Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»
консультация

Валюх Анастасия Николаевна

Консультация для педагогов

 

 

 

«Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

средствами

арт-технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-tehnologii_2.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 « Ласточка»

Консультация для педагогов

 

«Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

средствами

арт-технологий»

                           Автор: Валюх А.Н., воспитатель первой квалификационной категории

Камень-на-Оби

2023 год

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Мамы и папы сегодняшних детишек не раз, наверное, задавали себе вопрос – почему один их одноклассник, трудолюбивый отличник, часто в жизни оказывается далеко позади другого – вроде бы - не обладающего столь высоким IQ. И, самое главное, что именно влияет на степень успеха человека, кроме интеллекта. Психологи уже нашли ответ на этот вопрос: второго одноклассника от первого отличает высокий уровень эмоционального интеллекта. Очень часто, забывая об эмоциональной сфере, родители направляют все усилия на развитие интеллектуальной сферы, а ведь эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный ум, гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, — это радар для обнаружения опасности. Поэтому говорят, сначала эмоции - потом разум. Так мы устроены, что в основном мы не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Надо постараться не позволять эмоциям: нас «захватывать», надо научиться разуму, подключаться для ответственных решений, независимо от внешнего давления.   Именно дошкольное детство является сензитивным периодом, наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы. 

Еще два года назад об эмоциональном интеллекте в нашей стране почти не говорили.

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними.

Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.

Работу нужно вести с самого рождения ребенка, а ещё лучше — во время беременности мамы на курсах по подготовке к родам. Родители, как правило, уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка, совсем не думая о его эмоциональном состоянии. Часто их требования не совпадают с желаниями детей, а это неминуемо ведёт к психосоматическим проблемам.

Важно, чтобы развитие умения воспринимать мир всеми пятью чувствами не заканчивалось в раннем детстве. Первоклассникам просто необходимы так называемые «тактильные сказки», которые может рассказать мама при помощи подручных средств (камушки).

Создайте, например, «волшебную сумочку», и положите в неё кисточку для пудры, балончик с термальной водой, шуршащую погремушку, массажный ёжик и кусочек меха, камни разных форм, размеров и текстур. Затем, завяжите ребёнку глаза и придумайте интересную историю, за действуя каждый предмет. Ну, например, ваш ребёнок идет по тропинке, встречает зайчиков и других зверей, у него появляются новые друзья, потом он подходит к речке или водопаду видит волшебный камушек и загадывает желание.

Такие пятиминутные истории оказывают не только антисрессовое воздействие, необходимое первоклашкам, но и формирует уникальный контакт мамы, папы и ребенка.

Важно развивать умение воспринимать мир всеми пятью чувствами.

Вообще именно сказки, сказочные существа, а главное проживание эмоций через сказки, тактильные предметы, очень важны для развития эмоционального интеллекта у детей.

Важно иметь в виду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.

Существует три кита успешного образования с учетом EQ:

1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные и траектория обучения, соответственно, тоже).

2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребенка, избегает оценки и критики).

3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).

Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:

1. Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.

2. Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).

3. Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо — разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к снижению самооценки.

4. Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.

5. Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.

Родители должны проявлять интерес к обучению ребенка, стараться избегать оценки и критики

Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.

5 шагов развития

Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы, ребенку нужно пройти через пять этапов игрового образовательного процесса:

  • осознанность (я чувствую);
  • мотивация (я хочу);
  • самооценка (я могу);
  • интеллект (я знаю);
  • самореализация (я делаю).

Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.

Родителям стоит запомнить, что негативные эмоции тоже необходимы ребенку.

Наши дети все впитывают в первую очередь через опыт и через родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребенка, вы одновременно будете развития EQ и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют и все необходимы.

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:

1. Понять свою эмоцию;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать»

Многие родители, к сожалению, сталкиваются с проблемой эмоциональной неуравновешенности своих детей. В чем причины детских страхов, тревожности и неуверенности. Как справляться с проявлениями агрессии. Как помочь ребенку преодолеть коммуникативные барьеры.

Метод арт-терапии – терапии искусством – является прекрасным способом для ответа на все эти вопросы. Это простой и легко применимый в обычной жизни метод.

Какие существуют виды арт-терапии, которые можно применять в повседневном общении.

Игровая терапия, например, так организовать игру ребенка или группы детей, чтобы они могли проявить свои коммуникативные навыки, рассказать о своих интересах и позитивных эмоциях.

Рисуночная терапия (или изотерапия): предложить ребенку нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций.

Песочная терапия, например, вместе с ребенком создать из песка «Волшебный город», который будет отражением представлений вашего ребенка о мире, ценностях, его месте в этом мире. А потом показать, какие изменения можно внести в этот город, чтобы он был лучше, и чтобы всем в этом городе жилось интереснее.

Замечено, как дети, так и подростки с большим удовольствием работают с таким природным материалом, как морские камушки. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, да и некоторым подросткам, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру так удивительно подходят для работы с детьми.

Что вы знаете о дудлах? Если немного либо совсем ничего, то спрошу так: что вы знаете о каракулях?

Да-да, о каракулях и «каляках-маляках», которые мы рисуем на газетке или в блокноте, когда разговариваем по телефону и т.п. Если это вам знакомо, то значит немного с дудлингом вы уже сталкивались.

 В переводе с английского языка doodle — это бессознательный рисунок.

Свою работу по этой технологии мы начали с изучения литературы и информации в интернете.

 Итак, что же это за техники? Дудлинг. Дудлинг — это техника рисования простых фигурок (линий, точек, кружков, черточек). Из таких маленьких элементов потом складываются красивые, сложные картины. Эта техника уникальна тем, что не имеет ограничения в возрасте. Так рисовать могут и малыши, и взрослые люди.

  В процессе рисования отключается логическое мышление, работают творческие задатки. Дудлинг — один из самых эффективных способов расслабиться, снять напряжение, усталость, но при этом раскрыть свой внутренний мир и выразить свои чувства на бумаге. В результате получается настоящий шедевр, который притягивает взор, вызывает удивление, радость.

 Как начать рисовать дудлинг, если вы даже не знаете правил такого рисунка? Ничего страшного! Прелесть дудлинга в том и состоит, что здесь нет никаких правил. С одной стороны, когда нет правил, и не нужно ничего заучивать, — это хорошо, легко и привлекательно. Но есть и обратная сторона медали: совсем без рамок начинать сложно и можно быстро разочароваться, если сразу не будет получаться так, как хотелось бы. Поэтому лучше осваивать технику не спеша, разрешив себе пробовать, дать право на ошибки.

Нарисовать дудлы можно разными инструментами — ограничений нет, но лучше выбирать те, которыми вам удобно работать, приятно держать в руках. Эмоциональный настрой здесь важен, он влияет на весь процесс и зависит от таких, казалось бы, мелких деталей, как поверхность карандаша, яркость цвета…

Свою работу с детьми мы начали с простого освоения техники. Простым карандашом  в квадратиках мы учились рисовать сначала по образцам.

Затем дети начали включать воображение и рисовать свои орнаменты. Эта техника очень понравилась деткам и даже в свободной деятельности дети стали вместо раскрашивания применять дудлинг.

После того как мы немного освоили технику простым карандашом, мы стали пробовать рисовать шариковыми ручками, гелиевыми ручками, затем цветными карандашами и фломастерами.

Процесс, конечно, увлекательный, но переусердствовать здесь не стоит. Помните, что дудлинг – это свободное рисование, помогающее расслабиться, отдохнуть.

Арт-направление чрезвычайно полезно для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в это время активно развивается мелкая моторика, увеличивается нагрузка, активность работы мышц руки, формируется почерк.

Так же представляет собой многократное прорисовывание, прописывание крючков и палочек, линий и точек, которые являются основой, базой всех развивающих заданий и прописей. Ребенок не сидит над скучными заданиями в тетрадке и учебнике, а раскрывает свой творческий потенциал, извлекая огромную пользу для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами изобразительного искусства.

С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выр...

Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством»

Справедливо принято считать, что каждый ребёнок от рождения обладает определёнными творческими задатками и способностями, надо только суметь их своевременно выявить и развить. Творческому развитию спо...

буклет "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий"

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами ─ это исцеление творчеством....

Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников...