Использование комплекта игр и упражнений с палочками Кюизенера.
методическая разработка по математике (младшая группа)

Кашина Елена Александровна

Дидактический материал для развития у детей математических способностей  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с палочками Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.



   Выпускаемые  производителями наборы «чисел в цвете» отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать самый упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Пособие "Палочки Кюизенера" в основном ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
http://shkola7gnomov.ru/upload/image/kuzi.jpg



  
Игровые задачи цветных палочек

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.  Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветом, размером и формой.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

 
 

Игры  и упражнения с волшебными палочками

1. Освоение комплекта

  • Вместе с ребенком нужно рассмотреть, потрогать все палочки, понять, что они различны по цвету и по длине. Возможные вопросы к ребенку: чем отличаются палочки? Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого она цвета? Разложи палочки по цвету – что ты заметил? Покажи палочку, чтобы она была не желтой. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется). Какая самая длинная? Какая самая короткая? С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета? С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?
  • Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. Все это можно делать по схеме или по собственному замыслу.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/stul.jpg
  • Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла
  • Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/03lab9km51251290778.jpg

2. Состав числа

  • Каждая палочка обозначает какое-то число. Какое число самое маленькое? Ему соответствует самая маленькая палочка. Какая?  Значит, белая палочка обозначает число 1.
  • Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами. 
  • Образование числа. Как получить число 5 из числа 4? Проверьте с помощью палочек.
  • Состав числа из единиц: сколько белых палочек уложится в синей палочке?
  • Состав числа из двух меньших чисел: найдите палочку «8», из каких двух палочек ее можно составить?
  • Освоение действий «сложение» и «вычитание»: прибавьте к числу 2 число 3. Какое число получили? Проверьте ответ с помощью палочки. Это целое. Если теперь от целого отнять часть, то что получим? Другую часть.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/01lab9km51251290778.jpg
  • Цветные коврики  помогают закрепить состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его разложения. Педагог приглашает детей посетить магазин «Ковры». Как только дети увидели красивые ковры, им

хочется сплести свои, но при сплетении ковров надо обязательно соблюдать следующие правила:

  • Выбрать одну полоску для начала сплетения;
  • Следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;
  • Все ряды должны быть разные;
  • Закончить ковёр бахромой из белых полосок;
  • «Прочитать» ковёр цветами и числами, углубляя знания состава чисел.

Когда алгоритм плетения освоен, дети выбирают первую полоску по своему усмотрению. Дети самостоятельно выделяют и формулируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра. Коврики могут продаваться. Покупатель выбирает ковёр. Описав его в цветах или числах.

3. Освоение числового ряда

  • Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.
  • Идем  пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
  • Убираем одну ступеньку, задача ребенка – найти место ступеньки.
  • Осваиваем порядковый счет – какая по счету розовая палочка, если считать снизу вверх? А если сверху вниз?
  • Когда дети  хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, можно строить лесенку от любого числа: найдите палочку, обозначающую число 6, положите её перед собой, постройте лесенку вверх (вниз) от числа 6 .
  • Освоение числового ряда: воспитатель называет числа не по порядку, а дети находят нужную палочку и находят ее место в лесенке.
  • Называние соседей числа: между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?

4. Освоение отношений по длине

  • Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
  • Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
  • Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
  • Игра «Да-нет» Воспитатель прячет одну палочку, надо угадать – какую. Вопросы о цвете задавать нельзя.
  • С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

5. Дидактические игры

Развитию памяти, внимания, мышления, воображения, формированию общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы, самоконтроля способствуют дидактические игры с использованием палочек.

Предлагаю вашему вниманию игру «На золотом крыльце…», которая состоит из двух дидактических сказок «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город» и иллюстративного материала для детей 3-5 лет и для детей 5-9 лет. Игровые задания можно включать в занятия, использовать для индивидуальной работы.

Еще одна игра «Посудная лавка». Удобно использовать ее в рамках темы недели «Посуда» - можно конструировать посуду по образцу, на рабочих листах, завершать замысел авторов, работать по замыслу.

Комплект игр «Страна блоков и палочек» содержит описание четырех игр :

  • Выставка «Четыре времени года» В этой игре команды создают картины на разные темы, за картину, созданную по образцу, -2 балла, за картину со своими изменениями – 3 балла, за самостоятельно придуманную картину -5 баллов. Поощрительный приз – за презентацию своей картины: чтение стихотворения или загадывание загадки. Баллы можно подсчитать с помощью палочек Кюизенера.
  • Школа
  • Строим дом
  • Журналисты

Более подробно с методическими рекомендациями можно ознакомиться в пособии "Развивающие игры и занятия с палочками Киюзенера".

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал". По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Комплект игр и упражнений для оценивания образовательных достижений воспитанников

Подборка различных дидактических игр и упражнений для оценивания образовательных достижений...

Развиваем внимание, память, интеллект. Комплект заданий и упражнений для индивидуальной работы с детьми 3-4 лет. / Пособия для ПМС Центров / Под общей редакцией Е. А. Екжановой. – М.: Крылья, 2015. – 110 с.: цвет. иллюстр.

Комплект заданий и упражнений предназначен для проведения комплексных развивающих занятий с детьми  3-4  лет с нормативным темпом развития или для детей 4-5 лет, посещающих коррекционно-разв...

Комплект игр и упражнений

Комплект игр и упражнений для "Цветных счетных палочек Кюинзенера"...

Комплект игр и упражнений

Комплект игр и упражнений для "Цветных счетных палочек Кюинзенера" - "Дом с колокольчиком"...

Комплект игр и упражнений для "Цветных счетных палочек Кюинзенера"

Комплект игр и упражнений для "Цветных счетных палочек Кюинзенера" - "Волшебные городки"...