Развитие познавательных способностей детей через интеллектуальную игру-викторину «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Марина Васильевна Доможирова

Современному активному и развитому ребёнку очень не просто найти занятие, которое увлечёт его с головой. И это занятие - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Перевозский Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка»

«Развитие  познавательных способностей детей

через интеллектуальную игру-викторину

 «Что? Где? Когда?»

C:\Users\user\Desktop\фото что, где, когда\IMG_20201214_100919.jpg

                                                                                        Выполнила:

                                                                                          воспитатель  высшей

                                                                                                квалификационной категории

                                                                                               Доможирова Марина Васильевна

2020 г.

Введение:

        Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка…

     Интеллектуальная  игра-викторина «Что? Где? Когда?»,  сразу решает множество задач:

– это соревнование, которое дети обожают;

– это интересно, потому что в неё играют взрослые;

– может участвовать много детей;

– развиваются познавательные процессы;

– закрепляется пройденный материал.

     Значение викторины в воспитательной работе с дошколятами очень велико. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы дошкольников. Викторина состоит из вопросов и ответов и может быть составлена для различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

     Викторину можно использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, развитие их интеллектуальных умений и мозговой активности. Организация такой деятельности дает возможность охватить сразу большое количество детей (несколько групп), они могут быть как участниками, так и активными зрителями.

Актуальность:

     В наше время вовлечь современных детей дошкольного возраста в образовательную деятельность становится все труднее и труднее. Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в современном образовании.

     Чтобы развитие интеллекта ребёнка способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в нём познавательную потребность. Важной характеристикой познавательного интереса является побуждения к деятельности. А что всегда любят делать дети?

       Во все времена дети любили и любят соревноваться друг с другом, и во все времена дети всегда стараются подражать взрослым. Перед педагогом встает вопрос, как заинтересовать детей, используя их же интересы. Современному активному и развитому ребёнку очень не просто найти занятие, которое увлечёт его с головой. И мы это занятие нашли - предложили детям интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

ФГОС ДО:

     В связи с реализацией ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.10.2013 № 155)  познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, становление сознания. Это готовность и  стремление  ребенка  к   усвоению знаний, приобретению опыта и

различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

Концепция:

     Основная концепция интеллектуальной игры состоит в том, что решения задач не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе совместного обсуждения. Воспитатель должен организовать деятельность дошкольников таким образом, чтобы  они  сами  смогли  додуматься  до решения проблемы и сами объяснили свой ответ.

     Умения  увидеть задачу с  разных сторон,  анализировать множество решений, будут помогать детям, как в организованной, так и в свободной деятельности.

     

Цель:

     Естественное и непринуждённое  развитие интеллектуальных  способностей,  творческого воображения, речи детей, посредством внедрения инновационных технологий.

Задачи МБДОУ:

Образовательные:

1. Продолжать учить  дошкольников играть в развивающие игры, соблюдать правила игры, быть сдержанными,  умело и чётко отвечать на вопросы воспитателя.

2. Закреплять знания детей о математических представлениях, природном и предметном окружении,  русских произведений.

3. Обогащать и активизировать словарный запас  детей.

4. Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.

Развивающие:

1. Продолжать развивать у  дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2. Продолжать формировать у детей психические процессы, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев рук.

3. Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).

4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.

Воспитательные:

1. Продолжать  воспитывать  у  дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям;

2. Формировать  личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе;

3. Продолжать воспитывать у детей нравственные качества: гостеприимство, доброту, взаимопомощь, уважение, чувство коллективизма и др.


Приоритетная область:

     Познавательное развитие (ФЭМП, речевое развитие,  конструирование, художественная литература, природное окружение, социальная действительность, игра).

Области интегрирования:

       ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности со всеми образовательными областям:

Познавательное развитие: 

       Познавательное развитие –  направлено на познание свойств и связей объектов и явлений.  Освоение детьми способов познания, способствуют формированию целостной картины мира.

       В процессе интегрирования с познавательной деятельностью происходит получение и осмысление информации с помощью познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, речь).

Речевое развитие:

    Речевое развитие направлено на овладение детьми устной речью, умение интонационно выражать свои мысли.

Художественно-эстетическое развитие:

     Художественно-эстетическое развитие – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции  слушателя, способного  выразить  результаты  собственного восприятия.

Физическое развитие:

      Физическое развитие – это форма активности ребенка, которая позволяет ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций.

Социально-коммуникативное развитие:

   Социально-коммуникативное развитие – это активная форма ребенка, направленная на взаимодействие с другими детьми,  партнерами по общению в игре  «Что? Где? Когда?».  Деятельность предполагает согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. 

Игровая деятельность:

    Игровая деятельность – это форма активности ребенка, которая направлена не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления. Она характеризуется принятием ребенком условной позиции (в отличие от его реальной жизненной).

Методический прием:

      Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» может проводиться как самостоятельное досуговое мероприятие, может быть использована как форма проведения фронтального занятия. Используется игровая мотивация, знакомство с правилами игры, проведение конкурсов, выполнение заданий участниками, подведение итогов, поощрение детей.

Предшествующая работа:


    Проведение   с   детьми  развивающих,   коррекционных  и  интегрированных занятий,  дидактических,  настольных  и подвижных  игр, бесед  на разные темы.

Планируемые  результаты:

      Это реальная возможность расти  детям интеллектуально.  Закрепление уже имеющихся  у  воспитанников  знаний,  сведений,  эрудиции,  а  также   создание

необходимых условий для самостоятельного совместного поиска участниками ответов на вопросы, обработке и применении этой информации в ходе участия в игре. Расширение  кругозора  участников, умения применять логически построенные и правильные выводы в процессе игры. Ожидается повышение уровня общей информированности участников, формирование у них чувства ответственности за команду и уважения друг к другу, а главное осознание воспитанниками своих потребностей и способностей.

Игра-викторина  проводится следующим образом:

    Соревнуются дети одной  команды, они  крутят волчок со стрелкой. Стрелка указывает на сектор определённого цвета, задание читается из конверта этого сектора воспитателем. Отвечает один из детей после обсуждения, и, если они дают  неправильный ответ, то победа за вопрос переходит  болельщикам. За правильный ответ даётся жетон-снежинка. После выполнения  четырёх заданий объявляется «Музыкальная пауза» (дети  под музыку танцуют). Когда все задания выполнены, на все вопросы даны ответы, подсчитываются победные жетоны, подводятся итоги, вручаются призы.

                                                           Оборудование:

 - игровой стол, разделенный на 8 секторов разного цвета с сектором    «музыкальная пауза»;

 - волчок со стрелкой;

 - вопросы в конвертах, соответствующих цвету сектора;

 - знак музыкальной паузы - скрипичный ключ;

 - призы для сюрпризного момента;

 - жетоны-снежинки за правильный ответ или выполненное задание;

 - песни из мультфильмов (для музыкальной паузы);

 - глобус, указка;

 - задание «Угадай по контуру» (дикие животные) на альбомных листах;

 - дидактическая игра «Кем быть?»;

 - аудиозапись  со звуками музыкальных инструментов, музыкальные инструменты;

 - дидактическая игра  «Найди маму»;

 - игра на сенсорное развитие «Определи, чем нарисовано»;

 - стихотворение и карточки «Времена года»


Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

2.   От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

4. Развитие познавательных способностей дошкольников, Е.Е.Крашенинников. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2018.

5. Корепанова М.В. «Познаю себя». Методические рекомендации. – Баласс, Изд.Дом РАО, 2004.

6.  Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для детей.- Книголюб, 2007.

7.    http://logoportal.ru/konspekt-16818.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя «Специалист» По проблеме «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математическую деятельность с применением социо – игровой техники»

Задачи: 1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент. 2. продолжать учить различать один и много предметов. 3. Формировать представления о ...