Математические дидактические игры
методическая разработка по математике (старшая группа)

Завьялова Дина Мунаваровна

Игры для развития математических способностей, логики, внимания, воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_did_igry.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Разложи правильно

Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности: Например:

Ребенок внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Взрослый меняет положение нескольких карточек.

После условного знака ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату), ставит карточки в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить  карточки  в обратном порядке.

Куда вставить карточку?

Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток, пять кубиков, шесть ложек и т. д. (Можно заменить любым другим материалом.) Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Взрослый объясняет суть игры: необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек.

Найди свою пару

Перед ребенком лежит комплект карточек. Ему предлагают карточку из второго комплекта. Ребенку необходимо найти пару этой карточке из целого ряда карточек, разложенных на столе.

Составь число

ребенок получает 1 карточку с определенным количеством кружков (точек). Взрослый  ставит  перед ним  карточку  с  большим количеством  кружков. Ребенку предлагают среди оставшихся карточек найти такую, чтобы в сумме получилось число   «7».

Сосчитай и построй

У ребенка палочки (счетные). У взрослого заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т. д. Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько потребуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

Магазин без продавца

В магазине (на столе взрослого) — разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку-чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат,   треугольник,  прямоугольник.

Ребенок — покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара.

Сделай поровну

Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

У кого столько же?

Если нет возможности пригласить для игры 4— 6 детей, то можно использовать игрушки. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребенок должен определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.

Сколько?

Взрослый предлагает послушать стихотворение:

Вот жаворонок с ивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите,  как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру

Широкому  плывут,

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Четыре  скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Взрослый предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на ивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру,  сколько скакало лошадей?

Рассеянный художник

Цель. Развитие наблюдательности. Счет до шести.

Игровой материал. Цифры: 1, 2, 3, 4,  5, 6.

Ход игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?» Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять (см. рис. на с.  17).

Сколько? Какой?

Цель.   Счет  в  пределах  десяти.   Знакомство  с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями первый, последний, сложение и вычитание. Игровой материал. Цифры.

Ход игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй, ... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка — первая, дед — второй и т. д.).

Игры с мячом

Продолжай считать.

Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке.

Скажи последующее / ПРЕДЫДУЩЕЕ   число.

 Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.

ДОПОЛНИ ЧИСЛО.

 До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например, 10). Взрослый бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например, 5). Поймав мяч, ребенок говорит число (5), которое в сумме с названным воспитателем составляет десять: 9 и 1, 8 и 2,  7 и 3, 6 и 4 и т. д.

Ребенок подбирает к одним предметам (куклам) равное количество других предметов (шапок, пальто, шарфов и т. п.). При этом важно, чтобы тех или иных предметов оказывалось то больше, то меньше,  чем требуется.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  1. Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один   цыпленок   заблудился.   Сколько   осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?
  2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят,  если два утенка убегут клевать листочки?
  3. Сколько гусят на картинке?  Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят,  если два гусенка убегут клевать траву?
  4. Вытаскивают репку дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мьшкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Можно составить и другие задачи, используя карточки 5 и 6.

Примеров много ответ один

Цель. Изучение состава чисел, формирование на выков сложения и вычитания в пределах десяти.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Ход игры. Игра имеет два варианта. Оба из них изображены на рисунке.

1. Играют двое. Взрослый кладет на квадрат карточку с любым однозначным числом, например с числом 8. В кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий  меняет  число  в  квадрате,   и  игра  продолжается. Может случиться так, что число в квадрате окажется маленьким и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми карточками. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает   тот,   кто   наберет   больше   очков.

2. Ведущий кладет карточку с числом на квадрат и  сам же  дополняет до него числа 2,   1,   3, 4,  т. Е. Ведущий заполняет пустые круги,  умышленно   допуская   кое-где   ошибки.   Второй   игрок должен проверить,   кто  из  нарисованных  птиц и зверей допустил ошибку, и исправить ее. В квадрат можно  класть карточки  с числами  5,   6,   7, 8,  9,   10.  Затем игроки меняются ролями.  Выигрывает тот,  кто  обнаружит и  исправит  ошибки.

ВЕЛИЧИНА

ЧТО БЫВАЕТ ШИРОКОЕ (ДЛИННОЕ, ВЫСОКОЕ, НИЗКОЕ, УЗКОЕ)?

Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры. Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч.   Он   бросает   его   ребенку   и   говорит   слово.

Например:

Взрослый: Длинный.

Ребенок: Дорога,  лента, веревка и т. д.

Что там?

Цель. Закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении Пред-метного  действия   (составление   матрешки).

Материал. Деревянная трехместная разборная матрешка (любой другой вкладыш).

Ход игры. Взрослый загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Затем разбирает матрешку, обращает внимание  ребенка  на  верхнюю  и  нижнюю  части,   составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом — от самой большой к самой маленькой. Сначала взрослый сам собирает игрушку, затем его действия повторяет ребенок. Вкладывая одну матрешку в другую, он определяет, какая из них меньше, а какая — больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, по рисунку и назвать их (большая, меньшая,   самая   маленькая).

Игра с двумя наборами

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Две одинаковые пирамидки.

Ход игры. «Давай вместе поиграем», — обращается взрослый к ребенку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребенку сделать то же. «А теперь найди такое же кольцо», — говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребенок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путем накладывания, а затем продолжить игру с кем-либо из детей.

ВРЕМЯ

КТО РАБОТАЕТ РАНО УТРОМ?

Это игра-путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б. Яковлева из книги «Утро, вечер, день,  ночь».

Если звонко за окном Защебечут птицы, Если так светло кругом, Что тебе не спится, Если радио у вас Вдруг  заговорило, Это значит,  что сейчас Утро  наступило.

Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать и смотреть, кто и как работает утром». Взрослый помогает ребенку вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т. д.). Вспомните вместе с ребенком, а что делают утром дети и взрослые. Закончить путешествие можно чтением стихотворения Б. Яковлева или обобщением того,   что   происходит   рано   утром.

Путешествие ночью

«Сегодня путешествовать  мы  будем ночью,   — говорит  взрослый.   —   Посмотрим,   кто  работает  ночью».   Взрослый  читает  стихотворение  С. Маршака  «Ночная  страница»:

Перед вами  страница ночная, Столица окутана тьмой, Уходят на отдых  трамваи, Автобусы  мчатся домой. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят. И только вокзалы,  заводы, Часы и машины не спят. Скользят огоньки по аллее, Спускаясь с московских холмов. И с каждой минутой тусклее Бессчетные окна домов...

«И только вокзалы, заводы, часы и машины не спят...» — повторяет взрослый и мысленно ведет ребенка путешествовать туда, где работают люди. Нелегко путешествовать ночью, хотя воображение проникает всюду. Взрослый вопросами облегчает ребенку участие в игре.

«Утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» — спрашивает взрослый. Кто еще работает ночью? (Пекарь, телефонисты, электрики, механики и т. д.)

БЫЛО — БУДЕТ

Игра, содействующая уточнению представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Взрослый предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, о чем в нем говорится словами было или будет.

Ласточки  пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

Ответ ребенка:  было.

Уронили мишку на пол, —

Оторвали мишке лапу...

Ответ ребенка.

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки Смотрят и смеются...

Ответ ребенка:

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было).

У нас будет елка (будет) и т. д.

Выигравшим считается тот, кто правильно загадал,  отгадал загадку или исправил ошибку.

Вчера, сегодня, завтра

Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребенок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идем (сегодня) и т. д.

Какое время?

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таблицу и найти часы, которые показывают 8 часов, 9, 10, 12, 2 и 4 часа. После этого взрослый ведет рассказ, по ходу которого ребенок показывает те или другие часы.

Какой сегодня день?

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня.

Какой же сегодня день?

Назовите дни недели

Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логико – математические дидактические игры используемые в работе со старшими дошкольниками» ( презентация)

«Научные понятия не усваиваются и  не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.»      ...

"Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих с...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры

Конкурсная работа. Авторская разработка. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий...

Математическая дидактическая игра

Игра предназначена для воспитателей младших групп...

Конспект занятия по ФЭМП «Математические дидактические игры»

*Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.*Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.*Упражнять в правильном использовании слов: сначала,...

Конспект занятия по ФЭМП: «Математические дидактические игры»

Конспект занятия по ФЭМП: «Математические дидактические игры» Задачи:Образовательные.Закрепить знания детей последовательности чисел от 1 до 15, порядковый счет от 1 до 15, знание...

Математическо- дидактическая игра "Мухоморчики"

Игра разработана для занятии математикой. Учит детей вычитать и прибавлять сравнивать числа на больше и меньше. Игра легка в использовании....