Играя занимаемся или Занимательный мир математики.
проект по математике (старшая группа)

Носенко Валентина Сергеевна

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху развития компьютерных технологий встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. 
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи как.  развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные математические игры, занимательные упражнения в своей работе можно исправить пробелы знаний у детей.

Используя различные математические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshey_gruppy.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Звездочка»с.Калинка Хабаровский край Хабаровский район

        

                                                                      Утверждаю:

                                                                                       заведующий МБДОУ

                                                                                        «Звездочка»С. Калинка

                                                                                                       ------------------А.В.Баринова

Педагогический проект в старшей группе «Любознайки»

На 2018- 2019 учебный год на тему:

« Играя - занимаемся или Занимательный  мир математики»

                                                                                                         Подготовила :Носенко В.С

Хабаровск 2019г

Проект по математическому развитию  в старшей группе « Играя - занимаемся или Занимательный  мир математики »

Актуальность проекта:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху развития компьютерных технологий встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. 
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи как.  развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные математические игры, занимательные упражнения в своей работе можно исправить пробелы знаний у детей.

Используя различные математические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!

Тип проекта:

Познавательный ,творческий, игровой.

По времени проведения:

Долгосрочный ( 1.09.2018 – 31.05.2019г)- 1 год.

Участники:

Дети старшей группы их родители, воспитатели.


Цель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста путем использования игр с математическим содержанием.

Задачи:

- Развивать творческие и интеллектуальные способностей детей.

- Развивать высокую познавательную мотивацию;

- Развивать умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры.

- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” -   школе;

- Формировать широкую любознательность;

- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;

- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”.


Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный 2018-2019учебный год (сентябрь), (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями).

2 этап – основной: 2018 – 2019 учебный год (октябрь-апрель), (создание развивающей среды; организация и проведение открытых занятий, КВН, викторин, , игр, головоломок, кроссвордов, раскрасок, опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников; привлечение родителей;).

3 этап – заключительный: 2018 – 2019 учебный год (май), (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

Реализация проекта  включает в себя следующие разделы: 

        

- Количество и счет.

- Величина.

- Ориентирование в пространстве.

- Ориентирование во времени.

- Геометрические фигуры.

 -Логические задачи.

Проект  составлен с учетом меж предметных связей по разделам:

1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

2. «Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.

 3. «Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года. 4. «Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

 «Игра», где знания и умения,  полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств ,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе

Форма работы с детьми:

  1. Игровые

Беседа с детьми (Нравится ли тебе математика?).

Дидактические игры « Угадай, что спрятали», «Найди предмет такой же формы», «Танграм», «Колумбово яйцо». « Сосчитай и построй», « Найди свою пару», «У кого столько же», «Сделай поровну» « Мышиный лабиринт», « Найди и исправь ошибки», «Назови соседей». «Составь узор», «Точечки», «Чего не стало», «Конструктор» Дидактические игры «Чего не стала», « Что изменилось», « Найди отличие», «Узнай по олисанию». «Помоги Незнайке», « Составь задачу», «Кто быстрее», «Совушка». «Составь множество»;«Помоги числам найти свое место»; «Какой цифры не стало»; «Составь число»;«Геометрическое лото»; «Фигуры из цветной мозаики»; «Раньше - позже»; «Найди на ощупь»;«Составь узор», «Игры бродилки»

               2.Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие:

-Непосредственно образовательная деятельность «В стране математики»;

-Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

-Составление описательных рассказов по картинке;

-Упражнение «Дополни предложение»;

-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»

3. Художественно - эстетическое развитие:

-Продуктивная деятельность

-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур», «Рисование по цифрам»

-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы», «Пластилиновые заплатки»

 4. Физическое развитие:

-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики» -Игра в снежки

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Информационно - аналитическое:

Выявить интересы, потребности, запросы родителей -Индивидуальные беседы;

-Анкетирование

2. Познавательное

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей

Родительское собрание:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

3. Наглядно - информационное

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

Консультации:   «Роль игры в развитии детей»: «Учим математику дома».«Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,«Использование игровых шуток в свободное время»,«Математика - это интересно» 

Оформление папки-передвижки « Математическая игротека»

4. Досуговое

Математический КВН « Веселая математика», «Изготовим математическую игру»- с участием родителей.

Организация фотовыставки « В мире математики».

Отчет воспитателя о проделанной работе в виде презентации. 

Октябрь

 

Тема

Программное содержание

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

2. «Назови лишний предмет».

Развивать аналитическое мышление

3. «На что похоже?».

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

4«Считай дальше».

Закреплять умение считать до 10.

 

Ноябрь.

 

Тема

Программное содержание

1. «Пройди по лабиринту».

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Водяной – шутник»

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

3. «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

4. «Рисуем бусы».

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

 

Декабрь.

 

Тема

Программное содержание

1. «Внимательные художники».

Развитие зрительного восприятия.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

3. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

4. «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

 

Январь.

 

Тема

Программное содержание

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

2. «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

3.«Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

4. «Роботы».

Закрепить геометрические фигуры

 

Февраль.

 

Тема

Программное содержание

1. «Лабиринт»

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Где моё место?»

 

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

3. «Указываем направление».

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

4. «Кораблик Плюх – Плюх»

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

 

Март

 

Тема

Программное содержание

1. «Чудо – крестики»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

2.«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

3. «Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

4. «Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

 

Апрель.

 

Тема

Программное содержание

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

2. «Будь внимателен!»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

3. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

4. «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

 

Май.

Тема

Программное содержание

1. Логоформочки. «Крестики – нолики».

Научить детей Логоформочки

Математический праздник

Закрепить пройденный материал.

 


Ожидаемые и полученные результаты:

- повышение уровня математических способностей воспитанников.

- знание определенного количества дидактических игр для данного возраста.

- активизация самостоятельной математической деятельности.

- Внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательную работу.

- активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

- самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;

- стремятся к достижению поставленной цели;

- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Заключение:

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.

Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры как использование занимательного материала на занятиях по математике

Управление  образования  дошкольных  учреждений.          Консультация   для   воспитателей...

Конспект НОД по ФЭМП "Занимательная страна математика"

Учить детей считать до 5, называть числительные по порядку, соотносить последнее числительное  со всей перечисленной группой, что оно обозначает количество....

Деловая игра.Занимательная книга математики.

РМО по направлению "Формирование элементарных математических представлений"...

буклет "Игры в транспорте. Занимательная математика"

Вы часто ездите с ребенком в автобусе, маршрутке или автомобиле? Ребенок быстро устает сидеть на месте и начинает капризничать?  Вам помогут скоротать дорогу математические игры с малышом. И врем...

буклет "Игры в очереди. Занимательная математика"

У каждой мамочки существует проблема, чем занять непоседу в очереди или в поликлинике. Ребенок физически не может сидеть на месте. И это замечательно! Но как быть? Положите в вашу сумочку мягкую игруш...