Образовательная область: познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений Тема: «Зимнее путешествие». Возрастная группа: подготовительная. Решение и составление задач, работа с числовым рядом, с геометрическим материалом
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Вицко Анна Васильевна

Конспект ОД выполнен в виде увлекательного путешествия в природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность.

Образовательная область: познавательное развитие.

Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Зимнее путешествие».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Задачи мероприятия:

  • продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
  • закреплять умения называть зимние месяцы;
  • совершенствовать умение составлять число из единиц;
  • упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур;
  • продолжить учить определять место числа в числовом ряду относительно предыдущего и последующего;
  • развивать память, внимание, логическое мышление, способность рассуждать;
  • воспитывать интерес к математике.

Тип занятия: закрепление.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года», конверт с письмом, изображение месяцев, геометрический материал, цифры для работы у доски, лента цифр для счета, рисунок сугроба, речейка.

Раздаточный материал: счётный  материал, цифры, монеты 2 р., 5 р., 10 р., по 10 штук по 1 рублю, изображение зимних месяцев.

Список литературы: Понаморева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 176 с.

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Михмна Е.Н. Развивающие игры для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.

Лысакова В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2012. – 318 с.: ил.

Ход ООД:

I. Вводная часть:

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие! Все настроены на интересные задания. А для начала отгадайте загадку:

Звонкая погода,

Снега кутерьма –

Это время года

Мы зовём …(зима).  

Слайд 2 – зимняя картина. (Репродукция картины А.М.Васнецова «Зимний сон»).

- Правильно, ребята! Сейчас у нас зима. Какие признаки зимы вы знаете?

(Раздается стук в дверь. Передают письмо. На конверте нарисована зима.) 

- Интересно, от кого нам пришло письмо?

(Воспитатель читает на конверте адрес получателя и отправителя.)

- Письмо адресовано нам. Давайте его прочитаем.

«Я – Волшебница Зима! Много стран мы с братьями – месяцами повидали и друзей мы повстречали. Но однажды я летела на своих волшебных санях над зимним лесом и потеряла своих братьев. Мне без них очень тяжело в лесах и городах зимний порядок поддерживать. Чтобы их отыскать, мне нужны помощники, которые выполнят все задания. Мне одной не справиться. Помогите, пожалуйста, отыскать зимние месяцы».

- Ребята, поможем Волшебнице–Зиме отыскать братьев?

- Скажите, на чём вы катаетесь зимой? (Санки, снегокаты, льдянки, лыжи.)

- Прежде чем начать путешествие, представьте, что стульчики – ваши санки. Сядьте удобно. Нам нужно вспомнить правила поведения:

  • Стульчик – это не кровать, и на нём нельзя … (лежать),
  • Ты сиди на нём спокойно и веди себя …(достойно).
  • Ответить хочешь – не шуми, только руку …(подними).

- А теперь в путь!

Слайд 3 – сугроб.  (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».)

II. Основная часть:

1 остановка:

- На пути у нас сугроб, который завалил нам дорогу. Чтобы его убрать с пути, нужно выполнить первое задание – (Слайд 4.) посчитайте снежинки, которые кружат над сугробом. (Стоя) – (от 1 до 10 – прямой счет),                                     

                                                       (от 10 до 1 - обратный счет).

                                     

- Садитесь. Я тоже хочу посчитать, а вы будьте внимательными, правильно ли я посчитаю: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10.

- Молодцы! Нашли ошибку!

- Возьмите числовую «ромашку» и покажите число, которое стоит между числами (Слайд 5) 7 и 9. (После ответа детей  щелчок, появится цифра 8).

(Щелчок 7, 8, 9, 10 – на доске «4, …, 6»)

-  Покажите число, которое стоит между числами 4 и 6. (После ответа детей  щелчок, появится цифра 5.) (Дети объясняют свой выбор.)

- (Слайд 6). Покажите число, которое стоит справа (щелчок) от числа 6.

(После ответа детей  щелчок, выцветает цифра 7).

- Это числа следующие или предыдущие? Почему вы так думаете? (На 1 больше – следующие.)

- (Щелчок) Покажите число, которое стоит слева от числа 9  , (После ответа детей  щелчок, выцветает цифра 8).

- Это числа следующие или предыдущие? Почему вы так думаете? (На 1 меньше – предыдущие.)

- Молодцы! Справились с заданием. (Слайд 7 щёлкнуть 2 раза, послышится шум ветра). Щёлкнуть ещё раз – остановить кадр.)

- Подул ветер и убрал сугроб. Отправляемся дальше. (Слайд 8.) (На доске воспитатель убирает картинку с сугробом. Под ней - рисунок зимнего леса.)

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».)

Игра (под музыку) «Снег»

Как на горке снег, снег,                           (встают на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.                          (приседают)

И на ёлке снег, снег,                                (встают, руки в стороны)

И под ёлкой снег, снег.                            (обхватывают себя руками)

А под снегом спит медведь,                    (покачиваясь из стороны в сторону, руки

                                                                    под щёчкой)

Тише, тише, не шуметь.                           (пальчик к губам)  

    (Выключить звук)                                                                         

2 остановка: (Дети проходят на ковер).

- На пути у нас дремучий лес. И чтобы деревья расступились и показали нам дальнейший путь, нам надо разгадать загадки. Вы слушайте внимательно и отыщите в зале нужную геометрическую фигуру.

1. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины. (Квадрат.) (Дети на елочке находят квадрат.)

- Почему вы решили, что это квадрат?

2. Он похож на открытку,

На конверт и на альбом.

Но помнить вы должны:

Что стороны фигуры этой

Только противоположные равны. (Прямоугольник.)

- Почему вы думаете, что это прямоугольник? (2 противоположные сторон длинные, а 2 – короткие.) (Дети на елочке находят прямоугольник.)

3. Нет углов у меня,

А похож я на блюдце.

Кто такой я, друзья,

Назовите меня? (Круг.)

- Почему думаете, что это круг? (Нет углов.) (Дети на елочке находят круг.)

4. Три стороны, три угла,

Ответьте, кто же я? (Треугольник.) (Дети на елочке находят треугольник.)

- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник – это что? (Это геометрические фигуры.)

- Какие ещё геометрические фигуры знаете? (Овал, многоугольник, трапеция, куб, шар.)

- Молодцы! Загадки отгадали, лес расступился, (Слайд 9.) и перед нами замерзшая река. (Воспитатель убирает картинку с изображением леса, выставляет картинку с изображением замерзшего ручья.) 

3 остановка:

- А теперь нам надо проехать через реку. Река крепко скована льдом. Но пройти по ней очень трудно. Почему? (Вся река засыпана глубоким снегом.)

- На чём можно перебраться через реку по глубокому снегу?

- Нам нужны лыжи.

- Я вам предлагаю схемы лыж. Из каких геометрических фигур они состоят? (Квадрат, прямоугольник, треугольники.) 

- Соберите по схемам лыжи, чтобы мы могли двигаться дальше.

(Дети в группах составляют по схемам лыжи.) (На 2 группы заготовки на подносах на двух столиках).

- (Слайд 10)  Молодцы! Реку мы перешли! Пройдите за столы.

- Едем дальше и попадаем на зимнюю полянку.

(Слайд 11)  

4 остановка: (За столами)

- Чтобы выполнить следующее задание, нам надо составить и решить математические задачи. Все умеют решать?  

- Из каких частей состоит задача? (Условие и вопрос.) (На ветке 7 снегирей. Воспитатель вставляет в прорези ещё трёх снегирей.) (Щелчок, появляются ещё 3 снегиря.)

-  Составьте задачу про снегирей. (На ветке сидело 7 снегирей. К ним прилетели ещё 3 снегиря. Сколько снегирей стало на ветке?)

- Назовите условие задачи. (Что нам известно.)

- Задайте вопрос задачи. (Что нам надо узнать.)

- Расскажите всю задачу.

- Выложите столько прямоугольников, сколько снегирей было на ветке.                  - Доложите столько прямоугольников, сколько снегирей прилетело.

- Ответьте на вопрос задачи: сколько  стало снегирей на ветке? (10)

- Как решили задачу? (После ответа детей (7+3=10) -  Слайд 12 5 щелчков)

- Почему выполняли решение действием сложения? (Потому что птиц стало больше.)

- Составьте следующую задачу. Смотрите внимательно. (Слайд 13) 1 щелчок, пауза – ещё 1щелчок). (Воспитатель выставляет на наборное полотно 9 синичек, затем три синички убирает.)

(На ветке сидело 9 синичек. 3 синички улетели. Сколько синичек осталось на ветке?)

- Что нам известно? (Было 9 синичек. Три синички улетели.) Это условие задачи.

- Что нам надо узнать? Задайте вопрос к условию задачи. (Сколько синичек осталось?) 

- Расскажите всю задачу.

- Выложите столько овалов, сколько синичек было на ветке.                                          - Уберите столько овалов, сколько синичек улетело.

- Ответьте на вопрос задачи: сколько  осталось синичек на ветке? (6)

- Как решили задачу? (Слайд 14)  (9-3=6)

(На доске ребёнок выкладывает решение цифрами.)

- Почему выполняли решение действием вычитания? (Потому что птиц стало меньше.)

Вывод: Если количество предметов  увеличивается, мы выбираем действие сложение. Если количество предметов  уменьшается – мы выбираем действие вычитание.

- Молодцы, ребята! Мы успешно прошли через зимнюю полянку. (Слайд 15)две заснеженные тропинки.

 (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».) Включить звук.

5 остановка:

Физкультминутка:

- А сейчас – раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,
Свежим воздухом подышим!

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать!

Убрать звук.

- Перед нами две заснеженные тропинки. А поможет нам выбрать нужную тропинку друг. Кто это - мы сейчас узнаем.

- Возьмите тетрадки. Положите перед собой и повторяйте:

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Карандаш вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Слайд 16 – лист в клеточку.)

- Поставьте карандаш на красную точку. Будьте внимательны.

1 клеточка вправо,

1 клеточка вверх,

1 клеточка вправо,

1 клеточка вверх,

1 клеточка вправо,

3 клетки вниз,

4 клеточки вправо,

1 клеточка вверх,

1 клеточка вправо,

5 клеток вниз,

2 клетки влево,

2 клетки вверх,
3 клетки влево,

2 клетки вниз,

2 клетки влево,
4 клетки вверх,

1 клетка влево,

1 клеточка вверх.

- Кто у нас получился? (Собака.) (Слайд 17 с выполненным заданием.)

- Молодцы! Вот она нам и укажет путь. Отправляемся дальше.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».)

6 остановка:

(Слайд 18 царство холода и метелей.)

- Что-то холодом пахнуло. Собака нас вывела в царство холода и метелей. Интересно, кто здесь хозяйничает?

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
Что за тройка у зимы,

Догадались вы? (Зимние месяцы)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой - вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год. (
Декабрь)

(Слайд 19, щелкнуть 2 раза – появится месяц декабрь.)

-Декабрь самый старый, самый последний и старший из месяцев в году – шапка зимы. С окончанием декабря мы встречаем Новый год.

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (
Январь)

(Щелчок - месяц январь.)

- Январь – первый, самый молодой месяц нового года. Видите, он стоит с новогодней ёлкой. Но в зиме он второй. Месяц январь – зимы государь, зиму делит пополам.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

(Щелчок - месяц февраль.)

- Февраль – последний месяц зимы. Февраль зиму замыкает.

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с изображением зимних месяцев. Расставьте их по порядку.

(Проверка выполненного задания. (Слайд 20.) После ответа детей – 3 щелчка.)

-(Слайд 21.)  Мы помогли Зимушке, нашли её братьев. Она очень рада и благодарит вас. Назовите зимние месяцы.

7 остановка: (На доске картинки с изображением билетов на спектакль с ценником. У детей наборы монеты достоинством: 5 рублей, 2 рубля, 10 рублей, 1 рубль (10 монет). 

(Слайд 22 – афиша к спектаклю «12 месяцев».)

- Ребята, в благодарность за помощь, Зима предложила нам посмотреть спектакль «12 месяцев». Нам на спектакль надо купить билеты. Каждый билет стоит 10 рублей. Но один билет могут пройти двое детей. На столах у вас лежат монеты. Рассмотрите их. Подумайте, каким достоинством возьмёте монеты, чтобы расплатиться за билет?                                                                                                                                      (5 рублей, 2 рубля, 10 рублей, 1 рубль (10 монет). 

Рефлексия:                                                                                                                          III. Заключительная часть:

-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Нам ещё надо посмотреть мультфильм. 

(Слайд 23 – дети у детского сада.)

8 остановка: 

- Вот мы и вернулись в детский сад.                                                                                 - Кому мы сегодня помогли?                                                                                                 - Какие препятствия преодолели?                                                                                     - Что вам больше всего понравилось?                                                                            - Что запомнилось?                                                                                                                - Ну, а теперь, ребятки, самое интересное.                                                                        - Зимушка - Зима приготовила для вас призы за ваши знания, которые вы показали. Вот вам картинки со снежинками. Дома вы их сможете красиво раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений". Тема : "Шар".

Конспект НОД. Образовательная область "Познавательное развитие. ФЭМП". Тема: "Шар".  Формирование представления о шаре на предметной основе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» тема: «В гостях у зайчика»

Занятие на  узнавание и называние геометрических фигур;умение составлять образ  из геометрических фигур опираясь на образец: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Закрепить умение о...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме

Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) Тема «Путешествие в сказку Гуси - Лебеди»

Цель данного занятия закрепить знания, умения и навыки у детей по формированию элементарных математических представлений.На занятии решались следующие задачи.Задачи: 1. Учить детей соотносить кол...