«Особенности формирования элементарно - математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности»
статья по математике (старшая группа)

Сильнягина Валентина Павловна

В статье раскрыла особенности формирования элементарно-математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности согласно направлениям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности формирования  элементарно - математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности»                          

(из опыта работы)

 

Сильнягина В.П.

2019 г.

Актуальность и перспективность

   Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

   Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом целью такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.

    Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными направлениями:                                                                                                                 - социально-коммуникативное развитие                                                                                  - познавательное развитие                                                                                                                     - речевое развитие                                                                                                                               -  художественно-эстетическое развитие                                                                                              - физическое развитие

   Согласно ФГОС программу строю на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

   Следовательно, интеграция, как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, методы и приемы в единую систему на основе планирования, выступает  ведущим средством в организации образовательного процесса, ведущей формой которого является совместная  с взрослыми деятельность детей, что соответствует современным тенденциям развития образования.

При реализации  интегрированного подхода  соблюдаю следующие принципы: содержание смежных областей, привлекаемых в качестве добавлений не  заменяю и вытесняю основного содержания изучаемой темы.

 Интеграция - основополагающий принцип образовательного процесса помогает мне:

  • уменьшению учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования;
  • соблюдению норм длительности организованных видов деятельности при уплотнении их содержания;
  • позволит избежать дублирования содержания образования.

В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей в процессе интеграции различных образовательных областей.    

  • Развивать эмоциональной отзывчивости детей.
  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке деятельности по ФЭМП я  стала интегрировать различные виды деятельности детей. Это отразилось и на календарном и перспективном планировании, ведь теперь математика проникла и в различные образовательные области. Таким  образом, благодаря интеграции содержания образовательных областей, дети познают всё многообразие мира и получают от этого массу положительных эмоций.

   Чтобы качественно осуществлять интеграцию в группе, выделяю формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и развития.

   Такими формами в группе выступают совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

   В рамках «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?                                                                                                                             В свою работу внесла: новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.                                                                                                                                     Т.е сделала обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.                                                                                                                                   Задача моя - поддержать интерес ребенка!                                                                                                                                   Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Сегодня  я так выстраиваю образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания,  учитываю, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.   Интеграция позволила мне объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи. Я  попробовала объединить такие области как познание, социализацию, музыку, физическую культуру, здоровье, игру.    С внедрением комплексно-тематического планирования и интеграции видов детской деятельности мною определены области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Анализ и отбор из этих областей содержания, интеграция которого наиболее важна; использование разнообразных видов деятельности, имеющих возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Анализ методов и приемов продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.) обязательный учет содержания базовой программы детского сада; коррекция планирования, так как теперь требуется тщательный выбор типа и структуры деятельности, методов и средств обучения, а также определения оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на НОД. Все эти аспекты очень важны и для внедрения этой системы в работу потребовалось мне не один год.

       Центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей занимает начальное математическое развитие на НОД, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.                                                                            Материал Л. С. Метлиной имеет четкую структуру и последовательность, однако связь с другими видами деятельности детей практически отсутствует. Математика выступает самостоятельным разделом, обособленным от всех других. И мы решили существующие конспекты дополнить вкраплениями из других видов деятельности:  художественными произведениями, музыкально-ритмическими движениями, психогимнастика, мелкая моторика,  и др. В свою очередь, уголки математического развития детей пополнились материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей. Сейчас мы используем пособие  Н. А. Арапова - Пискарева «Формирование математических представлений в детском саду».

На НОД по математике использую разные формы: математические игры, проблемные ситуации,  игровые путешествия, творческие игровые задания, наглядный материал.                                                                                                                             Широко применяю в обучении и развитии детей математические игры, в ходе которых необходим подробный и чёткий анализ игровых действий, возможность проявить смекалку в ходе поисков, самостоятельность. Математические игры:  «Числовые домики». Закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.  «Загадай число». закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа. «Разложи цифры». Упражнять детей в прямом и обратном счете. «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры». Закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть; и другие.                                                                                                                                                                                            

В моей работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, я использую различные виды игровой детской деятельности. Ведь игра – это универсальный язык для всех детей. Ведь в игре нет оценки, нет строгой установки, а есть ИГРА. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения  без перегрузок и утомительной деятельности. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений. Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений развивает логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, речь  у дошкольников.   Проблемные ситуации: Для приема гостей приготовили угощение (малину-мед, молоко и хлебную корочку), посуду и мебель разных размеров.
- Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет.                                                                                                                                        

Помогите мне сделать перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить, поместится ли он там? Предполагаемые варианты ответов:                                          - можно передвинуть;
- можно измерить стол и сравнить мерку с размером пространства между шкафами;
- можно нарисовать план помещения, условное изображение мебели в масштабе, подвигать модели на листе бумаги и тогда принять решение о перестановке.                                                                                                                    Таким способом, разные формы помогают уточнять и закреплять знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.            Разнообразные проблемные ситуации создаются и на базе ТРИЗ. Это тоже не новинка и применение ТРИЗа в математике тоже возможно. Они дают возможность ребенку мысленно манипулировать и экспериментировать с временными категориями измерять течение времени или останавливать его, менять местами временные отрезки, переноситься в другое время. Технология создания проблемных ситуаций строится на основе использования маловероятных условий или сказочных образов «Зеркало времени», «Машина времени», «Волшебный экран». Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

              Игровые путешествия: «По островам Королевы Математики». Создание условий для интеллектуального развития посредством формирования математических представлений. 1 остров  фигур. «Собери животное из геометрических фигур».  (Игра Танграм). 2 остров - «Остров занимательных задач».                                                                                                                                                                       Игра-путешествие «По дороге с числами» (автобус, соотнесение количество предметов к цифре).

    Также в своей работе я  использою творческие игровые задания, которые применяю не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время. Например, «Где живет? » (где живет цифра три в днях недели, месяцах года, номерах домов, «Число как тебя зовут? » (ребенку предлагается изобразить жестами какое либо число, остальные должны отгадать, «Волшебные очки» (представь, что ты одел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате круглое, «Учимся измерять» (чем лучше измерить муравья, дерево, дом, рост человека, удава).

   Я использую не только настольно-печатные игры, но и словесные, такие как «Летает не летает», «Наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко».                                                                                                                                              В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры («Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» и др.) 

Во время прогулок мы с детьми отмечаем нынешний день, месяц, время года. Рассматривая объекты живой и неживой природы, называется цвет, форма, размер предмета или объекта (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.)

  Речевое развитие. Речевое развитие прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Формирования элементарных математических представлений  непосредственно связанно и с «Речевым развитием», где основной моей задачей является развитие математического словаря у детей. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. В процессе интеграции осуществляю практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатываю правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря  планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько — сколько», «поровну», «больше», «меньше»)  осознаются в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов. Учу не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»); отличать изменения общего объема ( «больше — меньше», «большой — маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов  «высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры ( «круг», «квадрат», «треугольник»), а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев).                                                                          Словесные игры:  «Назови скорей». Научить детей называть последующее число на увеличение (уменьшение). «Что, где?».  Научить детей ориентироваться в пространстве. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Всех нас надо посчитать, Раз, два, три, четыре, пять. «Что справа от тебя». Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что над головой? «Покажи столько же».  Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой. «Не ошибись». Закрепить умение детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение.)

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, мною обращалось внимание на количество частей того или иного произведения.

В своей работе стала широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки, и решаю такие задачи как закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; создаю максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; формирую внутреннюю учебную мотивацию, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.                                                                                                                      В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий.   Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственным участником, используя прием «вхождения» в сказку, в этот удивительный волшебный мир.  Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, я использую и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки, дети выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Присутствие сказочного героя на НОД по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Мы путешествуем или по определенной сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом «развертывания сюжета деятельности детей. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь пропущенное число в код, прыгай по листочкам по порядку). С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.). Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.

В своей работе также широко использую считалки и конечно загадки. Загадка служит, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадку использую для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Также предлогаю детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.                                                         Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла)                                                                                                                                                                                                             Четыре сороки пришли на уроки. Одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно Училось сорок? (3 сороки)

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и другие. Считалки - числовки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.  Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.                                                               Раз, два, три, четыре, пять –                                                                                                          Вышли мальчики играть,                                                                                                                        Стали мальчики считать,                                                                                                                          Да водилку выбирать.                                                                                                                        Им стал Родион,                                                                                                                               Пусть отсель он выйдет вон!

Раз-два – кружева, Три-четыре – платье сшили, Пять-шесть – кашу есть Семь-восемь – деньги просим.

Физическое развитие. Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляю в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, я, предлагая детям различные упражнения, учитываю, не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаю на различные математические отношения. Я предлагаю  детям выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.  Использую математическую составляющую и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений.  При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: «Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают. Большую работу веду по ориентировке в пространстве и относительно своего тела. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй».  Используют в режимных моментах подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».                                                                                                                  Художественно – эстетическое развитие. Художественное творчество тоже проникать в математику и помогает мне решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогают детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия («пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - цифры человечки).                                                                                                                                            В лепке обращаю внимание детей на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги в аппликации. Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение.                                                                                             При рисовании фигуры человека, растений природы  обращаю внимание на расположение предметов, считать, сколько частей и где, нужно изобразить объект (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.). Для конструирования использую любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Моя роль ненавязчивого помощника - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других.

На музыкальных НОД используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п). Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве (игра «Найди свой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т.п.). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

Социально – коммуникативное развитие. Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, я практикую использование различных считалочек при проведении подвижных игр, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй». Присутствуют и подвижные игры математического содержания на прогулке: «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину». Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Полученные знания закрепляю в самостоятельной деятельности, в сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Повар», «Учитель». В игре «Магазин» -  измеряем массу предмета; стоимость товара в магазине, отсчет монет и т.д.. ..  Рассказывают какие бывают часы: (солнечные, цифровые, электронные и т. д.).  Определяют время.

 Освоение математических представлений  продолжаю и в повседневной жизни. Во время дежурства, дети называют: какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы; с какой стороны положить столовые приборы  и т.д. Во время второго завтрака делим яблоко на две и четыре части, закрепляем, что такое половинка и целое, что больше половина или целое. 

  Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно - воспитательной и образовательной работы с детьми с ЗПР, я использую приёмы и упражнения, необходимые для психического развития детей и познавательной активности в разных видах деятельности:                                                                                                                     - артикуляционная гимнастика («Улыбка-трубочка» предлагаю детям чередовать  упражнение до 10 раз);                                                                                                                                                                         мелкая моторика («Пальчики» «Раз-два три-четыре-пять.  Вышли пальчики гулять.    Раз- два- три- четыре- пять.  В домик спрятались опять» – прямой счет; упражнение с пуговицами.                                                                                                                                       Упражнение «Прогулка». «Пошли пальчики гулять,   А вторые догонять.  Третьи  пальчики бегом,  А четвертые пешком,  Пятый пальчик поскакал  И в конце пути упал» – порядковый счет;                                                                                                                 «Руки в стороны, в кулачок. Разжимаем – и на бочок. Левую – вверх! Правую – вверх! Руки в стороны, накрест, В стороны, вниз. Две ладошки хлопают, Быстро ножки топают. В локтях руки сгибаются,  А в плечах вращаются  - закрепление правой и левой руки;   глазодвигательные упражнения.

Кружок «Веселые пальчики» помогает закрепить детям полученные знания. Развиваю интеллектуальные способности, умение ориентироваться на листе в клеточку, штриховать предмет в разных направлениях, речевую деятельность.  Развиваю мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.                                                                                                                                                                                                                

Век компьютеризации смело шагает по стране, мы решили не отставать и стараемся внедрять новые технологии и в свою работу. Пока это только вкрапления, и использование мультимедийного оборудования как наглядного материла для детей. Ведь этот волшебный экран можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени. А может перенести нас на много лет назад или вперед, можно превратиться в героев сказки или мультфильма, которые помогают нам в создании мотивации, постановке целей, или служат сюрпризным моментом. Но открывая двери в сказочную страну, мы даем детям не только математические знания, здесь дети учатся доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности (отношения мальчиков к девочкам, отношение к взрослым и пожилым людям). Это и является методом решения задач  социально-коммуникативного развития.  Все эти задачи хорошо объединяются в досуговой деятельности детей. Интеграцию задач математического развития я осуществляю с помощью досугов на протяжении всего учебного года.

   Математическое развитие ребенка  не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы. Я стараюсь использовать разнообразные формы работы с родителями и  чтобы интеграция проникла и в это направление работы в группе.

  Я продолжаю использовать такую форму работы как проектная деятельность.

Результативность опыта

        Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Необходимость разработки системы интегрированной деятельности параллельно с образовательной программой ДОУ продиктована временем. Сейчас это пока ещё отдельные вкрапления.

 В перспективе хотелось бы  использовать экскурсии математической направленности. Цель организации этого вида детской деятельности:

  • ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой, величиной реальных объектов);
  • количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т. е. в окружающем ребенка пространстве;
  • с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года.

    Работа педагога неразрывно связана с общением с коллегами, обменом опытом, повышением своей квалификации. Опыт представлен на педагогическом совете, где изложили успехи и проблемы.

Библиографический список:

Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада».

 Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой».

 Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г.

Приложение к журналу «Управление ДОУ».

 Н. А. Арапова - Пискарева «Формирование математических представлений в детском саду».

 Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений».

 Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач».

 Методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками «Формирование графических навыков и временных представлений» составитель В. В. Москаленко. Слепцова И. Ф., Абрамова Л. В., Цветкова Е. В.                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС

В статье  рссказывается о том, как задачи по ФЭМП интегрируются в других   образовательных областях и видах детской деятельности...

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграций с другими видами детской деятельности.

Особенности формированияэлементарных математических представлений в интеграцийс другими видами детской       деятельности....

"Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской дея-тельности в соответствии с ФГОС ДО"

quot;Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской дея-тельности в соответствии с ФГОС ДО"Слайд 1Актуальность: Математика является мощн...

ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности

В презентации представлены основные понятия, цели математического развития, направления работы по ФЭПМ, интеграция с другими образовательными областями...

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности, посредством наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий, знания о ч...