Консультация для воспитателей " Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
консультация

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_emotsionalnyy_intelekt.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЯНТАРИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»_

Консультация « Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель:

Тростянская Ю.С.

                                                                     2022г.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.  Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.  Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов  показывают:

  • У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
  • У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
  • У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания. 

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.  

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому перед нами стоит цель: 

- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. 

Из цели вытекают следующие основные задачи:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.    Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Для детей младшего дошкольного возраста  эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности  (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т.д.), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.  

Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся  окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:

  • комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

- Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

- Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека. 

- Терапевтические пешие прогулки.  Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

- Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
  •  Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
  • Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.  
  • Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
  • Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
  • Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
  • Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течение дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
  • Накоплению эмоционального опыта,  пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.

Важным условием становления эмоционального интеллекта дошкольников является первичная структура социализации – семья. Только в сотрудничестве с родителями воспитатель может добиться успеха. В ходе сотрудничества должна образовываться атмосфера доверия и плодотворного взаимодействия.

Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно от успеха в воспитании зависит то, в какой мере дети станут ответственными и внимательными членами нашего общества.

Таким образом развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников – важный и необходимый этап в развитии личности ребенка и является значимым фактором повышения психологической культуры в детском обществе в целом.

Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста  в исследовательской деятельности»...

Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и фо...

Консультация для педагогов "Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Слайд 1.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Слайд 2. В последнее время все больше уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка, поскольку именно с у...

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников...