Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Митина Вера Борисовна

Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. Логическая задача."

Цель для педагогов: показ использования элементов Лего – конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Цели для детей :

Создание условий для уточнения и закрепления знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотношение числа три с количеством и цифрой.

Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех.

Расширение представлений детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнение, соотнесение с формой окружающих предметов.

Развитие умения выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку. Формирование способности составлять целое из частей.

Развитие логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_noyabr_21.docx111.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

для детей с задержкой психического развития.

Образовательная область: познавательное развитие

(формирование элементарных математических представлений)

Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. Логическая задача.

Подготовила:

Митиной В.Б.

учитель -дефектолог

высшей

                                                                        квалификационной категории

г. Рубцовск, 2021

Цель для педагогов: показ использования элементов Лего – конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Цели:

Создание условий для уточнения и закрепления знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотношение числа три с количеством и цифрой.

Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех.

Расширение представлений детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнение, соотнесение с формой окружающих предметов.

Развитие умения выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку. Формирование способности составлять целое из частей.

Развитие логического мышления.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов, упражнять в соотношении количества предметов с числом и цифрой;
  • закреплять умение детей считать в пределах трёх с использованием различных анализаторов;
  • расширять представления детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнивать, соотносить с формой окружающих предметов.
  • формировать способность составлять целое из частей.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • повышать активность детей, прививать интерес к математике;

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации:

Практические: упражнение, моделирование, конструирование

Наглядные: демонстрация наглядных пособий

Словесные: беседа

Игровые: дидактическая игра

 

Лексический материал: число 3, цифра 3, сторона, вершина, угол, одинаково, поровну, больше на 1, меньше на 1

Оборудование: 

Демонстрационный материал: календарь, устный счет: демонстрационное панно,  зайцы и белки (по 5 штук), примеры в картинках, образование числа 3: 3 зайца и 2 белки, по 3 гриба и по 2 шишки, пособие «На что похожа цифра 3», треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7  фишек, игра "4 лишний" (по форме),  маркер.

Раздаточный материал: линейки – календари, линейки – дни недели, образование числа 3: по 3 гриба и по 2 шишки, числовые карточки; в столе для счета на ощупь мелкие деревянные игрушки: 4 матрешки и 2 гриба треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7  фишек, маркер, перфокарты,  клетка и цифрой 3

Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 0,1, 2, конструирование цифр 0, 1, 2

Ход образовательной деятельности.

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Круг рукопожатий.

Раз, два, три, четыре, пять!

Приходи сюда опять!

Урра!

- Сядет тот, кто дикие животное назовет.

В лесу живет …

-строим башню из кулачков

-нижний кулачок раскачивает и толкает башню вверх

-поднимаем руки вверх и кричим.

Дети заканчивают предложение и проходят на свое место.

Сядьте ровно, ножки вместе.

Ручки полочкой на стол

Начинаем разговор.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

Минутка календаря.

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».

– Расскажем вместе  о сегодняшнем дне по плану.

ЧИСЛО,  МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.

- Если сегодня вторник, то завтра будет …

- Если сегодня вторник, то вчера был  …

Дети отмечают день недели и дату на своих линейках.

Дима

- Сегодня 9 ноября, время года – осень,  день недели – вторник.

-  Если сегодня вторник, то завтра будет среда.

- Если сегодня вторник, то  вчера был понедельник.

Устный счёт.

- Посчитай, сколько зайцев.

- Посчитай, сколько белок.

- Посчитай, сколько всего животных в нашем лесу.

- Прочитай пример и найди ответ.

Дети выполняют счетные операции.

Дети читаю пример и находят ответ.

Выделение  темы.

- Математика – это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику – тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами встретим следующую нашу цифру, научимся её составлять.

Число и цифра 3.

– Сколько белок?

– Сколько зайцев?

– Ой, смотрите, к нам прискакал ещё один заяц. Посчитайте, сколько стало зайцев?

– А как получилось три зайца?

– Сколько было?

– Сколько добавили, чтобы стало 3? – Как получить число 3?

- Кого больше зайцев или белок?

Правильно, зайцев больше – их три, а белок две, значит число три больше, чем число два.

- На сколько число три больше числа два?

- Дети, число три на числовой карточке обозначается тремя кругами, найдите и покажите числовую карточку с числом три.

- Две  белки.

- Два зайца.

- Стало три зайца

- Надо к двум добавить единицу, получим 3

.

- Зайцев больше, а белок меньше.

Работа с раздаточным материалом.

Добавить каждому еще по одному грибу.

- Скажите, чем занята белка осенью?

- Правильно, белка делает запасы на зиму.

- А что она запасает?

- Поможем белке: вверху разложим грибы.

- Сколько грибов? (2)

- А внизу разложим шишки. Сколько шишек?

- Что можно сказать о количестве грибов и шишек?

- Я нашла еще гриб.

- Посчитайте, сколько стало грибов?

- А как получилось три гриба?

– Сколько было?

– Сколько добавили, чтобы стало 3? – Как получить число 3?

- Что теперь можно сказать о количестве грибов и шишек?

-Надо к двум добавить единицу, получим 3.

Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех.

Загадка:

показывает дудочку

Ребята, я так давно мечтала научиться играть на музыкальном инструменте, но так и не умею. Отгадайте загадку и узнаете, на каком именно инструменте я мечтаю научиться играть.

Звук хранится непростой

В этой палочки пустой. 

Кто на дырочки нажмет 

И подует, тот поймет.

- Да, это дудочка, молодцы.

- Ребята, а вы знаете, чтобы уметь играть на музыкальных инструментах, нужно уметь слышать звуки. Давайте сядем ровно и попробуем послушать.

- Дудочка.

(Педагог играет на дудочке, воспроизводит звуки в пределах 3.

Задание повторяется 2-3 раза.

Педагог обращает внимание на 2-3 детей, таким образом, реализовывая индивидуальный подход.

- Ребята, послушайте и посчитайте звуки и положите столько же счетных палочек.

- Почему ты положил две палочки?

- В столе спрятались игрушки.

Опустите руки и достаньте, не подглядывая, только три матрешки.

- Проверьте, друг у друга.

- Хлопните столько раз, сколько у вас матрешек.

Дети  откладывают счетные палочки.

Дети достают 3 матрешки и хлопают три раза.

Знакомство с цифрой 3.

показ цифры

Конструирование цифры 3 из Лего

C:\Users\Usebook\Desktop\лего\Новая папка\3 н.jpg

Показ и объяснение.

Число три обозначают цифрой три – вот она. На что похожа цифра три?

- На что похожа?

А за двойкой – посмотри —

Выступает цифра три.

Тройка — третий из значков —

Состоит из двух крючков.

Ты на змейку посмотри —

Да ведь это цифра три! 

Погляди на цифру 3 —

Точно ласточка, смотри.

- Где в кабинете увидим цифру 3?

- Составим цифру 3 из конструктора по схеме.

-  Но сначала напомните основные правила при работе с Лего – конструктором.

1. Для работы нам надо  пять кубиков 2 х2, три кирпичика 2х4.

2. Начинаем работу с нижнего кирпичика. На него справа ступенькой присоединяем столбик из двух кубиков.

3. Сверху присоединяем ступенькой кубик 2х2.

4.  Присоединяем ступенькой столбик из двух кубиков.

5. И заканчиваем нашу постройку кирпичиком 2х4.

Дети рассказывают по картинкам, на что похожа цифра 3.

Дети рассказывают о правилах работы:

- Нельзя брать детали в рот, класть в уши. Если не получается разъединить - попросить помощи у взрослого.

- Нельзя разбрасывать детали. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять

- Нельзя начинать работу без разрешения взрослого.

Самостоятельная работа

Физкультминутка

Повторить 2 раза

Три хлопка над головой,

Три хлопка перед собой,

Правую руку за спину спрячем

И на двух ногах поскачем

Треугольник и квадрат –

плоскостные

геометрические фигуры.

- Как называется эта синяя геометрическая фигура?

- Почему её называют треугольник?

Чего у неё три?

- Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3

- Ещё чего три?

- Обозначим каждую сторону одной палочкой. Считаем: 1, 2,3.

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый треугольник.

- Кто знает эту зеленую фигуру? Как она называется?

- А сколько же углов у квадрата?

- Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3, 4

- Ещё чего четыре?

- Обозначим каждую сторону одной палочкой. Считаем: 1, 2, 3, 4.

- Одинаковые  или разные по длине стороны у квадрата?

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

-Чем похожи фигуры?

- Чем отличаются?

- Это треугольник.

- Три стороны.

- Это квадрат.

- У квадрата 4 угла

- У квадрата 4 стороны.

- Стороны одинаковые.

Построение из Лего – конструктора треугольника и квадрата (без предварительного показа). При затруднении – показать образец.

- В синей тарелке у вас лежат пластины.

- Одинаковой или разной длины все пластины?

- Найдите 4 короткие пластины и постройте из них квадрат.

- И из 3х длинных пластин постройте треугольник.

- Пластины разной длины. 

Самостоятельная работа

Логическая задача.

«4 лишний»

 – Три предмета одной формы, а один – другой.

Печатание цифры 3.

C:\Users\Usebook\Desktop\лего\img7.jpg

1. Упражнения с карандашом:

Карандаш я покручу,

Вперед  – назад

Куда хочу

2. Посадка.

3. Объяснение порядка написания цифры 3:

Цифра 3 состоит из двух частей: маленький полуовал и большой полуовал.

От красной точки рисуем маленький полуовал в верхней правой половине клетки, закругляем и пишем второй большой полуовал.  

4. Упр для глаз «Напиши большую цифру 3»

5. Самостоятельная работы

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть.

- С какой цифрой мы сегодня познакомились?

-Какое количество предметов она обозначает?

Что вам сегодня показалось особенно интересным.

- Вы все сегодня постарались, а сейчас нужно привести свои рабочие

места в порядок.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять

Высказывают свое мнение.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

На прогулке предложить детям посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трёхколёсный велосипед, три скамейки на участке и т.д.

Лото «Найди 1, 2, 3 предмета» Соотнесение числа, цифры и количества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД, образовательная область «Познание», раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: "Зеркало времени"

Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»подготовительная логопедическая группа №3 «Руче...

Конспект НОД образовательная область «Познание» раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: «Лунный гость» (4-5 лет)

Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»средняя логопедическая группа №3 «Ручеек»Тема: ...

Конспект НОД по образовательной области: Познание.Раздел: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект НОД.Образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений.Направление развития: познавательно - речевое.Тема занятия «Путешествие по сказкам».Средняя груп...

Совместная деятельность в образовательной области познание по формированию элементарных математических представлений Тема: «Сокровища Форд Боярда»

Совместная деятельность в образовательной области познаниепо формированию элементарных математических представленийТема: «Сокровища Форд Боярда»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийТема: «Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей»...