Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) "Математическая сказка "Колобок"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Пономарева Ольга Николаевна

Занятие по позновательному развитию (ФЭМП) в подготовительной логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей

 с нарушениями речи №41» Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

КОНСПЕКТ

итоговой образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЭМП)

в подготовительной логопедической группе

на тему «Математическая сказка «Колобок»

Подготовила:

Пономарёва О.Н.

воспитатель МАДОУ № 41,

высшая квалификационная

категория

г. Нижнекамск, 2016г.

Тип ООД: занятия по закреплению ранее приобретенных знаний, умений, навыков.

Вид ООД: итоговое занятие

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Тема ООД: «Математическая сказка «Колобок»

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа.

Программное содержание:

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков.
Задачи:

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Развивающие: продолжать развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить.

Обучающие: Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года. Упражнять в определении места того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу. Упражнять в «чтении» записей количественных отношений между числами в пределах 10 при помощи знаков: «<», «>», «=». Закреплять умение составлять арифметические задачи, выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел. Формировать навыки ориентировки на листе бумаги.

Словарная работа: условие задачи, вопрос задачи, названия дней недели, правый (левый) верхний угол, правый (левый) нижний угол, центр, над, около.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный материал:

1. Игрушки героев из сказки «Колобок»;

2. План берлоги;

3. Картинка для составления задачи.

Раздаточный материал:

1. Числовые веера (по 1 на каждого ребёнка);

2. Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);

3. Квадратный лист бумаги (по 1 на каждого ребёнка);

4. Листочек с заданием на сравнение (по 1 на каждого ребёнка);

5. Набор предметов для ориентировки в пространстве (по 1 на каждого ребёнка);

6. Счётные палочки (по 1 коробочке на стол);

7. Сигнальная карточка «Солнышко и тучка».

Предварительная работа:

1. Закрепление дней недели, времён года; решение арифметических задач на сложение и вычитание; решение неравенств; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Подготовить раздаточный материал;

3. Подготовить демонстрационный материал.

Индивидуальная работа: обратить внимание Ярослава К., Вики К, Самиры В. на аргументацию своего ответа на вопросы персонажа. Активизировать в практической деятельности Самата Х., Илью Д. – д\и «Поможем зайцу и зайчихе». Привлечь к решению проблемных ситуаций Артёма Л., Диану Г., Ярослава Р..

Методические приёмы:

1. Наглядные: куклы (колобок, заяц, волк, медведь, лиса), листочки с заданиями, иллюстрация к задаче;

2. Словесные: беседа, вопросы, чтение стихотворных задач, напоминания, указания;

3. Практические: игра «Поможем зайцу и зайчихе», решение задач, составление плана «берлоги», игра «Построй фигуру»;

4. Игровые: сюрпризный момент;

5. Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Организация детей:

Вводная часть: стоя полукругом перед педагогом.

Основная часть: сидя за столами  перед доской.

Заключительная часть: сидя за столами  перед доской.

Структура ООД:

I. Вводная часть – 1 мин 15 сек.

1) эмоциональная настройка – 15 сек.;

2) мотивация – 1 мин.

II. Основная часть - 27 мин 

1) разминка – 3 мин;

2) игра «Поможем зайцу и зайчихе» (счёт предметов и сравнение групп предметов с помощью знаков «<», «>», «=»; проверка в парах) 5 мин;

3) решение задач (арифметических и логических) – 8 мин;

4) физкультминутка «Колобок» - 1 мин;

5) построение плана «берлоги» - 3 мин;

6) блиц-опрос «Временные вопросы» - 3 мин;

7) игра «Построй фигуру» - 4 мин.

III. Заключительная часть – 1 мин 30 сек.

1) анализ занятия – 1 мин;

2) самооценка детей «Солнышко и тучка» - 15 – сек.;

3) вручение раскрасок от колобка – 15 сек.

Ход занятия:

  1. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится? Тогда вспомним начало сказки: «Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

-Испеки мне, старуха, колобок.

Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться…» (показ картинки)

- Что было дальше?

Дети. Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Воспитатель: Да, ребята, колобок от бабушки ушел и от дедушки ушел и отправился путешествовать. Давайте и мы отправимся вместе с Колобком. Вдруг ему помощь наша понадобиться. Пройдите на свои места и встаньте за стульями.

  1. 1. Воспитатель: И привела тропинка Колобка в лес. А тут из-за кустов выходит Заяц и говорит:

Заяц:  Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня зайчик, а лучше послушай, как мы с ребятами умеем считать.

Воспитатель:  (задает детям задание; дети, ответив, садятся)

  • порядковый счет до10
  • обратный счет от 10
  • Посчитайте от 5 до 10, от 2 до 7, от 9 до 6, от 7 до 3.
  • Какое число следует за числом 6, 9.
  • Назовите число предшествующее числу 2, 4.
  • Какое число больше числа 4 на 2, 6 на 1.
  • Какое число меньше числа 5 на 1, 3 на 2.
  • Какое число находится между числами 3 и 5, 7 и 9.
  • назовите соседей числа 5; 3; 9.

2. Заяц (воспитатель от лица зайца): Хорошо! Но этого не достаточно. Мы с зайчихой нашли яблоки, морковь и капусту. Помогите нам узнать, кто нашёл больше.

Воспитатель: Возьмите листочек. Рассмотрите, что лежит в мешочках. Напишите цифру, соответствующую количеству предметов в мешочках. Сравните количество предметов и поставьте соответствующие знаки равенства или неравенства.

 (Дети выполняют задание на листочках)

Воспитатель: А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу у друг друга.

Заяц: Ну, молодцы! Справились с заданием. Так и быть придется тебя, колобок, отпустить вместе с ребятами. До свидания.

Дети:  Спасибо.

3. Воспитатель: И покатился колобок дальше, а вместе с ним и мы, ребята. А на встречу  - волк.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый волк! Я умею задачи решать, вот посмотри.

Воспитатель:

  1. Составьте задачу по картинке. Вспомните, какие части есть у задачи. Назовите условие, вопрос. Решите задачу и покажите ответ на числовом веере.
  2. Три яблока из сада Ёжик притащил,

Самое румяное Белке подарил.

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

  1. Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки –

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышей

Съели оставленный сыр? (5)

  1. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
  2. Если съесть 1 сливу, что останется? (косточка)
  3. У кого больше лап: у утки или утенка? (поровну)
  4. Сколько хвостов у четырех котов? (4)

Воспитатель:  Решил колобок все задачи, а волк все равно не отпускает колобка.

Волк: Ох и утомился я от ваших задач!  Давайте теперь разомнемся все вместе.

4. Физкультминутка:

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки   (поворот вправо-влево)

Доставала из печи                                         (руки вперёд, вверх, в стороны, на пояс)

Ни пирог, ни калачи,                                    (наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)

Как поставила на стол,                                    (приседания)

Так он сразу же ушел.                                     (ходьба на месте)

Кто же бегает без ног?                                     (бег на месте)

Это желтый Колобок!                                      (хлопки в ладоши)          

Волк:  Молодцы, утешили старого волка. Так и быть идите дальше. До свидания!

5. Воспитатель:  Катится колобок дальше. Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь.

Медведь:  Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня,  мишка косолапый.

Медведь:  Не съем, если поможете мне сделать план моей берлоги.

  • В правом верхнем углу стоит кровать
  • В левом нижнем углу  стоит шкаф
  • В центре комнаты стоит стол
  • В левом верхнем углу стоит телевизор
  • В правом нижнем углу стоит диван
  • Над столом висит лампочка
  • Около телевизора стоит кресло.

Медведь:   Спасибо тебе, колобок,  и вам, ребята, спасибо.

6. Воспитатель: и покатился колобок дальше. Катится колобок, катится, а на встречу Лиса.

Лиса:  Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня,  лисичка, а лучше задай мне с ребятами задание.

Лиса:  (задает задание)

  • Назовите, какое сегодня число и день недели?
  • Назовите 3-й день недели?
  • Назовите выходные?
  • Какие они по счету?
  • Какой сейчас идет месяц?
  • К какому времени году относится этот месяц?
  • Назовите осенние месяцы?
  • Какой месяц был перед декабрём?

Лиса:  Теперь,  я  буду называть ряд слов, а вы должны назвать лишнее слово.

  • Зима, весна, среда, лето, осень.
  • Октябрь, вечер, ночь, утро.
  • Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
  • Треугольник, овал, арбуз, ромб.

7. Лиса:  Все равно я вас не отпущу, пока вы со мной не поиграете. С этой хитрой игрой ещё никто не справился и вам она не по зубам. Нужно выложить фигуры из палочек. Справитесь, отпущу вас, а нет, несдобровать тогда вам.

Логические задания:

- отсчитайте 6 палочек и выложите из них домик.

- переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок;

- отсчитайте 5 палочек и выложите 2 треугольника;

- отсчитайте 7 палочек и выложите 2 квадрата;

- сколько фигур вы видите? (три – 2 квадрата и 1 прямоугольник)

ЛисаНу, молодцы! Не ожидала, что сообразительные вы такие. Хвалю и отпускаю вас. Счастливого пути!

  1. 1. Воспитатель: Поблагодарила Лиса Колобка, отпустила и покатился Колобок дальше навстречу новым приключениям. Вот и сказке нашей конец. Получилась у нас математическая сказка?

- Понравилась вам наша сказка?

- Кого мы сегодня встретили на своем пути?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Какие, на ваш взгляд, задания были  сложными?

2. - А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение и вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», если вы себя чувствовали неуютно, у вас не все получалось, тогда – «тучку».

3. - И Колобку понравилась сегодняшняя прогулка по лесу, и он решил вас отблагодарить за помощь, которую вы ему оказывали. (Раскраска от Колобка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ «Волшебное путешествие»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Ср...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ

laquo;Счет в пределах 10»Цель: Продолжать формировать элементарные математическиепредставления.Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствовать знания о геометри...

Конспект по познавательному развитию(ФЭМП)«Математическое путешествие» в средней группе

Закрепление знаний детей о количественном счете, названии геометрических фигур...

Конспект ООД по познавательному развитию ФЭМП "Математическое путешествие"

Закреплять умение находить один и много предметов, пользоваться словами один, много;продолжать учить различать и называть круг и квадрат....