Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Баранчикова Юлия Владимировна

Конспект непосредственно  образовательной деятельности с детьми старшей группы

                            Тема: "Чудесные  превращения Волшебного квадрата"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно  образовательной деятельности с детьми старшей группы

                            Тема: "Чудесные  превращения Волшебного квадрата"

Цель: стимулировать познавательную активность детей через конструктивную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить  детей с возможностями «Квадрата В.В.Воскобовича»;

Учить  осваивать приемы сложения плоскостных фигур, используя квадрат.

Учить переходить от понятия «плоскость» к «объему»;

Развивающие:

 Развивать умения складывать предметные формы по схеме,  описанию взрослого;

 Развивать логическое мышление, фантазию, воображение, внимание;

Развивать зрительную память.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Вызвать у детей радость общения со сказкой.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, чувство взаимопомощи.

Активизация словаря:   ввести в словарь детей слова - существительные: космос, звёзды, звездочёт, астроном,. созвездие; активизировать в речи математические термины: вершина, диагональ, горизонтальные, вертикальные, короткие, длинные линии, угол.

Материал и оборудование:

Демонстративный материал: игровое пособие  - двухцветный квадрат,  слайды с изображением схем:  «домик», «конверт», «конфета», «лодочка», «туфелька», «звезда», слайды с изображением  космоса, использование интерактивной доски.

Раздаточный материал: игровое пособие «Квадрат» В.В.Воскобовича на каждого ребёнка.

Предварительная подготовка: изучение геометрических фигур (плоскостных и объёмных),  игры с геометрическими фигурами.

Ход деятельности.

1.Вводная часть.

1.Мотивация (игровая).

. Дети, а вы любите играть?

-ответы детей: да

 -А сказки вы любите?

- ответы детей: любим.

- Сегодня я расскажу вам интересную сказку, но сначала мы с вами поговорим.

-  А вы знаете,  кто такой звездочет?

- Ответы: человек, который изучает звёзды.

- Ребята, а где находятся звёзды?- в космосе.

- Что такое космос?

- Ответы детей: звёздное небо, ночное небо и т.д.

Воспитатель:  Космос – это бесконечное безвоздушное темное пространство, в котором находятся наша Земля, другие планеты, звезды, Солнце.

- А что такое звезды?- ответы детей.

 Звезды — это огромные шары, разбросанные тут и там в космическом пространстве. Это одно из самых красивых зрелищ, которые только есть в нашем мире, — вид звездного неба в темную безлунную ночь. Тысячи звезд алмазными россыпями усеивают небо — яркие и тусклые, красные, белые, желтые. 

( слайд №1 - звездное небо, слайд №2 – звездочёт)

2. Основная часть.

(Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр и рассказывает сказку.)

    « Жил был звездочёт. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды. Однажды звездочету приснился необычный сон. Ему приснился звездный дождь.

 Было совершенно непонятно, откуда и куда летят эти звезды…

Он посмотрел в телескоп и увидел, что они медленно падают  на землю.

(Слайд № 3 – звездочёт смотрит в телескоп)

Это было так здорово, что ему захотелось их собрать и обратно вернуть на небо.

Проснулся звездочет, когда ему что – то кольнуло в бок…»

-Ребята, как вы думаете, что же это могло быть? – ответы детей.

 (воспитатель достаёт уголок квадрата, вертит его в руках, привлекая внимание детей). Что это?

       (воспитатель продолжает сказку)

« На него смотрел необыкновенный квадрат с равными сторонами и равными углами.  «Всюду одинаковый и ничем не привлекательный» - с грустью подумал звездочет…»

- Дети, действительно ли это так?

- (ответы детей).   (Слайд №4  «Волшебный квадрат)

Воспитатель:  А мы сейчас это проверим.

- Какой он? Почему он необыкновенный?

Воспитатель:

- Давайте вместе в этом  убедимся.  

-Что вы видите на квадрате?

-ответы детей: на нем много треугольников, много маленьких квадратиков,  и т.д.

- Правильно, дети. А ещё – он двухцветный. Одна сторона зелёная, а другая сторона - красная.

(дети рассматривают квадрат, отвечают на вопросы воспитателя)

.  А главное - он умеет превращаться в разные фигурки. А вот как, он вас сегодня научит.

(Воспитатель предлагает детям занять места за столами).

- Дети, а вы хотите   помочь Звездочету собрать упавшие звезды и вернуть их на небо?

- ответы детей: да.

-Хорошо, и в этом нам помогут волшебные квадраты.

Воспитатель: Посмотрите у меня в руках тот же квадрат, который уколол Звездочета, но только маленький.  Перед вами на столах такие же близнецы квадраты, наши помощники.

- Внимательно рассмотрите свои квадраты.

(дети рассматривают маленькие квадраты)

Воспитатель:  Из каких фигур состоит квадрат?

- ответы детей:  из квадратов и треугольников.

- Чем фигуры разделены между собой?

- ответы детей: линиями (короткие и длинные)

- Как называются эти линии?

-ответы детей: вертикальные и горизонтальные линии.

Воспитатель:

- Покажите пальчиком вертикальную линию.

- Сверните квадрат по вертикали.

-Что у нас получилось?- прямоугольник

- Покажите горизонтальную линию.

- Сверните квадрат по горизонтали. Что у нас получилось?

-ответы детей: прямоугольник.

-а теперь сверните квадрат по диагонали. Что у вас получилось?

-ответ: треугольник.

- Я вам  предлагаю  размять наши пальчики. Посмотрите на схемы на слайде, как можно сделать разные интересные фигурки.

-Как надо сложить квадрат. Чтобы получился домик?

-ответы детей: верхние уголки загнуть к центру и получится домик.

-Какого цвета, Оля, у тебя крыша? А у тебя. Саша? – ответы детей.

(Слайд № 5-домик, №6 –конфета)

 -Ребята, отправился Звездочёт  искать потерянные звёзды, долго пришлось ему шагать, немало он истоптал в дороге сапожек…

-Давайте и мы ему подарим сапожки, чтобы было в чём шагать  по дорожке.

-Я  вам сейчас покажу, как можно сделать из квадрата сапожки.

       (Слайд №7 «Туфелька»)

(Воспитатель показывает схему превращения  квадрата  в туфельку, выполняет последовательность её выполнения и показывает  готовую фигуру).

      «Звездочет надел башмачки и отправился в путь искать упавшие звезды. Он шагал очень долго, поднимался в гору, спускался вниз и вдруг увидел, что находится на берегу реки».

 Теперь ему предстояло путешествовать по воде.

  (решение проблемной ситуации детьми)

- Как вы думаете, на чем можно отправиться путешествовать по  реке?

-ответы детей:  на корабле, на катере, на лодочке и т.д.

-Мы  с вами отправимся в путешествие на лодочке,  волшебный квадрат поможет в этом.   (Слайд № 8 –схема «Лодочка)

- «Превратился квадрат в лодку и отправился дальше в путь. Остановился Звездочет, вышел на берег и оказался на большой поляне».

- Он приглашает нас отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка.

«На полянке по утру

Мы затеяли игру.

Становись в наш кружок

Раз, два, три, четыре -

Раздвигайте круг пошире…

Станем в звездочки играть

Руки дружно поднимать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем небо доставать.

Раз, два, три, четыре, пять

Сядем дружно мы опять».

Воспитатель: Посмотрите, уголки моего квадрата пришли в движение и он сложился…Что у меня получилось? На что это похоже? – на звездочку.

- Вот  и нашлась первая звёздочка, которая упала с неба. Давайте попробуем найти другие звёздочки.

Практическая деятельность детей.

(дети по словесной инструкции  воспитателя выполняют  последовательность складывания квадрата в «звёздочку»)

1.Положите квадрат перед собой.

2. Каждый уголок квадрата загните вовнутрь.

Слегка разверните лучики звезды. Получилась объемная звезда.

- какие уголки вы спрятали вовнутрь?

- Что у вас получилось?- ответ: звёздочки.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям,  оценивает работу детей, поощряет за старание)

Воспитатель:

-Молодцы! Вы сегодня так постарались,   смогли найти упавшие звезды и помочь Звездочёту.

-Давайте их снова вернём  на небо.

-Посмотрите, что  у нас получилось? - созвездие, которое называется «Малая медведица».

(Воспитатель обращает внимание детей на слайд №  «Малая медведица»)

(Дети рассматривают созвездие, считаю звёзды.(7),  проговаривают название хором и индивидуально).

3. Заключительная часть.

Подведение итога деятельности детей.   Рефлексия.

- Вам понравилось играть  с «Волшебным квадратом?» - ответ: да.

- А что мы сделали из волшебного квадрата? – звездочки.

- Какое созвездие выложили на небе?- ответ: «Малая медведица».

Позитивная оценка деятельности детей

- Молодцы! Вы мне очень понравились. Я хочу  поблагодарить вас за  вашу отзывчивость, желание    прийти на помощь. И хочу подарить вам на память Волшебный квадрат,  с которым вы будите играть и делать разные интересные фигурки.

 Большое вам спасибо.

Использованные источники:

Конспект разработан на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, А. А. Васильевой с опорой на интернет - ресурсы:

  • MAAM.RU международный образовательный портал
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной деятельности с детьми старшей группы "Осенний сад"

Занятие позволяет активировать словарный запас по теме, сформировать представление о  периодах осени, признаках. Дети учатся подбирать  слова и предметы, о которых можно сказать « мой»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект современной деятельности с детьми старшей группы "Ярмарка" с использованием технологии: "Театрализованная деятельность"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными промыслами, с малыми формами фольклорного жанра, с традициями русского народа в проведении русскиих праздников...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...