Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
статья по математике

Стебенькова Марина Сергеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tekst.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирование элементарных  математических представлений   в интеграции с другими видами  детской деятельности  в соответствии с ФГОС ДО

 «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познаний, зависит весь его дальнейший путь к знаниям…»  

                                                                                               В.  А. Сухомлинский

    Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и совершенствования математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного образования.

    ФГОС ДО требует сделать процесс  овладения элементарными  математическими представлениями  привлекательным, ненавязчивым, интересным для детей, то есть необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

  Задача взрослого – поддержать интерес ребенка.

     Цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО:

 • развитие логико-математических представлений и  представлений о математических свойствах и отношениях  предметов (величинах, числах, геометрических  фигурах, зависимостях и закономерностях);

• развитие сенсорных способов познания математических  свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

 • освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

•  развитие у детей логических способностей (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);

• формирование навыков выполнения математических действий: счет, измерение, простейшие вычисления;

 •развитие интеллектуально-творческих проявлений: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления  к поиску нестандартных решений задач;

• развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

• формирование готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в  преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой  моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

    Традиционно математическими эталонами в процессе развития математических представлений детей дошкольного возраста являются

• количество
• величина
• форма
• ориентировка в пространстве
• ориентировка во времени

   При этом согласно современным стандартам образования особое внимание следует уделять принципу интеграции образовательных областей.

  ИНТЕГРАЦИЯ - процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.

  ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - это соединение по принципу противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или объединение нескольких образовательных областей и осуществление между ними взаимодействия (межпредметная интеграция)

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

    Интеграция развития математических представлений должна осуществляется через все образовательные области:

•Познавательное развитие

•Речевое развитие

•Физическое развитие

•Художественно-эстетическое развитие

•Социально-коммуникативное развитие

     Интеграция развития математических представлений встречается во всех видах детской деятельности:

• Игровая

• Коммуникативная

• Познавательно-исследовательская

• Восприятие художественной литературы и фольклора

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд

• Конструирование из разного материала

• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

• Музыкальная

• Двигательная

  Какой же может быть взаимосвязь математического развития с другими образовательными областями? Рассмотрим каждую из них.      

   Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных  представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Основной целью внутрипредметной интеграции в области познания является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

    Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей, отрабатывается правильное звукопроизношение.

       В образовательной деятельности дети учатся не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («один – много», «шире — уже», «выше — ниже» и т.п)

       Важно формировать у детей навыки согласования существительных с числительными. Дети произносят: «четыре палочек», «одна яблоко», «два яблоки» и т. д.  Дети допускают следующие ошибки: «двумями», «четырями», «тремями» и т. д.. Для лучшего запоминания и правильного употребления форм числительных дети должны обговаривать  свои действия: к двум кружкам мы прибавим один кружок и т. д.

    Широко используем  малые фольклорные формы, пословицы, поговорки,

потешки, считалки, загадки, стихотворные формы художественной литературы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

       В любой из сказок, будь она народная или авторская,  присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым   счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да  еще и основы арифметических действий.

    «Физическое развитие»

     Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. На занятиях используются плоские и объемные геометрические фигуры (мячи, обручи, гимнастические палки, кольцеброс и др.)

      При закреплении количественного счета можно выполнить различные упражнения, например, «Подпрыгнуть 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета или формы». Также необходимо упомянуть про подвижные и малоподвижные игры математического содержания, которые проводятся не только на занятиях по физическому развитию, но и на прогулке или в группе:  например - «Попади в круг», «Найди себе пару», «Чья команда забросит больше мячей в корзину» и др.

         Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают

   «Художественно-эстетическое развитие»

     Интеграция математического развития с художественным творчеством

помогает решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия: «Пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. Во время проведения изобразительной деятельности  закрепляем не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение (внизу, вверху, справа, слева) 

  При рисовании предметов сложных форм, дети видят в них простые геометрические фигуры (круг – солнце, голова кошки, треугольник - уши кошки, треугольные и прямоугольные части ракеты и т.д).

      Социально-коммуникативное развитие

Создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

В  образовательную деятельность  включаем знакомых сказочных персонажей, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца. Например, игровая ситуация  «Крокодил Гена и Чебурашка построили домик для друзей». Из каких геометрических фигур состоит домик, посчитайте сколько кругов, прямоугольников, квадратов.

    Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д.

    Во время прогулок  отмечаем сегодняшний  день, месяц, время года. Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.).

     В самостоятельной деятельности дети используют  различные мозаики, конструкторы,  пазлы, дидактические игры («Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» и др.)  Полученные знания используются в сюжетно – ролевых играх.

     Интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. И нашей  целью является улучшение подготовки детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Олимпийское образование старших дошкольников посредством тематического погружения в совместное увлечение спортом через интеграцию развития образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

В современном обществе востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других ...

Интеграция на физкультурных занятиях в соответствии с ФГОС

Консультация для воспитателей на тему"Интеграция на физкультурных занятиях в соответствии с ФГОС"...

Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе

Презентация «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в первой младшей группе...

Формирование элементарных математических представлений с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Интеграция позволила объеденить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую....

Доклад на тему "ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

В докладе показана  интеграция ФЭМП с другими видами деятельности в ДОУ....

Консультация для педагогов «Интеграция на физкультурных занятиях в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация рассказывает о том, каким образом возможно осуществить интеграцию фижического развития во все образовательные области....