становится основной для сотрудничества, формирования умения выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, формирования умения выражать свои эмоции социально приемлемым путем.

Слайд 3.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллектаэмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучиеА эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

 

Слайд 4.

Социальный интеллект, как часть социального познания, обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности (в т. ч. социальной, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.

Учитывая специфику дошкольного возраста, можно отметить высокую зависимость детей от значимых взрослых, доверие к ним. В связи с этим возрастает роль педагогической помощи в осознании и анализе возникающих социальных ситуацийразвитии умения понимать окружающих, строить с ними конструктивное взаимодействие. Педагогическое сопровождение позволяет оказывать педагогическую помощь ребенку, поддерживая его индивидуальность, сохраняя темп его развития, ориентируясь на его интересы, склонности и задатки.

 

Слайд 5.

Социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста — это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Критериями социального интеллекта дошкольника являются :

эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);

когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).

Слайд 6.

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Слайд 7.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллектаа именно:

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

способностью сознательно влиять на свои эмоции;

умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Слайд 8.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

 

Слайд 9.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Используются такие методические средства, как:

ролевые игры;

психогимнастические игры;

коммуникативные игры;

игры и задания, направленные на развитие произвольности;

игры, направленные на развитие воображения;

релаксационные методы;

использование эмоционально-символических методов. ( Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.)

 

 

Слайд 10.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

комфортная организация режимных моментов;

оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);

игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);

арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);

занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;

использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация, элементы телесной терапии.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников Подготовила: Юлия Сергеевна Мустайкина , Старший воспитатель

Слайд 2

Эмоциональная сфера

Слайд 3

ФГОС физическое и психическое здоровье детей эмоциональное благополучие социальный и эмоциональный интеллект эмоциональная отзывчивость образовательная среда

Слайд 4

Социальный интеллект

Слайд 5

Социальный интеллект ребенка дошкольного возраста способность человека правильно понимать своё поведение и поведение других людей в обществе способность легко сходиться с другими, уметь входить в их положение ставить себя на место другого

Слайд 6

Эмоциональный интеллект способность человека управлять самим собой и другими людьми

Слайд 7

Способности эмоционального интеллекта контролировать свои чувства сознательно влиять на свои эмоции умение общаться с другими людьми распознавать и признавать чувства других

Слайд 8

Развитие эмоциональной сферы социализация человека

Слайд 9

Модель эмоционального интеллекта самосознание самоконтроль социальная чуткость управление отношениями

Слайд 10

Содержание работы по развитию социальной и эмоциональной сферы организация режимных моментов оптимизация двигательной деятельности игротерапия арттерапия занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия психогимнастика телесно-ориентированные методы задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ; использование наглядных пособий

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллек­та как составляющую социально-коммуникативно­го развития.Впе...

Консультация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"...

Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»

Консультация для педагогов   «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...

Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"

Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"...