Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме"Путешествие в страну математике"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Кузнецова Валентина Ивановна

Игры на внимание, с цифрами, на сравнение, задачи на сложение и вычитание, на состав числа,на ориентирову

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-matematika-podg.gr_.-2019g.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                 МДОУ «Детский сад №23общеразвивающего  вида»                    

                                             г. Кириши  Ленинградской обл.

                                               

                                          Конспект непосредственно образовательной деятельности

                           по  формированию элементарных математических  представлений

                     по теме «Путешествие в страну математике»

                             Подготовительная группа

                                     Воспитатель высшей квалификационной категории

                                    Кузнецова Валентина Ивановна

                                                                                   

                                                   г. Кириши

                                                               февраль 2019г.  

         Цель: Формирование у дошкольников элементарных математических

                      представлений.

         Задачи:

         Образовательные:

         -Закреплять знания  детей о числах первого десятка: прямой и обратный

          счёт, смежные числа, чётные и нечётные, предыдущие, последующие

          числа, увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1, пользоваться знаками

          больше, меньше.

          -Продолжать учить детей правильно применять арифметические действия

           сложения и вычитания при решении элементарных задач.

          -Формировать у детей навык составления чисел первого десятка

            из двух меньших, овладения понятием «состав числа».

          -Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве на плоскости,

            используя: в середине, в верхнем левом, нижнем левом, в правом верхнем,

            в правом нижнем углах, слева, справа.

            Развивающая:

          -Развивать логическое мышление, зрительно-двигательную ориентацию.

           Воспитательная:

          -Прививать детям живой интерес к математике.

         Материал к занятию:

         Раздаточный материал (на каждого ребёнка)

               1.Набор цифр, знаки, - у каждого ребёнка на столе

               2.Карточка «Придумай и реши задачу» (На каждого ребёнка)

               3.Карточка «Числовые домики» (на каждого ребёнка)        

               4.1/2 альбомного листа

               5.Фломастер, простой карандаш, стирка

               6. Карточки «Числовые клумбы» (Посадим цветы) – на каждого ребёнка

         Демонстрационный материал:

                   1. Работа с экраном (ИКТ)

                   Слайд - 2- Работа с числовым рядом (цифры от 1 до 10 ( выставлены на экране)

                                    - Игра «Поиграем с цифрами»

                   Слайд –3 – Игра «Какой цифры не хватает?» - образец на экране

                   Слайд  - 4 – 5 -6 – 7 -Игра «Сравните два числа и поставьте между ними

                                                      нужный знак ( <,  >, ) – образец на экране

                                                     (дети выкладывают за столами

                                                      с помощью знаков( <,  >,)

                    Слайд -8 – 9 -Игра «Придумай и реши задачу на сложение и вычитание»-образец

                                           -карточки  – задачки  на сложение и вычитание у каждого ребёнка,                            

                    Слайд -10 - Игра « Заселим жильцов» -  образец на экране

                                        (у детей карточки – домики)

                    Слайд  - 11 – Игра «Посади цветы на клумбе» - образец на экране

                                           (у каждого ребёнка карточка - с клумбой)

                    Слайд -12 – Игра «Где, что находится» - образец на экране

                                          (у каждого ребёнка – ½ альбомный  лист)

                                          - простой карандаш у каждого ребёнка

                   

                                                                                                                                                        -1-                                                        

               Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу.

                                        А сегодня каждый из вас может себя проверить - чему вы  уже

                                        научились.                                                                                                  

               Воспитатель: (Дети стоят на ковре)

                                        Внимание! Ребята, я сейчас проверю, как ваши уши умеют слушать.

                                        Поиграем в игру « Когда это бывает»

                                        Внимательно слушайте и отвечайте.

                                           1. Как называется время суток между утром и вечером?

    2. Какие вы знаете времена года?

    3. Какой месяц год заканчивает?  (декабрь)

    4. А какой месяц год начинает?    (январь)

    5.Что бывает раньше весна или зима? (зима)

    6. Назовите третий зимний месяц? (февраль)

    7. Какой день недели будет через день после понедельника? (среда)

                Воспитатель:   Молодцы! Уши хорошо слышат.

                                           Спокойно садитесь за столы.

                                           Сели правильно.

                                           Проверьте, всё ли вы приготовили к занятию:  

                                           Ручка, фломастер, цифры, карандаш простой.

           

                                                                      СЛАЙД - 2            

                 Задание - 1

               

                Воспитатель:  Внимание, я собираю глазки.

                                          Проверю, какие вы внимательные.

                                          А сейчас  «Поиграем с цифрами » (У детей на столах цифры

                                          от 1 до 10, знаки   <   >  =  +  -)  

                Воспитатель: У вас выставлены цифры от 1 до 10

                                          На экране выставлены цифры.

  1. Маша посчитай от 1 до 10
  2. Настя посчитай с места от 10 до 1
  3. Денис  посчитай с места по порядку слева направо
  4. Катя посчитает по порядку справа налево
  5. Георгий посчитает от 4 до 8.
  6. Слава назови чётные числа слева направо
  7. Лейла назовёт нечётные числа слева направо
  8. Назовите соседей числа 6
  9. Назовите последующее число числа 8
  10. Назовите предыдущее число числа 5
  11. Покажите цифру, которая показывает число на 1 больше 9
  12. Мой сосед живёт в доме числа 5,

Твой сосед живёт в доме числа 7

В каком доме живу я

Покажите? (в доме числа 6 живу я)         

                                                                                                       - 2-

           СЛАЙД – 3

                                          Игра  «Какой цифры не хватает?»  (дети с места называют)

                                                               

                                                           СЛАЙД – 4 – 5 – 6 - 7                                                   

                         

                              Игра « Сравните два числа и поставьте между ними нужный знак  

                                            (больше или меньше - > или <)

               Задание -2                                                                                               

               Воспитатель: (Показывает карточку на экране –( 3  ?  2 )

  1. Сравните два числа – 3 и 2
  2. Какой знак надо поставить?  (больше или меньше)
  3. А сейчас выставите два числа и поставьте между ними нужный знак
  4. Данило прочитай запись. ( 3 > 2 ) на 1
  5. Проверим с образцом, все так выполнили?
  6. Что означает знак >? (клювик открыт на большее число)

              Воспитатель: ( Показывает  карточку на доске – 5 ? 6 )

  1. Сравните два числа- 5 и 6
  2. Какой знак надо поставить?  (больше или меньше)
  3. Выставите два числа и поставьте  нужный знак.
  4. Настя прочитай запись( 5 < 6 ) на 1
  5. Проверим с образцом, все так выполнили?
  6. Что означает знак

              Воспитатель:  Молодцы!

                                        Ваши глазки хорошо видят,

                                        А уши хорошо слышат.

                                        Вы были внимательными.

               

                                               СЛАЙД – 8 –  Игра «Придумай и реши задачу»

               Задание  - 3   Продолжим с вами придумывать задачи на сложение и вычитание

               Воспитатель:  Нас ждёт ещё интересная игра « Придумай и реши задачу»

                                         Я проверю, как вы умеете придумывать и решать задачи.

               Воспитатель:  Подумайте и скажите:

  1. Из каких частей  состоит задача?

                                            -Условие, вопрос, решение, ответ.

               Воспитатель:  (На доске выставлены карточка – картинка, задачка)

  1. Давайте придумаем задачу.
  2. Сколько снегирей сидело на ветке?  (3 снегиря)
  3. Сколько прилетело снегирей? (1 снегирь)
  4. Вопрос: Сколько  всего стало на ветке снегирей? ( 4 снегиря )
  5. Какое решение? (3 + 1 = 4)  выставить на доске.
  6. На какое действие задача?  На сложение

              Воспитатель:   7.  Назовите условие задачи?

  1. Какой  вопрос к задаче?
  2. Какое решение?  3+1=4
  3. Выполните с помощью цифр решение за столами.

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                          -3-

               Слайд - 9

             Воспитатель:  ( На доске выставляю карточка – картинка, задачка )

  1. Давайте придумаем задачу.
  2. Сколько листочков на ветке было? 6 листочков
  3. Сколько осталось листочков на ветке? 5 листочков
  4. Один листок пожелтел, оторвался и улетел.
  5. Вопрос: Сколько  осталось листочков  на ветке? ( 5 листочков)

6.  Какое решение? (6 – 1 = 5)

7.  На какое действие задача?  На вычитание                                                                                                        

                                                                                                   

           Воспитатель:      8. Назовите условие задачи?

9. Какой  вопрос к задачке?

                                        10. Какое решение? 6 -5 =1

                                        11. Выполните с помощью цифр решение за столами.

           Воспитатель:   Цифры быстро убрали в конверт.

           Воспитатель:   У вас на столах карточки. Возьмите каждый карточку.

                                      Придумайте задачу и решение выполните в пустых окошках

                                      с помощью цифр.

 Дети самостоятельно придумывают по карточке задачу и решают

  Воспитатель: 1. Давайте послушаем задачу Алёны В.

                              (Алёна повторяет условие задачи, которую придумала)

                                Вопрос к задаче, решение   (4+1=5 – стало всего 5 морковок и капусты)

  Воспитатель:  Ребята, Алёна правильно решила задачу?

                          Молодец Алёна! Интересную задачу ты придумала.

  Воспитатель: 2. Валя послушаем  твою задачу.

                              (Валя повторяет условие задачи)

                               Вопрос к задаче

                               Валя как ты решал? 6-2=4 (осталось 4 вазы )

                               Правильно решил Валя?

  Воспитатель: 3. Данило, какую ты задачу придумал?

                               (Данило повторяет условие задачи)

                                Данило, как ты решал задачу? (9-2=7 осталось конфет)

                                Молодец Данило.

                                Ребята, вам понравилось Данило задача?

  Воспитатель: 4.  Мне кажется, Никита Х. придумал интересную задачку

                                 про цветы. Послушаем её.

                                (Никита повторяет условие задачи)  

                                 Никита, как ты решал задачу? 3+2=5(стало 5 цветов)  

                                 Ребята, вам понравилась задача?

                                                                                                                                           -4-

  Воспитатель:  Сложное задание было?

                             Молодцы, вы такие смекалистые.

                             Ребята, а другие задачи, которые вы придумали,

                             Мы порешаем на следующем занятии.

   Воспитатель:  Давайте ребята отдохнём

                                                                                                 

                                                     Физкультминутка

                                          Это правая рука,  это левая рука.

                                          Справа – шумная дубрава,

                                          Слева  - быстрая река.

                                          Обернулись мы, и вот,

                                          Стало всё  наоборот.

                                                               

                                                          Справа – быстрая река,

                                                          Слева   - шумная дубрава.

                                                          Неужели – стала правой

                                                          Моя левая рука.

                                           

                                                         Игра «Увеличим число на 1»

                                                                   «Уменьшим число на 1»

                Воспитатель: (дети стоят в кругу)

               Поиграем  в игру «Увеличим число на 1»  (5 на 1, 9 на 1, 7 на 1, 6 на 1)        

                                                «Уменьшим число на 1» (10 на 1, 8 на 1, 4 на 1, 3 на 1)

               Воспитатель: Вы были внимательные.

                                        Правильно отвечали.

                                         

 


   

     СЛАЙД – 10  Игра «Заселим жильцов»                                  -5-

                                                                                   

                Задание -4                                                                                                  

                                                                                                                       

                 Воспитатель: В нашем городе построены дома,

                                          Но не все квартиры заселены жильцами.

                                          На каждом этаже живут соседи числа, которые в сумме дают

                                          число-номер дома.

                                          Заселите пустые квартиры жильцами-числами.

                                           (У каждого ребёнка  числовые домики)

                 Дети самостоятельно заселяют жильцов, используя цифры.

                 Воспитатель: (спрашивает ребёнка)

                                         -Назови своих жильцов в своём доме?

                  Ребёнок: В доме числа 6 – живут жильцы-числа:

                                  1и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, которые в сумме дают число 6-номер дома.

                 

                 Воспитатель: (спрашивает ребёнка)

                                         - Назови своих жильцов в своём доме?

                 Ребёнок: В доме числа 7-живут жильцы-числа:  

                                  1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1,

                                  которые в сумме дают число 7- номер дома.  

                 Воспитатель: (спрашивает ребёнка)

                                        - Назови своих жильцов в своём доме?

                 Ребёнок: В доме числа 10- живут жильцы-числа:

                                  1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1,

                                  которые в сумме дают число 10-номер дома.

                Воспитатель: Проверьте друг у друга.

                                         Правильно ли, заселили жильцов?

               

                 Воспитатель: (спрашивает ребёнка)

                                          -Назови жильцов  в доме твоего соседа?

                 Воспитатель: Жильцов заселили.

                                           Весело стало в нашем городе.

                                           

                                           

                 

 


 

            Слайд  - 11    Игра «Посадим цветы на клумбе»                   -6-   

                                                                                         

             Задание -4

                                                                                                             

             Воспитатель: Ребята вы мне поможете посадить цветы на клумбе.

                                       Возьмите каждый карточку (клумбу)

                                       Внимательно посмотрите,

                                       Каждая клумба обозначена числом – номер клумбы

                                       Посадите на клумбы числа – цветы,

                                       Которые в сумме дают число – номер клумбы.

           

              Воспитатель: Выполняйте ( сажайте цветы )

                                               Дети выполняют

                                                               

                                                  Ребёнок - 1 

               Воспитатель:   А сей час проверим, как вы посадили цветы?

                                          Валя, расскажи, как ты сажал цветы?

                                          ( На клумбе - числа 7 -  я посадил числа цветы )

                                                          1 и 6        2 и 5

                                                          3 и 4        4 и 3

                                                          5 и 2        

                                                          6 и 1 – в сумме эти числа составляют число-номер клумбы

               Воспитатель: Правильно Валя посадил цветы?

                                                 

                                                   Ребёнок – 2

              Воспитатель: Настя, а как ты посадила цветы?

                                       (На клумбе - числа 8 – я посадила цветы)

                                                           1 и 7        2 и 6     3 и 5

                                                           4 и 4        5 и 3     6 и 2

                                                            7 и 1

              Воспитатель: Настя правильно посадила цветы?      

                                                  Ребёнок -3

       

              Воспитатель: А давайте послушаем Алёну В.,

                                       Как она сажала цветы?

                                      (На клумбу – числа 10 – я посадила цветы)

                                                         1 и 9           2 и 8         3 и 7

                                                         4 и 6           5 и 5         6 и 4

                                                         7 и 3           8 и 2         9 и 1

              Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые клумбы.

                                       Спасибо вам.  

   


         

       Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание,                                             - 7-

                                 сделаем гимнастику для пальчиков.

     Воспитатель: Приготовили кулачки ( Физкультминутка)

           

                                           «Крепко сжали кулачки,

                                             Сложим их быстрее,

                                              Будто спорят две руки,

                                              Кто из них сильнее»      

                                                       

                                                       Слайд - 12                                                                                                                    

             Задание -5

             

            Воспитатель: А сейчас проверю, что умеют ваши ручки?

                                      Игра « Где, что находится »

             Воспитатель:  ( Показываю таблицу с геометрическими фигурами )

                                         Внимательно рассмотрите таблицу.

                                         Кто хочет рассказать, как расположены геометрические фигуры?

                                       ( Ребёнок выходит к доске и рассказывает )

                                        - Овал – находится в середине,

                                        - Слева от овала – находиться цифра 1,

                                        - Справа от овала – находится цифра 3,

                                        - В левом верхнем углу – находится круг,

                                        - В левом нижнем углу – находится квадрат,

                                        - В верхнем правом углу – находится треугольник,

                                        - В правом нижнем углу – находится прямоугольник.

             Воспитатель: Ещё раз внимательно посмотрите на таблицу.

                                       Запомните, как расположены геометрические фигуры.

                                       Разместите  фигуры на листе бумаги точно также.

                                       ( Воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной,

                                         Дети выполняют – 1 минута,

                                         После выполнения проверка)

              Воспитатель:  Как вы разместили геометрические фигуры?

                                        Давайте проверим.

                                        Соня расскажи - ( ребёнок рассказывает, сидя за столом )

                                         Дети слушают Соню и проверяют себя.

              Воспитатель: Давайте сверим с таблицей.

                                       Так ли вы выполнили?

                                       Если есть ошибки, исправьте.

                                       Поднимите руку, кто выполнил правильно?

                                       ( Ты Валя выполнил быстро, молодец)

                                        А ты Дима постарайся в следующий раз не допустить

                                       ни одной ошибки)

                 

              Воспитатель: Справились мы с заданием?

                                        Что мы себе поставим? ( + )

                                         Молодцы!

   

                                                                                                                                                       -8-

              Воспитатель: И так со всеми заданиями мы справились? Молодцы!

                                       Чем мы сегодня занимались на занятии?

                                        Какое задание понравилось?

                                        А какое задание вызвало затруднение?

              Воспитатель:  Теперь мы убедились, что у каждого из вас есть необходимое

                                         знание, чтобы учиться в школе на «отлично».

                                         


                                                                                                                                            

               

                                                                                                                                                                         

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе «Матрешкина математика».

Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей.Задачи: 1. Закрепить умение составлять предмет из трех однотипных частей, ориентируясь на два свойства- величину и положение ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Данный конспект непосредственной образовательной деятельности закрепляет с детьми знания о последовательности времён года, месяцев, умение сравнивать числа в пределах 10, прямой и обратный счёт. Форми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В стране Математики»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему «Путешествие в страну Математика» (подготовительная группа)

Цель: Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 20.Задачи: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Создавать условия для развития познавательного  интереса детей, ло...