Конспект урока по математике
план-конспект по математике

Конспект урока по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_nikolava_n.v.docx254.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел»

1. Николаева Наталья Витальевна

2. МБОУ Школа № 108 г.о. Самара

3. Учитель начальных классов

4. Математика (начальные классы)

5. 3 класс

6. «Числа от 100 до 1000. Письменные приёмы сложения и вычитания» урок № 109

7. Учебник «Математика 3 класс» ч.2, автор Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука

8. Цель урока: 

Познакомить с алгоритмами письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел.

9. Планируемые результаты (предметные):

- рассказывать алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел;

- выполнять устное и письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел;

- сравнивать трехзначные числа;

- решать задачу и оформлять вычисление письменно;

- переводить единицы измерения времени из меньших в большие и выполнять действия с ними.

10. Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение принимать практическую задачу;

- умение выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- умение формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- умение комментировать действия письменного вычисления (сложения и вычитания) трёхзначных чисел в пределах 1000, используя математические термины в рамках учебного диалога;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

- умение определять порядок письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- умение использовать приобретённые знания для определения количества звезд, посчитанных ребятами в соревновании.

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание участвовать в космическом путешествии;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

11. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12. Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

13. Необходимое техническое оборудование:

     ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику

14. Структура и ход урока:

      1. Мотивационный этап

      2. Актуализация знаний

          1) устное решение задачи;

          2) работа по карточкам (индивидуально)

      3. Выявление затруднений

      4. Разработка плана по выходу из затруднения

      5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

      6. Разминка для глаз (релаксация)

      7. Самостоятельная работа и проверка по эталону

      8. Подведение итогов занятия. Рефлексия

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Время

1

I этап. Мотивационный.

Презентация PowerPoint

Слайд 1

Организует учащихся на урок.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Ребята, поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на работу!

Я желаю вам успешного урока!

Настраиваются на работу на уроке.

Приветствуют учителя, друг друга.

1 мин

2

II этап.

Актуализация знаний.

1. Устное решение задачи

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Сегодня у нас необычный урок. А для того, чтобы узнать какому событию он посвящается вам необходимо представить себя математическими дешифровщиками и разгадать зашифрованные слова, используя дисковой ключ:

30 17 09 10 - Юрий

01 12 06 11 18 06 06 03 09 24- Алексеевич

 04 01 04 01 17 09 14- Гагарин

- Кто это - Юрий Алексеевич Гагарин? (Советский космонавт, первый человек, полетевший в космос).

Молодцы!

- А скажите, пожалуйста, когда был совершен первый полет человека в космос? (12 апреля 1961 года). Сейчас мы вместе узнаем, сколько длился полёт первого космонавта.  Внимание на месте. А сейчас  «мозговой штурм».

Обратите внимание  на время отправления и продолжительности полета.

Начался полет в  (9 часов 07 минут).

Длился полет (108 минут).

- Во сколько Гагарин вернулся на Землю? Посчитаем устно вместе. Что нам необходимо, чтобы высчитать время нахождения (перевести минуты в часы и сложить)108мин=1час48мин

9час07мин+1час48мин= 10 часов 55 минут). 

- Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие и посетить не обычные планеты, а математические. Открываем тетради и записываем число … Классная работа.

Расшифровывают слова.

Высказывают свое мнение.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Решают задачу устно.

Записывают в тетрадь дату и кл.раб.

6 мин

2. Работа по карточкам индивидуально

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

И первая планета "Числовая".

1.Найдите лишнее число в каждом ряду:

76, 53, 423, 27, 99, 31, 52, 48  

423              

548, 460, 752, 300, 76, 600, 953

76

300, 100, 546, 700, 900, 200, 800

546

854, 246, 927, 400, 299, 762, 127

400

325, 121, 102, 534, 873, 689

102

2. Уберите три лишних числа: 

546  423  400    102   76

3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

546                                                                             423

546 = 500 + 40 + 6                             423 = 400 + 20 + 3

Посмотрим на интерактивную доску и сверим полученные ответы. Оценим выполнение своей работы и поставим на карточке кружок (зелёный - нет ошибок, жёлтый -1- 3ошибки, или красный более - 3 ошибок)

Определяют лишнее число в каждом ряду.

Работают по карточкам индивидуально

Представляют число в виде суммы разрядных слагаемых.

5 мин

3

III этап.

Выявление затруднений.

Слайд 9

Слайды 10 – 11

Вторая планета: "Арифметическая"

- Реши данные числовые выражения, используя алгоритмы  письменных приемов сложения и вычитания.

(У доски один ученик под диктовку записывает выражения в столбик и решает их комментируя: 43+35, 36+24, 95-46). Проверка учащимися. 542+326, 896 - 534.

- Можем ли мы решить следующие выражения? (Нет)

- Почему возникают затруднения в выполнении этого задания? (Мы умеем выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел, а в этих выражениях действия выполняются с трехзначными числами.)

 Посмотрим внимательно на доску.

На слайде выражения 542+326, 896 - 534.

- Сформулируйте тему урока.  (Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел)

- Определите цель урока. (Научиться складывать и вычитать трехзначные числа, используя письменные приемы).

- Что мы должны знать, чтобы научиться выполнять эти действия? (1. Мы должны знать алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике).

Находят значение числовых выражений.

Записывают в тетрадь.

Находят проблему.

Формулируют тему, цель и учебные задачи урока.

5 мин

4

IV этап.

Разработка плана по выходу из затруднения

Слайд 12

Слайд 13

ЭОР № 1

- Еще раз вспомните алгоритмы письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел. В чем их основной принцип? (Складываем числа по разрядам.)

- А что нам нужно, чтобы составить алгоритм? (Образец выполнения сложения и вычитания трехзначных чисел).

Решение на слайде.

- Проанализировав пошаговое решение этих выражений составьте алгоритмы, работая в группах.

- Группа, которая первой закончит работу, поднимите вверх руки.

Проанализируйте работу своей группы по плану:

  1. Все ли члены в группе принимали участие в работе?
  2. При работе возникали возражения?
  3. В обсуждении были споры?
  4. Споры переходили в конфликты?

-Какие алгоритмы у вас получились? Давайте посмотрим видеофрагмент и сравним с тем, что у вас получилось.

  1. Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами.
  2. Складываю (вычитаю) единицы, результат пишу под единицами.
  3. Складываю (вычитаю) десятки, результат пишу под десятками.
  4. Складываю (вычитаю) сотни, результат пишу под сотнями.
  5. Читаю ответ начиная с сотен.

Работают в группах. Анализируют решение, составляют алгоритмы.

Анализируют работу в группе по заданному плану.

Сравнивают со своими полученными алгоритмами.

7 мин

5

V этап.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Слайд 14 – 15

Слайд 16

- Мы составили алгоритм. Что еще нужно научиться делать, чтобы достичь цели урока?

(Научиться применять алгоритм на практике.)

- Что должны для этого сделать?

( Решить выражения  по данному алгоритму).

Задание в учебнике на стр. 87 №2:

В ходе решения вам необходимо применить полученный алгоритм.

- Если в ходе решения у вас возникнут затруднения, то вы сможете обратиться к "консультанту", который есть в каждой группе. По окончании работы, он же проверит ваши работы и расскажет о трудностях, которые были у членов его группы.

(Консультант: При решении примеров у членов нашей группы трудностей не возникло (возникли трудности).)

Проверка: консультанты групп зачитывают полученные ответы. (Сверяем ответы в тетради и на доске)

Оценим выполнение своей работы и поставим на полях  тетради кружок (зелёный - нет ошибок, жёлтый -1- 3ошибки, или красный более - 3 ошибок)

Выполняют задание  в тетради по алгоритму.

5 мин

VI этап. Разминка для глаз "Звездное небо" (релаксация)

Слайд 17

- Сядьте ближе к краю стула, обопритесь о спинку, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте, так чтобы было удобно. Это поза покоя. Глазами следите за тем, что происходит на слайде и постарайтесь расслабиться.

Посмотрите на слайд. Представьте, что вы смотрите на звездное небо. Вот яркие звезды мерцают в дали, и вам кажется, что они все ближе и ближе. И вдруг одна звезда падает. Скорее загадывайте желание! Мимо пролетают метеориты, инопланетяне... Звезды подмигивают вам, и вы решаетесь рассмотреть их поближе. На ракете вы поднимаетесь в Космос. Пролетаете мимо Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Но нет ничего желаннее для космонавтов, чем возвращение на любимую планету Земля.

Принимают позу покоя, расслабляются, следят за происходящим на слайде.

2 мин

VII этап. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Слайды 18 – 21

Слайды 22 – 23

- Мы покорили планету " Арифметическую" и перемещаемся  на следующую планету "Планету Задач".

На слайде: Витя и Коля устроили соревнование по подсчету звезд на небе. Витя насчитал  223 звезды, а Коля 351. Сколько звезд насчитали Витя и Коля вместе?

На сколько больше звезд насчитал Коля?

- Вспомните алгоритм решения задач.

1. Анализ условия.

2. Составление краткой записи.

3. Решение.

4. Запись ответа.

Выполним первый шаг.

- Что известно в задаче? (Нам известно что Витя насчитал 223 звезды, а Коля 351 звезду).

- Сколько вопросов в задаче? ( В задаче 2 вопроса).

-Что требуется найти, чтобы ответить на первый вопрос? (Сколько звезд насчитали Витя и Коля вместе).

- Что нужно для этого сделать? (Сложить).

- Что нужно найти, чтобы ответить на второй  вопрос? (На сколько больше звезд насчитал Коля).

- Что нужно для этого сделать? (Вычесть)

Выполним второй шаг (ученик у доски)

- Продолжим решение задачи самостоятельно в тетрадях.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверка решения по слайду.

 Оценим выполнение своей работы и поставим на полях тетради кружок (зелёный - нет ошибок, жёлтый -1- 3ошибки, или красный более -3 ошибок)

Анализируют задачу, записывают краткую запись, выполняют решение задачи в тетради, записывают ответ. Осуществляют самопроверку.

6 мин

VIII этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

- Наше космическое путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся на Землю!

- Назовите, пожалуйста,  тему нашего  урока? (Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел)

- Что было целью нашего урока? (Научиться складывать и вычитать трехзначные числа, используя письменные приемы).

- Какие учебные задачи мы решали в ходе урока? (1. Составляли алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике).

Рефлексия.

  • 1.  Сегодня   я     узнал…
  • 2. Я понял, что...
  • 3.  Было   трудно…
  • 4.  Меня удивило...
  • 5. Мне захотелось рассказать об этом...

Оценка полученных знаний: Ребята из конвертов (на парте) выбирают звёздочку определённого цвета(красный, жёлтый или зелёный) и крепят её на плакат «звёздное небо»

Дома выполните  № 3 и  № 4 на стр. 88 вашего учебника,  используя полученные знания. Для тех, кто хочет немножко больше поразмыслить, попробуйте выполнить задание повышенной сложности на стр. 89  № 11 .

СПАСИБО ЗА УРОК!

Оценивают результаты деятельности.

3 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

ЭОР № 1 Видеофрагмент

http://catalog.prosv.ru/item/2776


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока НОД ( математика) во второй младшей группе "Проказы Бабушки Яги". г.Волгоград 2013.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №380 "АНТОШКА".   Волгоград 2013г.   ...

Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе

Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе с элементами развивающего обучения А так же занятие по математике в старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»...

Конспект открытого урока по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Конспект урока по математике на тему: "Таблица умножения"

Цели деятельности учителя: составление таблицы умножения.Программа "Перспектива"....

Конспект урока по формированию элементарных математических представлений для старшей группы "Сказочная страна Математики"

Конспект урока по формированию элементарных математических представлений для старшей группы «Сказочная страна Математики» Цель: Создать условия для развития логического мышления,...

Конспект урока по математике "Прямой угол"

Конспект урока по математике "Прямой угол"2 класс...