"Измерение массы" занятие по познавательному развитию
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Черняева Елена Павловна

занятие по математике по Петерсон "Раз ступенька, два ступенька"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад «Росток»

 г.Пугачева Саратовской области»

2018-2019 учебный год

Группа  «Капелька»                                    Воспитатель: Черняева Е.П.

                                     I квалификационная категория

Конспект

 образовательной деятельности

                     Тема: "Измерение массы"

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Подготовительная группа


     

                         Конспект образовательной деятельности

Образовательная программа: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Росток»

Возрастная группа: подготовительная

Тема ОД: «Измерение массы».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: формировать представления о понятиях тяжелее, легче; о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.

Задачи:

  • Добиться понимания взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.
  • Формировать представления о практическом сравнении предметов по массе.
  • Обеспечить развитие умения следовать словесной инструкции, умения правильно аргументировать свои ответы.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Пробудить интерес к математике, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
  • Добиваться большей активности детей на занятии, предложить способы самооценки успешности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: дидактические игры «Геометрическое лото», «Поиграем, посчитаем»; дидактическое упражнение «Запиши с помощью математических знаков».

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия, аудио магнитола.

Демонстрационный материал: игрушечные чашечные весы (3шт.), набор геометрических фигур на магнитах (большой красный треугольник, три синих маленьких треугольника, два синих маленьких круга, один маленький красный круг); мольберты        ( 3шт.), картинки с изображением на весах уравновешивающих мишку два зайца и ёжика – пять лягушат; два разных по объему, но с одинаковой массой контейнера; резинки на руку 3х цветов; одноразовые шапочки. Презентация: «Разновидности весов», слайды: «Седьмой лишний».

Раздаточный материал:  карточки успешности, простые карандаши, красный, желтый и зеленый карандаши, тетради.

                                                             Конспект ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

- Давайте ка мы с вами сделаем разминку и посчитаем:

  • назови число, которое я пропустила (1,2,3,4, 5,6,7).

  • какое число я загадала, если оно меньше 5 и больше 3 (4).

  • какой четвертый день недели (четверг).

  • какой день недели я пропустила- пн,вт,ср,чт,суб,вс (пятница)

  • сколько времен года(4).

  • какое сейчас время года (осень).

  • какие осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

(стук в дверь)

Проблемная ситуация.

В гости приходит Мишутка, он расстроен. Просит ребят помочь разобраться, почему бабочка тяжелее его и показывает фотографии, где на весах мишутку уравновешивают три обезьяны, пять белочек ,а бабочку уравновешивают семь муравьев. Ведь три и пять меньше семи.

Мишутка благодарит ребят. Воспитатель предлагает мишутке остаться на занятии, потому что сегодня мы с ребятами будем учиться правильно измерять массу.

Дети стоят полукругом перед воспитателем

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу: чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в измеряемой величине. Поэтому сравнивать две массы можно лишь тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

II. Основная часть

-  чтобы Мишутка понял и запомнил правило: сравнивать предметы можно лишь в том случае, когда для измерения их массы используются одинаковые мерки, я предлагаю разобрать еще одну похожую ситуацию:

 - Сколько яблок уравновесили ёжика? Сколько орешков уравновесили белочку? Можно ли сказать, кто из них легче? (слайды дублируют изображение в тетради).

- Обведите того, кто тяжелее красным карандашом в круг.

- Итак, кто обвел в красный круг ёжика, выполнил задание правильно и чтобы не забыть свой результат успеха, я предлагаю вам по мере выполнения заданий заполнять тропинку успеха, которую я для вас приготовила. Если вы правильно справились с заданием, то закрашиваете серединку цветка зеленым цветом, если ошиблись, но исправились – желтым, а если не справились или не понимаете что делать, то красным.

- Ребята, я совсем забыла, сегодня к нам в группу принесли посылку. Хотите узнать, что там лежит? (Да). Тогда сейчас мишутка заглянет в посылку и будет описывать то, что там лежит, а мы попробуем отгадать, что это.

Ребёнок. Это неживое, его придумал человек.

Бывают маленькие и большие.

На них есть деления и цифры.

Их используют дома, в магазине.

Этот предмет помогает узнавать массу.

Дети отгадывают (весы).

Презентация: «Разновидности весов»

Физминутка

Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы правой и левой руки соединяются в замок)

Мы с вами подружимся маленькие пальчики.

(Шевелят пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пальцы правой руки, начиная с мизинца, соединяются с пальцами левой руки)

И обратно начнём считать.

Пять, четыре, три, два, один.

(Пальцы разъединяются, начиная с большого).

Практическая работа с весами.

Воспитатель подводит детей к столу, где лежат два прозрачных контейнера ( в одном чипсы, в другом крупа, вес контейнеров одинаковый)

-Как вы думаете, какой контейнер тяжелее, а какой легче? Взвешиванием устанавливается, что контейнеры  равны по массе. Дети приходят к выводу, что масса предмета не всегда зависит от его размера, поэтому её трудно определить на глаз. Для сравнения предметов по массе, их нужно взвесить, используя общепринятую меру – 1кг.

- а сейчас я предлагаю вас самим стать лаборантами и сравнить по массе предложенные предметы. А затем записать результаты с помощью математических знаков.

Самостоятельная работа в тетради.

(№ 2, стр. 24 «Раз - ступенька, два – ступенька») Изображение дублируется на слайде.

Игра «Геометрическое лото»: Сгруппируй фигуры. Состав числа 7.

- я предлагаю выбрать по одному человеку от команды и разделить наши фигуры по определенному признаку ( по величине, по цвету, по форме). Сколько всего фигур? Какого цвета? Какой формы? Какого размера?

Самостоятельная работа в тетради.

(№ 4, стр. 25 «Раз - ступенька, два – ступенька») Изображение дублируется на слайде. Каждая команда отрабатывает одну колонку заданий.

Игра: «Седьмой лишний». (Использование слайда-иллюстрации).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, кто здесь лишний?

Варианты ответов:

Курица – домашняя птица, а остальные – дикие животные.

Сова – она ведёт ночной образ жизни.

Пчела – насекомое, а остальные птицы.

Попугай – она умеет говорить по человечески, а остальные нет.

Орёл – хищник, а остальные нет и т. д.

Дети садятся за рабочие столы перед экраном.

показ слайда 1

Ответы детей.

Выходят в круг

Звучит легкая музыка.

Садятся за столы.

(Высказывания детей).

Затем дети с помощью цветных резинок на руку делятся на команды, сами взвешивают и сравнивают по массе предметы, заранее приготовленные воспитателем. (Дети садятся на свои места).

Дети работают за столами в тетрадях. Три человека работают у магнитных досок.

III. Заключительная часть

Рефлексия

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком признаке предметов мы говорили сегодня? (О массе предметов). Его можно определить на глаз? (Нет. Надо взвесить на весах).

- Какие задания вам понравились? Что вызвало затруднение? Я предлагаю посмотреть на вашу тропинку успеха и узнать на какую вершину горы успеха вы сегодня добрались.

Сейчас те, у кого есть хоть один красный цветок на тропинке успеха, поставят свои магниты на нижнюю вершину, те у кого все зеленые, на верхнюю вершину, а те, у кого есть и зеленые, и желтые на среднюю, это означает что вы молодцы, но вам надо быть чуточку внимательнее и все у вас получится.

 ( звучит спокойная музыка).

Ответы детей.

Дети берут магниты и ставят на гору успеха.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение массы

Слайд 5

Весы с чашами.

Слайд 6

Весы- безмены.

Слайд 7

Напольные весы.

Слайд 8

Медицинские весы

Слайд 9

Торговые весы

Слайд 10

Товарные весы

Слайд 11

Промышленные весы

Слайд 12

Автомобильные весы

Слайд 13

Паллетные весы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам познавательного развития детей. Измерение длины".

Данный проект был создан не только с целью обучения детей 6-7 лет измерению длины, но и привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. К паспорту проекта прилагается презентация, п...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Закрепление состава числа 8. Измерение объёма сыпучих тел "

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы может быть использован воспитателями логопедической и общеразвивающей гр...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Измерение длины».

Упражнять в измерение с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной, усло...

конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему «Обобщение в процессе измерения длины, ширины, высоты, площади.»

Конспект по математике для детей 5-6 лет на тему "Обобщение в процессе измерения длины, ширины, высоты, площади,"...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и цифры 1и 2.»

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обу...