Проект "Путешествие в мир математики"
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Корнякова Светлана Владимировна

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных  способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса залаживается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
         Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
         Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект  "Путешествие в мир математики" по овладению детьми  старшего дошкольного  возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух. 

 

Тип проекта-  по доминирующей в проекте деятельности: учебно-методический
По содержанию - обучающий. 

Цель проекта – создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

1.     Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.

2.     Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

·        Обогащать новыми представлениями и понятиями;

·         закреплять знания;

·        активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

3.     Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

При реализации данного проекта "Путешествие в мир математики" важно целенаправленно способствовать:

  • поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
  • совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
  • становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
  • доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

 

 

 

Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:

1.     Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2.     Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

  1. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.

 

 

Предполагаемый результат:

·         использование в работе игровых ИКТ заданий;

·         создание в каждой группе математических уголков;

·         расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

·         внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов.

 



                                          Список литературы
1.    Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб.:  Детство-пресс, 2003 г.
2.    «Математика – это интересно» – рабочая тетрадь.
3.    Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
4.    Михайлова З.А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
5.    Санитарные правила и нормы. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 464 с.
6.    Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях?, ж-л «Информатика и образование», №5,1998, с. 60
 

 

Источники информации:

1.     http://detskiy-sad.com

2.     http://nsportal.ru

3.     http://50ds.ru

4.     http://doshkolnik.ru

 

 

Реализуемые мероприятия.

 

НОД и ОД

СД

Работа с родителями

ОД

·         Логические задачи математического содержания в стихах по

теме: "Количество и счет"

·         Игры и задания с логическими блоками.

·         Веселый счет – дошкольникам. Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет.

 

Презентация - игры ИКТ:   «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи»  и др.   

 

Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

 

Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

 

Консультации для воспитателей.

·         Виды дидактических игр для ФЭМП.

·         Загадки,  задачи – шутки, занимательные вопросы в обучении детей.

·         Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике .

·         «Музыка и математика».

 

Работа с одарёнными детьми:  «Игры для ума», «Игры головоломки», Компьютерные игры»

Дидактические , пальчиковые, подвижные игры математического содержания:

«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото»,

«Нарисуй треугольник ниткой»,

«Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку»,

«Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,

«Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку»

 и др.

Подвижные игры с движением.

 

Консультации для родителей:

«Значение логических дидактических игр  в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

«Роль логических дидактических игр в  развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

 

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры» и «Живые геометрические фигуры»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_matematiki.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   "Путешествие в мир математики"

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных  способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса залаживается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
        Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
        Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".
 Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект  "Путешествие в мир математики" по овладению детьми  старшего дошкольного  возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.  

Тип проекта-  по доминирующей в проекте деятельности: учебно-методический
По содержанию - обучающий. 

Цель проекта – создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

  1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
  • Обогащать новыми представлениями и понятиями;
  •  закреплять знания;
  • активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  1. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

При реализации данного проекта "Путешествие в мир математики" важно целенаправленно способствовать:

  • поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
  • совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
  • становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
  • доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:

  1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
  2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
  3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.

Предполагаемый результат:

  • использование в работе игровых ИКТ заданий;
  • создание в каждой группе математических уголков;
  • расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
  • внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов.



                                          Список литературы
1.    Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб.:  Детство-пресс, 2003 г.
2.    «Математика – это интересно» – рабочая тетрадь.
3.    Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
4.    Михайлова З.А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
5.    Санитарные правила и нормы. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 464 с.
6.    Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях?, ж-л «Информатика и образование», №5,1998, с. 60

Источники информации:

  1. http://detskiy-sad.com
  2. http://nsportal.ru
  3. http://50ds.ru
  4. http://doshkolnik.ru


Реализуемые мероприятия.

НОД и ОД

СД

Работа с родителями

ОД

  • Логические задачи математического содержания в стихах по

теме: "Количество и счет"

  • Игры и задания с логическими блоками.
  • Веселый счет – дошкольникам. Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет.

Презентация - игры ИКТ:   «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи»  и др.  

Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

Консультации для воспитателей. 

  • Виды дидактических игр для ФЭМП.
  • Загадки,  задачи – шутки, занимательные вопросы в обучении детей.
  • Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике .
  • «Музыка и математика».

Работа с одарёнными детьми:  «Игры для ума», «Игры головоломки», Компьютерные игры»

Дидактические , пальчиковые, подвижные игры математического содержания: 

«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото»,

«Нарисуй треугольник ниткой»,

«Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку»,

«Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,

«Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку»

 и др.

Подвижные игры с движением.

Консультации для родителей:

«Значение логических дидактических игр  в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

«Роль логических дидактических игр в  развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры» и «Живые геометрические фигуры»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...