Комплексное занятие по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Осипова Галина Никоноровна

Тема: «В гостях у сказки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Комплексное занятие

по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и РТВ

             в средней группе

 

     Тема: «В гостях у сказки»

                                                                 Составила: воспитатель 1 кв. категории

                                                                                                              Осипова Г.Н.

Программное содержание:

1. Обучающие задачи.

-Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею, осмысливать характеры и поступки персонажей.

-Закреплять знание цифр, упражнять в составлении натурального числового ряда в пределах 5, умение ориентироваться относительно себя.

2. Развивающие задачи.

-Развивать комбинаторские способности путём комбинирования цвета и формы; творческое мышление и воображение, память, внимание.

-Активизировать поисковую деятельность при помощи игр с элементами ТРИЗ и РТВ.

3. Воспитательные задачи.

-Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь.

-Умение довести начатое дело до конца.

Методические приёмы:

Игровая мотивация с приходом персонажа, использование средств ТСО, проблемная ситуация, игры «Мозговой штурм», «Хорошо- плохо», «Наоборот», «Пожалуйста», «Разложи правильно», «Подбери ключ», вопросы поискового характера, художественное слово, самоанализ детьми своих работ.

Материалы и оборудование:

Компьютер, замаскированный под зеркало, пазлы в виде цветных прямоугольников (размер А4) с изображением цифр, ширма, замаскированная под комнату с дверью, пазл с изображением мышки, геометрические фигуры, игрушка мышка, музыкальные записи, диск с видео- записью, макет камня, мольберт.

Ход занятия:

Воспитатель:

Собрались все детки в круг.        (дети стоят в кругу, держась за руки)

Я твой друг.                                   (руки к груди)

И ты мой друг.                               (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей.) Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? (Ответы детей.) Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя, метод «Мозговой штурм»):

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Я хочу вам сегодня рассказать еще одну интересную сказку, а поможет мне волшебное зеркало, которое не только расскажет, но покажет сказку. А сейчас рассаживайтесь поудобней, рассказ мой будет долгий. Итак, свет мой зеркальце, скажи, да всю правду покажи. (Воспитательница обращается к компьютеру. Включается телевизор, на экране появляется сказочница).

Сказочница: В одной деревне жили -были дед да баба. И была у них внучка Машенька, собака Жучка, кошка Мурка. Жили они скромно, но очень дружно. Вот наступила весна. Посадил дед репку. Все лето они дружно ухаживали за репой: поливали водой, убирали сорняки. Наступила осень. Вот однажды вышел дед в огород и удивился, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, но мышка почему-то не отзывалась. Пошла кошка искать мышку, но не нашла. Что же делать? Как же быть? Где же найти мышку? Вот сидят они в огороде, помощи ждут, но мышки почему-то нет…. (Телевизор выключается).

Воспитатель: Вот так сказка ребята! Что же делать?

Дети: Надо помочь найти мышку.

Воспитатель: Да, ребята, надо выручать. Ребята, прежде чем мы отправимся в сказку, скажите, как вы думаете, осень – это хорошо или плохо?

Дети: 1. Осень хорошо, можно бегать по листьям, и они под ногами очень смешно шуршат.

2. Осенью хорошо, все такое нарядное, жёлтое.

3. Осенью хорошо, потому что много овощей и фруктов.

Воспитатель: А что плохо?

Дети: 1. Осенью плохо, потому что много грязи под ногами, когда идут дожди.

2. Птицы улетают и больше не поют.

3. На улице нельзя много гулять, надо надевать теплую одежду.

Воспитатель: Значит, осень - это хорошо и плохо одновременно. Молодцы, ребята. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

Вы хотите? Вы готовы? (Звучит музыка «В гостях у сказки»).

Мы покружимся,

Мы повертимся,

И со сказкою

Скоро встретимся.

(Дети хором повторяют эти слова.)

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. А в волшебном лесу нельзя обойтись без волшебных слов. Какие вы знаете волшебные слова?

Дети: Спасибо, пожалуйста и т. д.

Воспитатель: Ребята, а у меня есть для вас игра с волшебным словом «пожалуйста». (Проводится дидактическая игра «Пожалуйста»

Воспитатель задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет "пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

- Встаньте, пожалуйста.

- Поднимите руки.

- Наклоните голову, пожалуйста.

- Попрыгайте на правой ноге.

- А теперь на левой, пожалуйста.

- Садитесь.

- Сядьте, пожалуйста.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой огромный камень. Да на нём что- то написано. Давайте вместе прочитаем: налево пойдёшь- совсем пропадёшь, направо пойдёшь - в пропасть упадёшь, а прямо пойдёшь- да сделаешь всё наоборот, в волшебный лес попадёшь, где царство мышей ты найдёшь.

(Проводится игра «Наоборот»: игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжаем путь, пойдем прямо. Посмотрите, ребята, мы с вами оказались у речки, которую нам нужно перейти. А где же мост? Как вы думаете, куда он мог деться?

Дети: Мост сломался, его сдуло ветром, он стал старым и сам сломался и т. д.

Воспитатель: Теперь нам, чтобы перебраться через реку, нужно построить мост. Мост мы будим строить из досок. Располагать их нужно так, чтобы цифры, написанные на них, были по - порядку. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Мост готов, мы можем переходить реку. Мальчики, не забудьте пропустить вперёд девочек.

(Звучит шум речной воды. Дети проходят по мостику, подходят к месту, где расположена ширма с дверью и столы с конструкторами.).

Воспитатель: Вот мы и дошли до царства. Смотрите, ребята, наверное, вот за этой дверью и находится наша мышка. Но, чтобы нам открыть дверь, нужно собрать вот эту картину, и дверь сама откроется. (Дети собирают картину, где изображена мышка. Воспитатель открывает дверь. За дверью мольберт, в середине которого прикреплен лист с изображением треугольника на обратной стороне.)

Что же это? Давайте подойдём поближе! (Дети подходят к мольберту)

Если мы имеем что-то,

это что-то из чего-то

Это что-то-часть чего-то

Чем-то раньше было что-то.

Как вы думаете, какая фигура на волшебном экране? (ответы детей)

Что есть у треугольника? (три угла)

Если мы возьмём ещё один треугольник и соединим их вместе, может получиться другая фигура? Давайте попробуем? Что получилось? (квадрат) Где мы можем встретить треугольник, в каких предметах он спрятался? (крыша домика, ёлочка, шапочка гнома и т.д.-дети выбирают карточки с треугольными предметами и ставят на мольберт)

А у меня есть мешочек, в котором спрятались другие фигуры, давайте по очереди отгадаем, какие это фигуры (Д/и "Отгадай, что в мешочке": дети поочередно нащупывают фигуры в мешочке: круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник разных цветов, называют их и показывают всем, чтобы проверить ответ, затем называют их цвет. Игра повторяется 2-3 раза. В самом конце воспитатель незаметно кладет маленькую игрушечную мышь в мешок, которую достанет один из детей.)

Воспитатель: Ой, ребята, кажется, наша мышка нашлась.

Мышка: Это я - Маламыш.

Не кот, не барсук, не чиж,

не ёж, не лиса, не утёнок,

а знаменитый мышонок.

Знаменитее всех мышей!

Друг и приятель всех малышей.

Воспитатель: Здравствуй, Маламыш. Мы тебя так долго искали. В одной интересной сказке ждут твоей помощи, никак не могут вытащить репку из земли. Там тебя ждут дед, бабка, внучка, Жучка, кошка. Ты бы смог им помочь?

Мышка: Конечно, я помогу. Пока. (Мышка уходит)

Воспитатель: Ну и нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем все вместе в круг.

Мы покружимся,

Мы повертимся,

С детским садом

Скоро встретимся.

Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и проф. ориентацией «Поможем зайчику» 2-ая младшая группа

Цель моего конспекта учить детей творчески подходить к решению той или иной проблемы. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Учить детей выделять в предметах...

Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствам...

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Путешествие страну Рельефия».

Совместная деятельность с детьми "Путешествие в страну "Рельефия" способствует осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира,...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Зимушка - Зима»

Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации детей средней группы через создание интерактивной игры.Задачи:Образовательные: ·           о...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «В гости к Лесовичку»

Цель: создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение сист...