Проект «Путешествие в мир математики»
проект по математике (младшая группа)

Информационная карта проекта «Путешествие в мир математики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Кемеровский государственный университет»

Институт образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Дошкольное образование

Информационная карта проекта

«Путешествие в мир математики»

Выполнила:

Щепцова Евгения Юрьевна

Студентка 3 курса, группы 162

«Дошкольное образование

по направлению 440301

педагогического образования»

Кемерово 2019

Информационная карта проекта

«Путешествие в мир математики»

П/н

Раздел

Содержание

Название

«Путешествие в мир математики»

Направленность проекта

Формирование развития математических и коммуникативных способностей дошкольников

Автор

Щепцова Е.Ю., студентка 3 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование «Дошкольное образование»

Руководитель

Шмырева Наталья Александровна, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ИО КемГУ, кандидат педагогических наук, доцент

База проекта

МБДОУ № 133 «Детский сад общеразвивающего вида», вторая младшая группа «Умняшки» (3-4 лет) (19 человек), г. Кемерово

Сроки

Краткосрочный 1 месяц.

Тип проекта

Учебно-методический.

Аннотация

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей младшего возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 1 месяц.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС Утвержден приказом Минобрнауки России ДОУ от 29.12.2012 N 273-ФЗ 
  • Устав ДОУ

Методическая база:

диагностические методики:

  • «Сохранения количества и величины»;
  • «Свойства предметов»;
  • «Отношение между предметов»;
  • «Преобразование, воображение, комбинаторские способности»;
  • «Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий».

Кадровое обеспечение:

  • педагоги-воспитатели;
  • методист детского сада;

Технические и материальные ресурсы:

  • наглядные материалы;
  • дидактические игры;
  • материалы для работы с родителями;
  • компьютер, телевизор.

Цель

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи

1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

3. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Предполагаемый результат

При успешной реализации поставленной цели и задач планируется получить следующие результаты:

 - ребенок проявляет познавательную активность;

- сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;

- ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;

- у ребенка сформировано стремление преодолеть трудности.

Оригинальность

Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить развития математических и коммуникативных способностей дошкольника в нескольких аспектах, а также, исходя из направлений диагностики.

Пояснительная записка

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Для того чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию была выбрана тема проекта «Путешествие в мир математики».

План организации и реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Диагностический

Цель: определить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы.

Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме.

2 этап

Основной

Цель: на основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.

3 этап

Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.  

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Программа реализации этапов проекта

Этап

Содержание

1 этап

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
  2. Выбрать инструментарий диагностики.
  3. Использовать диагностические методики: методики, тесты, наблюдение.
  4. Обработать полученные результаты.

 Используемые методики:

Цель: определить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы.

Методика 1. «Цветочки-бабочки» - выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Методика 2. «Улитки на грибочках» - выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Методика 3. «Ленты для кукол» - выявляет умение детей сравнивать предметы по величине, длине, используя приемы наложения, приложения.

Методика 4. «Утро, вечер, день, ночь» - выявляет умение ориентироваться во времени - различать и называть части суток.

Методика 5. «Составь картинку» - выявляет умение детей сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине, используя приемы наложения и приложения.

Методика 6. «Наклей кружочки» - выявляет умение детей сравнивать предметы по величине, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Показатели результативности:

  • подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;
  • выявлен уровень сформированности элементарных математических представлений на начальном этапе реализации проекта;
  • сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

2 этап

Задачи:

  1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию  элементарных математических.
  2. За мотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
  3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

Мероприятия:

1. НОД по изобразительной деятельности: аппликация «Красивые салфеточки». Рисование геометрическими фигурами.

2. Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев», С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

3. НОД по ФЭМП «Лесная полянка»;

4. Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр;

5. Работа со счетными палочками;

6. Проведение дидактических игр с математическим содержанием;

7. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

8. Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется». Пальчиковые гимнастики. Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

9. Изготовление вместе с детьми и родителями развивающие игры по математике.

Показатели результативности:

  • разработан план мероприятий, способствующих формированию элементарных математических представлений дошкольников;
  • проведен комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений;
  • получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.

3 этап

Задачи:

  1. Использовать диагностические методики.
  2. Обработать полученные результаты.
  3. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы воспитателей с детьми.
  4. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

        Цель: определить уровень сформированости элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы.

Методика 1. «Цветочки-бабочки» - выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Методика 2. «Улитки на грибочках» - выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Методика 3. «Ленты для кукол» - выявляет умение детей сравнивать предметы по величине, длине, используя приемы наложения, приложения.

Методика 4. «Утро, вечер, день, ночь» - выявляет умение ориентироваться во времени - различать и называть части суток.

Методика 5. «Составь картинку» - выявляет умение детей сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине, используя приемы наложения и приложения.

Методика 6. «Наклей кружочки» - выявляет умение детей сравнивать предметы по величине, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Показатели результативности:

  • повышение уровня сформированости элементарных математических представлений;
  • составлены рекомендации для дальнейшего работы воспитателей с детьми;
  • составлен отчет о проделанной работе.

Риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей.

Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности на стендах группы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработанность проекта

Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым  в любой момент прийти на помощь.

Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели

Познавательный

  • Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
  • Имеет представление о форме, цвете, величине;
  • Формирование восприятия пространственных отношений.

Эмоционально-волевой

  • Желание помочь другу;
  • Умение уважительно относиться к окружающим людям;
  • Стремление преодолеть трудности;
  • Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный

  • Умение работать в группе.

Продукт проекта

1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы.

2. План мероприятий, элементарных математических представлений у дошкольников.

Прогноз и перспектива

Проект «Путешествие в мир математики» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема элементарных математических представлений всегда остается актуальной.

А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в мир математики»

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности р...

Проект "Путешествие в мир математики"

Проект для старшей группы "Путешествие в мир математики"...

Проект "Путешествие в мир математики"

Проект   "Путешествие в мир математики"  Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить е...

Проект "Путешествие в мир математики"

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности р...

проект "Путешествие в страну Математики"

проект "Путешествие в страну Математики"...

Тематический проект «Путешествие в страну математики»

Тематический проект "Путешествие в страну математики"...

Познавательно - исследовательский проект "Путешествие в мир математике"

Познавательно - исследовательский проект "Путешествие в мир математике" для детей подготовительной группы...