Развитие познавательных способностей детей через дидактические игры
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Развитие познавательных способностей детей

через дидактические игры с помощью блоков Дьенеша

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей

через дидактические игры с помощью блоков Дьенеша

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы является образовательной программой. Она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Именно оно становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения склонностей и интересов.

Задача программы - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В своей группе мы создали все условия для реализации новой программы, познавательную, комфортно-эмоциональную среду, выделили новые зоны (экспериментирование, моделирование, экология). В работе с детьми осуществляется личностно-ориентированная модель взаимодействия.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Занятия проводятся в игровой форме, каждая часть занятия - это дидактическая игра. Особенно много внимания уделяется логическому мышлению детей, дидактические игры учат детей анализировать, делать умозаключения. Ведь эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра, в процессе которой обогащается опыт каждого ребенка, повышается влияние игры на его развитие. Практический опыт показывает, что наиболее эффективным пособием для интеллектуального развития личности ребенка являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки используются на занятиях, в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов), в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх («Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар -кодовыми карточками).

Игра «Волшебное дерево»

Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки.

Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Развивающая среда: наглядность с изображением дерева без листов, на ветках изображены символы фигур-листьев, набор блоков.

Ход игры:

Воспитатель   предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет; и цвет листочков будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур-листьев (цвет, форму, размер).

Игра «Лабиринт»

Цель: Учит детей «читать» знаки - символы (цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать логическое мышление.

Развивающая среда: лабиринт - из белых склеенных полосок бумаги, домик с любыми игрушками, набор блоков, карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер).

Ход игры:

На полу находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких фигур выбирается одна.

Старший дошкольный возраст - период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи.

Язык служит ребенку, во-первых, для налаживания эмоциональных связей с окружающими; во-вторых, для формулирования мыслей, построения сообщений; в-третьих, для налаживания с партнером речевого взаимодействия.

И здесь наиболее эффективными являются игры со знаками - символами.

Игра «Садовник»

Цель: Учить детей составлению описательного рассказа с помощью схем-символов.

Оборудование: муляжи - картинки или натуральные овощи, схемы - символы, лейка.

Игровое правило: описывает тот, кого приглашает садовник; описывать овощ, не называя его.

Игровые действия: игровая ситуация -получение подарка, который описываешь, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, кого назовет садовник.

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором лежат картинки рисунком вниз, муляжи овощей или натуральные овощи. Один ребенок-садовник. С лейкой в руках он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Подойди ко мне, Анечка, сорви что-нибудь». Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и описывает так, чтобы дети угадали, какой овощ сорван. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Таким образом, опыт применения в работе специальных дидактических игр на развитие познавательных способностей детей, доказывает, что именно играя, дети с интересом и желанием овладевают приемами умственных действий, психическими познавательными процессами, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, сами не подозревая, что обучаются.

Галявиева Е.Н.

воспитатель ДОУ №36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...

Развитие и коррекция познавательной деятельности детей через дидактические игры.

Развитие и коррекция познавательной деятельности детей через дидактические игры....

Проект "Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры"

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...

Развитие познавательных способностей детей через интеллектуальную игру-викторину «Что? Где? Когда?»

Современному активному и развитому ребёнку очень не просто найти занятие, которое увлечёт его с головой. И это занятие - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»...

Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сос...

Мастер-класс с детьми «Развитие математических способностей детей через подвижные игры дидактической направленности»

В статье показано использование подвижных игр дидактической направленности как средства здоровьесберегающей технологии....

Проект «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...