Главные вкладки

    «Путешествие в страну математики»
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

    Юлия Андреевна Кайзер

    Методическая разработка конспекта занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну математики»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_emp.docx32.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка конспекта занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста

    «Путешествие в страну математики»

    Составитель: Кайзер Юлия Андреевна

    с. Усть-Козлуха

    Цель: воспитывать у детей стойкий интерес к математике, учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.

    Задачи: 

    Образовательные задачи:

    • -тренировать счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
    •  совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
    •  совершенствовать навыки сложения и вычитания.

    Развивающие задачи:

    •  развивать слуховое внимание и координацию движений;
    • логическое мышление детей;
    • умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

    Воспитательные задачи:

    • умение понимать учебную задачу и выполнять ее как самостоятельно, так и в группе;

    Тип занятия: интегрированное

    Форма занятия: нетрадиционная

    Продолжительность: 30-35 мин.

    Участники:  дети подготовительной группы в составе 9 человек

    Возраст обучающихся: старший дошкольный возраст

    Материалы и оборудование: 2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши;  счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

    Предварительная подготовка:

    Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».

    Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».

    Изготовление геометрических фигур и других необходимых атрибутов.

    Методы и приемы работы с детьми: словесные, практические, игровой метод.

    Структура занятия:

    Этап занятия

    Содержание

    Время

    1.Вводная часть занятия

    Организация детей, фрмулировка и постановка проблемы.

    2-3 мин.

    2. Основная часть занятия

    Выполнение заданий.

    29мин.

    3. Заключительная часть занятия

    Подведение итогов. Рефлексия.

    1 мин.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите свою улыбку мне. Отлично! 

    В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

    Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

    Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

    Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

    1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

    Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

    Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

    Ваш друг Царица Математика».

    Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

    Дети: «Да, да, поможем!»

    Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

    Прохождение пароля.

    Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

    Воспитатель:

    1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

    2. Сколько дней в неделе? (7)

    3. Сколько глаз у светофора? (3)

    4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

    5. Сколько солнышек на небе? (1)

    6. Сколько лап у двух собак? (8)

    7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

    8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

    9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

    10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

    Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание:  вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

    Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

    Задание «Построй город из геометрических фигур»

    Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

    Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит собрать математическую ромашку.

    Дети делятся на микрогруппы, для каждой из них раздаются серединки ромашки с итоговым числом, которое должно получиться в результате решения примера, который находится на лепестках. Лепестки рассыпаны на отдельном столе.  Дети подходят к столу и ищут нужный им пример.

    Игровое задание со счетными палочками.

    Воспитатель:

    1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

    2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

    3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

    4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

    5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

    6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

    7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

    8. А знаете ли вы как выглядит трапеция?

    Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый сообразительный».

    Составление и решение арифметических задач

    Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: 

    Воспитатель: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).

    6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

    4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

    10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?

    2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?

    10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

    Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

    Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

    Игра «Кто самый внимательный»

     Воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

    Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».

    Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

    Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы.

     Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

    По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

    Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

    Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

    Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

    Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

    2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

    Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали знатоков математики! и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».

    Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».

    Литература

    1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

    2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М. –  «Просвещение» 1990г.

     3.   Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников подготовительной к школе группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

    Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

    Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

    Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

    Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

    Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

    Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"

    Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»

    Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

    Занятие по математике на тему: "Путешествие в страну Математики. В гостях у Буратино"

    Занятие было проведено как мастер - класс в рамках районного месячника педагогического мастерства. Это одно из - занятий. которые я провожу на кружке по математике. Цель кружка: увлечь детей математик...