НОД Игровое путешествие по сказке Репка
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сухова Елена Анатольевна

Интегрированное занятие по ФЭМП с элементами конструирования (Блоки Дьенеша)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_puteshestvie_po_skazke_repka.docx640.67 КБ
Файл skazka_repka1.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие с элементами конструирования
«ИГРОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» (С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША) в  старшей группе

Программное содержание:
Цель:
 Развитие логического мышления и психических функций внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
Образовательные задачи:

1)Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
2) Систематизировать представления детей о родословной, генеалогическом древе.
3) Познакомить с профессией дизайнера одежды.
4) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.
2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли; пополнение словаря: родословная, генеалогическое древо, эскиз, дизайнер.
Воспитательные задачи:
1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Воспитывать интерес к изучению своей родословной, желание создать генеалогическое древо своей семьи.
3) Воспитывать любознательность, интерес к профессии дизайнера
4) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
5) Формировать умение действовать в коллективе сообща, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.
Материал: Демонстрационный: ноутбук, телевизор, блоки Дьенеша, посылка, письмо, схема к игре «Найди нужную фигуру», таз, картинки «платье», «сарафан», «костюм с юбкой», фотоаппарат, картинки «Генеалогическое древо».

Раздаточный: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части; ведерки, цветные карандаши, схемы «Поймай рыбку», шаблоны генеалогического древа.
Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития, беседы о родословной и генеалогическом древе.
Форма проведения: совместная деятельность

Содержание НОД:

1 Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон доставил мне посылку для детского сада, а в ней письмо. Давайте его прочитаем: «Дорогие дети! Помогите мне, пожалуйста, составить генеалогическое древо. Я в большом затруднении. Одна надежда на вас. Выручите меня, пожалуйста. Посылаю вам конструктор Блоки Дьенеша, в нем есть подсказка. Заранее благодарна, Ваша Мышка».  Что будем делать?
Воспитатель: Конечно же, надо помочь. Но как нам это сделать, ведь мы не знаем, из какой сказки Мышка, в какой она семье живет? Скажите, дети, в каких сказках и мультфильмах встречается мышка? А давайте спросим у наших гостей. («Теремок», «Курочка Ряба», «Кот Леопольд», «Под грибом», «Мышонок и карандаш», «Щелкунчик», «Дюймовочка», «Том и Джери»)

2. «Найди нужную фигуру»
Воспитатель:
 Давайте воспользуемся подсказкой, она спрятана под одной из фигур (показывает детям схему). Нам надо найти фигуру. Какая наша фигура будет по толщине? Да, толстая. А по размеру? Совершенно верно, большая. По цвету она должна быть не… Да, не желтая и не красная, значит, синяя. И по форме она будет не круглая, не квадратная и не треугольная… Таким образом, какую фигуру мы ищем? Да, конечно же, толстый большой синий прямоугольник.
Воспитатель: Дети, на фигуре загадка:
В сказке жили, не тужили:
Дедка, бабка, внучка, Жучка,
Также кошка, еще мышка.
Дружно вместе сообща
вытянули ее не спеша.
Конечно же, это сказка «Репка». Итак. Начинаем путешествие в сказку «Репка».
СЛАЙД 1,2,3,4  Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки. 
Дети: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку».

Воспитатель: А бабка говорит: «Я тебе, дед, обязательно помогу, но только после того, как ребята соберут из конструктора транспорт, на котором мы увезем урожай».

3. Игра «Собери транспорт» (детям раздаются схемы транспорта, собрать по схеме)


Воспитатель: Молодцы, путешествуем дальше. Кто хочет продолжить сказку?
СЛАЙД 5 Дети: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку»
Воспитатель: А внучка говорит: «С удовольствием помогу, но только после того, как вы поможете мне украсить наряд к празднику".

4. Игра с блоками Дьенеша «Мастерская дизайнера» (работа с раздаточным материалом) https://i.pinimg.com/474x/e9/ab/87/e9ab87382f2ebfc14de773b36533b2b2--patron-burda-illustration-fashion.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-2.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-2.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-1.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-1.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-1.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-2.jpg

Воспитатель: Конечно, мы и внучке поможем. Вы знаете, кто такой дизайнер одежды? Дизайнер одежды - это человек, который придумывает новые модели одежды, помогает нам стать красивее. Согласитесь, было бы очень скучно, если бы все ходили в одинаковой одежде. Вот и внучку мы сейчас порадуем и изготовим ей новые образцы одежды. Вы станете дизайнерами и поможете Внучке украсить на выбор платье, блузку с юбкой или сарафан. Я раздам вам Эскиз – это рисунок одежды, по которому вы изготовите новые красивые наряды. Давайте внимательно рассмотрим ваши эскизы одежды. Итак, нам нужно украсить ворот одежды, рукава, и, наконец, подол платья, юбки. Например на вороте (или сверху) платья (сарафана, блузки) должно быть нарисовано 4 детали.  Цветными карандашами должны нарисовать нужные геометрические фигуры. Все понятно? (дети украшают одежду по схеме)
СЛАЙД 6,7 Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько одежды вы украсили. Внучка обрадовалась, благодарит вас. А это значит, что сказка продолжается, помогайте, ребята.
Дети: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку».
Воспитатель: Жучка охотно прибежала на помощь, но прежде чем начать работать, предлагает всем вместе сделать зарядку с ее подружкой Пандой..

5.  СЛАЙД 8. физкультминутка
(после физминутки воспитатель подзывает детей к себе)
6. Воспитатель:
 Кто хочет дальше продолжить сказку?
СЛАЙД 9  Дети: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку».
Воспитатель: Но кошка прибежать не может, так как очень голодна. Предлагаю помочь кошке поймать рыбок в озере к обеду. Вот вам ведерки, в которые вы должны поймать рыбок в соответствии с символами на карточке.http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/3/Kontur-rybki_61310.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-3.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-1.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-1.jpghttp://stepanko.my1.ru/22/simvoly_k_blokam_denesha-3.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1397410/938ef2ad-6758-4dc1-8c93-f82a2f8ed362/s1200

(Раздаются карточки-рыбки. Дети самостоятельно находят в тазу (озере) фигуры-блоки (рыбок) в соответствии с символами на карточке).
Воспитатель: Подойдите к нашим гостям, отдайте им пойманных рыбок, пусть они проверят улов. Молодцы, хороший улов получился.
СЛАЙД 10  Кошка наелась и готова тянуть репку. А мы продолжаем путешествие по сказке.
СЛАЙД 11  Дети: «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
Воспитатель: Мышка прибежала и предлагает вам помочь ей составить генеалогическое древо семьи. Кто скажет, что такое генеалогическое древо? Правильно, это родословная семьи. С давних времен у людей существовал обычай вести свою родословную. О чем рассказывает родословная? Правильно, родословная рассказывает о своей семье, родственниках и об истории семьи - предках. Ребята, как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи? Для чего нужно знать историю своей семьи? (чтобы не забывать своих предков, передавать свои знания детям)
СЛАЙД 12  Воспитатель: Посмотрите на экран. Здесь родословная показана в форме генеалогического древа.
7. Игра с блоками Дьенеша «Составим генеалогическое древо»
Воспитатель:
 Давайте попробуем составить генеалогическое древо Мышки с помощью волшебных блоков (каждому ребенку раздается рисунок генеологического дерева, а воспитатель показывает в презентации). 
Воспитатель: Семья нашей мышки не очень большая: у нее есть бабушка, дедушка, папа, мама и братик Мышонок. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную семьи? У дерева есть крепкие, глубокие корни. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Почему родословную начинают составлять с дедушки и бабушки? (потому что они самые старшие в семье). Именно благодаря им у нас появились дружные и крепкие семьи. Для изображения мужчин мы будем брать синие фигуры,  а для женщин красные или желтые. Какой фигурой мы обозначим дедушку? (большим толстым синим прямоугольником). А бабушку? (большим красным толстым кругом).
Воспитатель:
 Далее. У дерева есть крепкий, высокий ствол, от него вправо и влево отходят ветви: на них расположены наши любимые… Совершенно верно, мамы и папы. Какую фигуру мы выберем для папы Мышки? (большой синий тонкий прямоугольник или квадрат) А для ее мамы? (большой тонкий треугольник красного или желтого цветов). Прочему мы выбрали именно эти фигуры?
И, наконец, на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках, находятся… Конечно же, дети. Какую фигуру мы возьмем для обозначения дочки Мышки? (маленький тонкий
треугольник красного или желтого цветов). А для ее брата Мышонка? (маленький синий тонкий прямоугольник или квадрат).

Воспитатель: Таким образом, каждый ярус генеалогического древа указывает на одно поколение: поколение кого? (дедушек и бабушек, родителей, детей). Этой традиции нужно обязательно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами составили математическое генеалогическое древо семьи Мышки. И самое главное, мы выполнили просьбу нашей Мышки, я сфотографирую все наши деревья и отправим ей фотографии.
(фотографирует)
СЛАЙД 13,14 Воспитатель: А наша сказка близка к завершению. Чем же она закончилась? (ответы детей).Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). Вот и мы с вами дружные, вместе играем, вместе занимаемся и всегда приходим на помощь, тем кому она нужна. Наше путешествие по сказке закончено, попрошу вас аккуратно сложить блоки в коробку.https://www.picpng.com/images/large/tree-autumn-winter-forest-png-free-46102


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Посадил дед репку.

Слайд 3

Выросла репка большая-пребольшая.

Слайд 4

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может . Позвал дед бабку.

Слайд 5

Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут . Позвала бабка внучку.

Слайд 7

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут . Кликнула внучка Жучку.

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА « Панда Ляля»

Слайд 9

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут . Кликнула Жучка кошку.

Слайд 11

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут . Позвала кошка мышку.

Слайд 13

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут…

Слайд 14

Вытянули репку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности, наглядного и игрового пособия по сказке « Репка».

Реализация данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка....

Игровое путешествие по сказке «Репка»

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад комбинированного вида №2г. Медвежьегорска»...

Конспект НОД .Театрально-игровое занятие.Тема: Сказка "Репка"

Цель: Развитие речи дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности.Задачи:Образовательные: приобщать к сказкам посредством различных видов театра; знакомить с русскими народными сказками...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....

Интерактивное игровое пособие "Расскажи сказку "Репка"

Интерактивное игровое  пособие "Расскажи сказку "Репка"- предназначено для составления пересказа детьми знакомой сказки с помощью опорных картинок...