Мастер-класс для педагогов: "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников через игры и упражнения"
материал

Свешникова Екатерина Александровна

Ознакомление педагогов с понятием "эмоциональный интеллект" (EQ) и практическими методами его развития у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_emotsii.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов: "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников через игры и упражнения"

Подготовила:

Свешникова Екатерина Александровна.                                                                              Воспитатель ГБДОУ№60.                                                                                                         

Цель: Ознакомление педагогов с понятием "эмоциональный интеллект" (EQ) и практическими методами его развития у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений.

Задачи:

• Раскрыть значение эмоционального интеллекта для успешной социализации и адаптации детей.
• Представить теоретические основы развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
• Обучить педагогов конкретным играм и упражнениям, направленным на развитие различных компонентов эмоционального интеллекта (самосознание, саморегуляция, социальная осведомленность, управление отношениями).
• Создать условия для обмена опытом и обсуждения возможностей применения полученных знаний в практической деятельности.

Целевая аудитория: Педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Продолжительность: 2-3 часа.

Оборудование:

• Проектор
• Экран
• Ноутбук
• Раздаточный материал (карточки с эмоциями, описания игр и упражнений, бланки для рефлексии)
• Цветные карандаши, фломастеры
• Музыкальный центр или колонки
• Материалы для игр (мячи, кубики, мягкие игрушки)

План мастер-класса:

I. Вводная часть :

• Приветствие участников.
• Знакомство. Игра "Комплимент". Каждый участник называет свое имя и говорит комплимент предыдущему участнику.
• Актуализация темы.
• Вопрос к участникам: Что такое эмоциональный интеллект? Почему важно его развивать у детей?
• Краткое определение эмоционального интеллекта. Подчеркнуть его значение для успешной адаптации, социализации, обучения и будущей жизни ребенка.
• Объявление цели и задач мастер-класса.

II. Теоретическая часть:

• Компоненты эмоционального интеллекта:
• Самосознание: Умение распознавать и понимать свои эмоции.
• Саморегуляция: Умение управлять своими эмоциями и импульсами.
• Социальная осведомленность: Умение понимать эмоции других людей (эмпатия).
• Управление отношениями: Умение строить и поддерживать позитивные отношения, разрешать конфликты.
• Возрастные особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников. (Краткий обзор).
• Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта:
• Стиль воспитания в семье.
• Эмоциональная атмосфера в группе детского сада.
• Пример педагога.

III. Практическая часть:

• Блок 1: Развитие самосознания:
• Игра "Мое настроение": Педагогам предлагается нарисовать свое настроение в данный момент. Обсуждение рисунков.
• Упражнение "Зеркало": Педагоги поочередно изображают разные эмоции (радость, грусть, злость, страх), а остальные угадывают.
• Игра "Дневник эмоций": Обсуждение с педагогами, как можно вести дневник эмоций с детьми (рисунки, записи, символы).
• Блок 2: Развитие саморегуляции 
• Упражнение "Дыхание": Обучение педагогов простым дыхательным упражнениям для снятия напряжения и успокоения. (Например, "Черепаха", "Свеча").
• Игра "Стоп": Педагоги двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, они должны замереть в любой позе.
• Упражнение "Волшебный мешочек": В мешочке лежат разные предметы. Педагоги на ощупь должны определить, что это, не глядя. Упражнение учит концентрироваться и контролировать свои импульсы.
• Блок 3: Развитие социальной осведомленности
• Игра "Угадай эмоцию": Педагогам показываются карточки с изображением разных эмоций, и они должны назвать эмоцию и объяснить, как они это поняли.
• Упражнение "Эмпатия": Педагогам предлагается представить себя на месте ребенка, который испытывает определенную эмоцию (например, грусть из-за сломанной игрушки). Обсуждение.
• Игра "Невербалика": Педагоги должны передать определенное сообщение друг другу без слов, используя только жесты и мимику.
• Блок 4: Развитие управления отношениями
• Игра "Конфликт": Разыгрывание конфликтных ситуаций между детьми (например, спор из-за игрушки). Педагоги должны найти способы разрешения конфликта, учитывая чувства всех участников.

• Упражнение "Комплимент": Каждый педагог говорит комплимент другому участнику.
• Игра "Секрет": Каждый педагог пишет на листке бумаги свой секрет, а затем все листки перемешиваются. Каждый участник вытягивает листок и пытается угадать, кому принадлежит этот секрет.

IV. Рефлексия:

• Вопросы для обсуждения:
• Что нового вы узнали на мастер-классе?
• Какие игры и упражнения вам больше всего понравились?
• Как вы планируете использовать полученные знания в своей работе?
• Какие трудности могут возникнуть при реализации этих методов?
• Обмен опытом. Педагоги делятся своим опытом использования игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей.

V. Заключение:

• Подведение итогов мастер-класса.
• Благодарность участникам за активное участие.
• Вручение раздаточного материала.
• Ответы на вопросы.

Раздаточный материал:

• Карточки с эмоциями. (Изображения различных эмоций: радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес, вина, стыд и т.д.)
• Описание игр и упражнений. (Подробные инструкции по проведению каждой игры и упражнения, используемых на мастер-классе).
• Бланки для рефлексии. (Вопросы для самоанализа и оценки полученных знаний).
• Список литературы и интернет-ресурсов. (По теме эмоционального интеллекта).

Важные моменты:

• Создание атмосферы доверия и сотрудничества. Важно, чтобы педагоги чувствовали себя комфортно и могли открыто делиться своими мыслями и чувствами.
• Активное участие педагогов. Используйте интерактивные методы обучения, вовлекайте педагогов в игры и упражнения.
• Практическая направленность. Сосредоточьтесь на конкретных играх и упражнениях, которые педагоги смогут использовать в своей работе.
• Учет индивидуальных особенностей детей. Подчеркните, что при выборе игр и упражнений необходимо учитывать возраст, интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Регулярность занятий. Объясните, что развитие эмоционального интеллекта – это длительный процесс, требующий регулярных занятий.

Этот план является примерным. Вы можете адаптировать его в соответствии с потребностями и интересами вашей целевой аудитории, а также с имеющимся в вашем распоряжении временем и ресурсами. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение  круга  методов и приемов по улучш...

Презентация к мастер-классу для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»

Презентация к мастер-классу для педагогического коллектива  «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»

Игры, способствующие  психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, созданию позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Мастер-класс для воспитателей «Развитие  мелкой  моторики у дошкольников через дидактические игры». Здравствуйте  Уважаемые коллеги. Я, воспитатель МБДОУ « Детски...

Мастер-класс для педагогического коллектива "Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников"

Игры, формирующие благоприятный социально-психологическийклимат в детском коллективе....