План самообразования
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

«Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №297 комбинированного вида

с татарским  языком воспитания и обучения»

Республики Татарстан

План самообразования

воспитателя

Хакимовой Эльвиры Зуфаровны

2020-2025 гг.

 

Личная карта

Ф          Ф.И.О воспитателя  Хакимова Эльвира Зуфаровна

Дата рождения: 18.07.1974 г.

Образование (когда и какое учебное заведение закончил): Высшее профессиональное образование. Институт социальных и гуманитарных знаний г. Казань. Бакалавр. Квалификация психология. Выдано 20 января 2017.

Специальность по диплому: Педагог-психолог

Место работы: МАДОУ «Детский сад №297 г. Казани»

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 01.09.2000г.

Общий трудовой стаж:  26 года

Педагогический стаж:  26 года

 Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации для воспитателей по теме: «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО» в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский)» федеральный университет, в объеме 64 часов Удостоверение КФУ УПК 057357,выдано 16 июня 2017 года.

Курсы переподготовки: Организации и методического обеспечения дошкольного образования. НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», в объеме 510 часов, Диплом 162401286347. Выдано 15 сентября 2014 года

 

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

МАДОУ №297 работает над проблемой: Изучение и внедрение в воспитательно- образовательный процесс ФГОС ДОО

Тема самообразования:  «Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:      

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

Предмет математики настолько серьезен,

 что надо не упускать случая,

 сделать его занимательным

 Б. Паскаль

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о занимательном  математическом материале.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация  познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач. 

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая ,коллективная)

 

год

этапы

Содержание работы

Результат / форма отчетности

Срок выполнения

2020-2021уч. год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

- Изучение научно-методической и  учебно- методической литературы.

- Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет)

-Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год.

- Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

-Проведение мероприятий по плану.

-Изготовление демонстрационного материала;

Изготовление дидактических игр

-Разработка конспектов ОД по теме самообразования.

Картотека методической литературы

Перспективный план на 2018-2019 учебный год.

Сообщение на ПС или МС.

Выступления на метод.часах, на родительских собраниях.

«Цифры в картинках»

Дидактические игры. «Составь узор», «Геометрическое лото»;

Оформление конспектов ОД.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-апрель

Практический этап

Итоговый этап.

- Составление дидактических игр.

-Разработка конспектов ОД.

«Путешествие по ферме»

Оформление консультация для педагогов.

-Разработка рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

-Разработка опросники для диагностирования детей.

-Мастер- классы.

«Математический каламбур»

Из опыта работы

-Открытые просмотры

НОД по теме самообразовании.

-Участие в муниципальных  конкурсах «Воспитатель года»

-Ознакомление  с нетрадиционными формами.

Выставка игр.

«Математические пазлы», «Собери целое»,

«Какой цифры не стало».

Открытый показ на пед.вторнике

Выступление на ПС «Развивающие игры для детей  по методике Никитиных»

«Математика - это интересно»

Информационный лист– папка- передвижка.

Диагностический материал

Выступления на ММО

- Участие в конференциях, семинарах.

На родительском собрании.«Математический каламбур»

Открытый показ ОД

Самопризентация

Участие на утренниках, развлечениях ДОУ.Нетрадиционными формами работы в освоении знаний по математике

- театрализованные занятия

-математические КВНы

Декабрь

Февраль

Март- апрель

Декабрь

Январь

По плану УО

Апрель

По плану УО

Февраль

год

Этапы

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2021-2022 уч. год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап.

- Подбор материала для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

-Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год

- Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «инфо-урок», «Maaam.ru»,

-посещение библиотек

-Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП

- оформление наглядно-иллюстративного материала

- Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

-Оформление информационного  листа.

-Оформление выставки совместного творчества детей и родителей

-Мастер-класс «Изготовление развивающих игр и дидактических пособий по ФЭМП для детей своими руками»

-Родительское собрание на тему: «Дидактические игры по математике»

-Презентация проекта.

Пополнение картотеки методической литературы.

Перспективный план на 2021-2022учебный год.

Создание мини сайта

Пополнение картотеки методической литературы.

Методическая папка «Дерево» Дополнение методической папки материалов.

Сообщение  на тему: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Информационный  лист-ширма-передвижка «Зачем детям математика»

Выставка рисунков «величина»

Пополнение ППРС. Развивающие игры и дидактические пособий по ФЭМП для детей своими руками»

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

Выступление на итоговом педсовете

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Апрель

Май

год

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения.

2022-2023 учеб.год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап.

-Изучение дополнительной литературы по теме самообразования

- Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2022-2023 год.

-Обмен опытом с другими педагогами.

-Сбор материала для оздания книжки математических сказок «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

-Разработка конспектов НОД по теме сообразования.

- Разработка в придумывании сказок  про геометрические фигуры

- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка

- Проведение  консультации для родителей

- Разработка доклада  и презентации по теме «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

-Разработка открытого занятия.

- Отчёт по теме самообразования

-Показ открытого занятия по ОД

Пополнение картотеки методической литературы.

Перспективный план на учебный год.

Выступление

на метод.объед.

Сборник сказок.

Распространение опыта (всероссийский сайт педагогов Магариф)

«Знакомство детей с единицей измерения времени» Неделя» через дидактические игры.

Выступление на  пед.вторнике (презентация)

Мастер- класс для родителей

Папка- передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

Выступление на педсовете.

Обсуждение на пед.вторнике «В гости к зайке»

Выступление на итоговом педсовете

На родительском собрании ( показ видио-урока) «Путешествие с Незнайкой»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Январь

Март

Апрель

Май

Март

Май

Апрель

год

этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2023-2024 учеб. год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический

Этап

3. Итоговый этап.

- Подбор литературы по теме: «Развитие математических способностей, через инновационные технологии»

-Изучение журналов в методическом кабинете.

-знакомство с работами других педагогов (обмен опыта) Оформление методической папки.

- Разработка перспективного плана на учебный год.

- Сбор материала для создания математического кубика

-Разработка памятки, буклета для родителей.

- Реализация проекта «Веселый счет»

-проведение мероприятий по плану

-Открытые просмотры

НОД по теме самообразовании.

-Участие в муниципальных  конкурсах

- оформление выставки совместного творчества детей и родителей.

Картотека методической литературы.

Методическая папка

Перспективный план на 2023- 2024 уч.год

Математический кубик «Назови похожий предмет» «Кто знает, пусть дальше считает» Ориентировка в пространстве

Сообщение на родительском собрании.

Совместная ирга с родителями «Играем, вмести с детьми»

Совместное развлечение с родителями «Веселый счет»

Выступление на собраниях

Выставка работ. «Математический сундучок»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль-апрель

Март

В течении года.

Май

год

этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2024-2025 учеб.год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический

Этап

3. Итоговый этап.

-Подбор литературы по теме самообразования.

-Работа с личной библиотекой, интернетом.

-Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП.

-Обмен опытом по проблеме.

-Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

-разработка игровые математические знания с театрализацией:

 «Математика в сказках».«Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей»

-разработать опросник для диагностирования детей

-разработка конспекта  «Весёлая математика»  

-создание  атрибутов для занятия

-разработка консультации по теме.

-Анализ работы по теме самообразования. 

-оформление выставки

Пополнение картотеки.

Выступление на метод.объед.

Перспективный план на 2024-2025 уч.год

Выступление на общем родительском собрании.

Пополнение  методической папки.

Проведение развлечения «Весёлая математика»  

 

Показ на пед. совете.

Выступление на пед.вторнике на тему: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» 

Выступление на родительском собрании

Выставка работ в группе.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сентябрь-октябрь

В течение учебного года

Январь

Февраль

Март

Апрель.

Май

Апрель.

Выводы:          

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

     Следует отметить, что не всегда дети  понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе

Список литературы:

1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

4. «Играем в числа» - серия пособий

5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

8. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

9. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.

11.интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...