План самообразования
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

kamil051185@mail.ru

план самообразования по теме: " Развитие познавательных процессов дошкольников  с применением инновационных технологий по ФЭМП" на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.docx_hakimovoy_r.m.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №297 комбинированного вида

с татарским  языком воспитания и обучения»

Республики Татарстан

План самообразования

воспитателя

Хакимовой Рамили Менсуровны

2020-2025 гг.

 

Личная карта

 Ф.И.О воспитателя  Хакимова Рамиле Менсуровна

Дата рождения: 05.11.1985 г.

Образование (когда и какое учебное заведение закончил): Высшее профессиональное образование. Институт социальных и гуманитарных знаний г. Казань. Бакалавр. Квалификация психология.

Специальность по диплому:Педагог-психолог

Место работы: МАДОУ «Детский сад №297 г. Казани»

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 13.09.2006 г.

Общий трудовой стаж:  13 лет

Педагогический стаж:  13 лет

 Курсы повышения квалификации: «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС» в объеме 36 часов в Казанском инновационном университете имени В.Г.Тимирясова. Удостоверение № ПК-3125-2017 от 5 декабря 2017 года.

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста средствами математики, информатики, робототехники» в объеме 64 часов в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Удостоверение №УПК-20-035133/2018 от 12 апреля 2018 года.

«Технологии коррекции дислексии как путь к улучшению успеваемости учащихся» в Казанском инновационном университете имени В.Г.Тимирясова. Сертификат от 6 декабря 2017 года.

Курсы переподготовки: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» по направлению «Организация и методика дошкольного образования» , диплом №900, от 31 марта 2015 года.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

МАДОУ №297 работает над проблемой:  Изучение и внедрение в воспитательно- образовательный процесс ФГОС ДОО

Тема самообразования:  «Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:      

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».  

                                                                                                                          В.А.Сухомлинский                                              

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр  предлагаемые детям для усвоения математических представлений.

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении,

геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей  по формированию элементарных математических представлений.

 Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок  дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создан центр  «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

       Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями и педагогами:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы;

- привлекаю родителей к пополнению центра  «Занимательная математика»

Этапы работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями
  4. Работа с педагогами - предметниками

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о занимательном  математическом материале.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация  познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач. 

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая,коллективная)

 

год

этапы

Содержание работы

Результат / форма отчетности

Срок выполнения

2020-2021 уч. год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

- Изучение научно-методической и  учебно- методической литературы.

- Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет)

-Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год.

- Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

-Проведение мероприятий по плану.

-Изготовление демонстрационного материала;

Изготовление дидактических игр

-Разработка конспектов ОД по теме самообразования.

Картотека методической литературы

Перспективный план на 2020-2021 учебный год.

Сообщение на ПС или МС.

Выступления на метод.часах, на родительских собраниях.

«Цифры в картинках»

Дидактические игры. «Составь узор», «Геометрическое лото»;

Оформление конспектов ОД.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-апрель

Практический этап

Итоговый этап.

- Составление дидактических игр.

-Разработка конспектов ОД.

«Путешествие по ферме»

Оформление консультация для педагогов.

-Разработка рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

-Разработка опросники для диагностирования детей.

-Мастер- классы.

«Математический планшет»

Из опыта работы

-Открытые просмотры

НОД по теме самообразовании.

-Ознакомление  с нетрадиционными формами.

Выставка игр.

«Математические пазлы», «Собери целое»,

«Какой цифры не стало».

Открытый показ на пед.вторнике

Выступление на ПС «Развивающие игры для детей  по методике Никитиных»

«Математика - это интересно»

Информационный лист– папка- передвижка.

Диагностический материал

Выступления на ММО

- Участие в конференциях, семинарах.

На родительском собрании. «Математический каламбур»

Открытый показ ОД

Самопризентация

Участие на утренниках, развлечениях ДОУ. Нетрадиционными формами работы в освоении знаний по математике

- театрализованные занятия

-математические КВНы

Декабрь

Февраль

Март- апрель

Декабрь

Январь

По плану УО

Апрель

По плану УО

Февраль

год

Этапы

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2021-2022 уч. год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап.

-Подбор материала для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

-Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год

-Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «инфо-урок», «Maaam.ru»,

-посещение библиотек

-Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП

- оформление наглядно-иллюстративного материала

- Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

-Оформление информационного  листа.

-Оформление выставки совместного творчества детей и родителей

-Мастер-класс «Изготовление развивающих игр и дидактических пособий по ФЭМП для детей своими руками»

-Родительское собрание на тему:«Дидактические игры по математике»

-Презентация проекта.

Пополнение картотеки методической литературы.

Перспективный план на 2021-2022учебный год.

Создание мини сайта

Пополнение картотеки методической литературы.

Методическая папка «Дерево» Дополнение методической папки материалов.

Сообщение  на тему: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Информационный  лист-ширма-передвижка «Зачем детям математика»

Выставка рисунков «величина»

Пополнение ППРС. Развивающие игры и дидактические пособий по ФЭМП для детей своими руками»

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

Выступление на итоговом педсовете

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Апрель

Май

год

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения.

2022-2023 учеб.год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап.

-Изучение дополнительной литературы по теме самообразования

- Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2022-2023 год.

-Обмен опытом с другими педагогами.

-Сбор материала для создания книжки математических сказок «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

-Разработка конспектов НОД по теме сообразования.

- Разработка в придумываниисказок  про геометрические фигуры

- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка

- Проведение  консультации для родителей

-Разработка доклада  и презентации по теме «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

-Разработка открытого занятия.

-Отчёт по теме самообразования

-Показ открытого занятия по ОД

Пополнение картотеки методической литературы.

Перспективный план на учебный год.

Выступление

на метод.объед.

Сборник сказок.

Распространение опыта (всероссийский сайт педагогов ns portal.)

«Знакомство детей с единицей измерения времени» Неделя» через дидактические игры.

Выступление на  пед.вторнике (презентация)

Мастер- класс для родителей

Папка- передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

Выступление на педсовете.

Обсуждение на пед.вторнике «В гости к зайке»

Выступление на итоговом педсовете

На родительском собрании ( показ видео-урока) «Путешествие с Незнайкой»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Январь

Март

Апрель

Май

Март

Май

Апрель

год

этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2023-2024 учеб.год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический

Этап

3. Итоговый этап.

- Подбор литературы по теме: «Развитие математических способностей, через инновационные технологии»

-Изучение журналов в методическом кабинете.

-знакомство с работами других педагогов (обмен опыта) Оформление методической папки.

- Разработка перспективного плана на учебный год.

- Сбор материала для создания математического кубика

-Разработка памятки, буклета для родителей.

- Реализация проекта «Веселый счет»

-проведение мероприятий по плану

-Открытые просмотры

НОД по теме самообразовании.

-Участие в муниципальных  конкурсах

- оформление выставки совместного творчества детей и родителей.

Картотека методической литературы.

Методическая папка

Перспективный план на 2023- 2024 уч.год

Математический кубик«Назови похожий предмет» «Кто знает, пусть дальше считает» Ориентировка в пространстве

Сообщение на родительском собрании.

Совместная ирга с родителями «Играем, вместе с детьми»

Совместное развлечение с родителями «Веселый счет»

Выступление на собраниях

Выставка работ. «Математический сундучок»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль-апрель

Март

В течении года.

Май

год

этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2024-2025 учеб.год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический

Этап

3. Итоговый этап.

-Подбор литературы по теме самообразования.

-Работа с личной библиотекой, интернетом.

-Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП.

-Обмен опытом по проблеме.

-Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

-разработка игровые математические знания с театрализацией:

 «Математика в сказках».«Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей»

-разработать опросник для диагностирования детей

-разработка конспекта  «Весёлая математика»  

-создание  атрибутов для занятия

-разработка консультации по теме.

-Анализ работы по теме самообразования. 

-оформление выставки

Пополнение картотеки.

Выступление на метод.объед.

Перспективный план на 2024-2025 уч.год

Выступление на общем родительском собрании.

Пополнение  методической папки.

Проведение развлечения «Весёлая математика»  

Показ на пед. совете.

Выступление на пед.вторнике на тему: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» 

Выступление на родительском собрании

Выставка работ в группе.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сентябрь-октябрь

В течение учебного года

Январь

Февраль

Март

Апрель.

Май

Апрель.

Выводы:          

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

     Следует отметить, что не всегда дети  понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе

Список литературы:

1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

4. «Играем в числа» - серия пособий

5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с.

7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

8. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

9. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.

11.интернет http://nsportal.ru; http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.

13. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...