"Ознакомление с элементарными математическими представлениями в младшем дошкольном возрасте"
статья по математике (младшая группа)

Кошелева Оксана Михайловна

Известно всем, что математика является царицей наук. Ознакомление с увлекательным миром начинается с элементарных математических представлений через познание цвета, формы, пропорций предметов. Играя в математические и дидактические игры "Что бывает круглым?", "Найди по форме", "Короткий и длинный", "Продолжи ряд",  малыш познает окружающий его мир, развивает логику и смекалку, у ребёнка развивается активный словарь. Во время игры ребёнок учиться устанавливать причинно-следственные связи, желание творить и фантазировать, что в будующем приводит к преемственности между детским садиком и школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие первичных математических представлений

у детей раннего возраста.

Кошелева Оксана Михайловна,

воспитатель кратковременной группы,

МБДОУ «ЦРР- д/с «Рябинушка»

       

       На протяжении третьего года жизни ребенка происходят значительные изменения, как в физическом, так и в нервно – психическом развитии. В раннем возрасте малыш многому учится: он осваивает разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи, ребенок получает много положительных эмоций  от восхищения миром, особенно когда его хвалят, и он достигает желаемого результата.

     Задача педагога – помочь ему сохранить доверие к миру, создать бодрое, жизнерадостное настроение, предоставляя  информацию в виде веселой и красивой сказки, которая приглашает наших малышей в незнакомый мир элементарных математических представлений.

       Так, система по формированию математического развития  у детей  раннего возраста, овладению понятиями, свойствами, количественными характеристиками предметов, может быть реализована через самостоятельную деятельность, и конечно, совместную деятельность педагога с детьми.    

         Основными назначениями первичных математических представлений в работе с детьми раннего возраста является красочное, яркое, привлекающее внимание малышей деятельность с системой увлекательных игр и дидактических упражнений. Занятия для детей 2-3 лет по образовательной области математика необходимо проводить подгруппами с участием наглядного дидактического материала, позволяя каждому ребенку брать в руки крупную мозайку, пазлы, пирамидки,  свистульки, кубики,  развивая мелкую моторику рук, а так же зрительно-двигательную координацию. Малышам важно обследовать предмет, изучая его характеристики, рассматривать цвет, размер и форму, развивая пальчики рук.

        Играя с различными игрушками: предметами круглой формы (пуговицы на платье куклы, колеса от автомобиля, нарисованный колобок), а также предметами квадратной формы (брусочки, кирпичики, кукольное одеяло) дети познают и изучают их свойства и качества. В процессе игровой деятельности совместно с педагогом малыши определяют сходство и различие, при этом пользуясь следующими словами: одинаковые, разные, такой же, не такой как.

В своей работе в занятиях по конструированию  я уточняю: «Эта башня одинаковая, такая как у меня. У Илюши башня построена из других деревянных кубиков, не такая как у меня. Эти башенки разные. Вы настоящие строители!»

       В беседе или игре с куклами трехлетние дети могут выделять сразу две характеристики предмета: цвет и размер, или форму и размер. Например, в игре «Дочки – матери» малыш говорит другу: У твоей куклы коляска большая и красная, как у моей мамы!» Воспитатель должен обращать внимание на восприятие количественных характеристик: « У моей куколки два глаза, две руки, она сидит на одном стульчике» «У девочек на голове две косички, а у мальчиков волосы короткие, они подстригаются как папа ».

       В игровой ситуации педагогу следует знакомить детей с расположением предметов в группе детского сада, употребляя такие понятия как: высоко - низко, далеко - близко. Здесь уместно дидактическое упражнение «Лесенка», на которой мы располагаем игрушки на разных полках. На высокой полочке стоят куклы, они нарядные, в красивых платьях, в русских и хакасских костюмах, если с ними часто играть – они могут запачкаться. Ими мы пользуемся на занятиях, берем играть, рассматриваем платья и волосы. На средней полке стоят книжки, их удобно брать ручками, рассматривать  картинки. На нижней полке находятся машинки, легковые и грузовые, их можно катать, трогать ручками большие колеса, руль, кабину, в которой сидит водитель.

       В разговоре с маленькими детьми необходимо уточнять назначение и количество предметов, уменьшение или увеличение предметов с игровой целью. В своей работе я использую игру в матрешки: раскладываю их по росту, убирая или добавляя их. В игре с детьми я использую следующие слова: «Я матрешка – сувенир, в расписных сапожках, прогремела на весь мир русская матрешка!»

      Проведение пальчиковых игр, считалок, дидактических упражнений, рассматривание ярких красочных картинок позволяет ребенку трехлетнего возраста развиваться, формируя систему элементарных математических представлений, делать простейшие выводы, получать некоторые знания и умения.  

      Так же малышам необходимо знать о времени суток и временах года. Яркие часы со стрелками, картинки на которых нарисована мама и малыш, которого ведут утром в детский сад, помогут ребенку понять, что утром мы делаем зарядку, завтракаем, одеваемся и собираемся в садик. Представление о временах года необходимо формировать по сезонным дидактическим материалом, загадкам, рассматриванию картинок и сказок, наблюдению за сезонными изменениями на прогулках с детьми. Проведение утренников в группе, развлечений, праздничных мероприятий, например Масленица, поздравление ветеранов с праздником «День Победы», оформление различного вида уголков (русского и национального) все это способствует формированию представлений о событиях и праздниках, проходящих в определенный период времени.  

        Очень хорошо с детьми раннего возраста проводить опыты с природным материалом, например, сравнивать, как сыпется песочек и мелкие камушки, трогать ручками еловые и сосновые шишки. В зимний период времени следует проводить опыты  с водой и снегом, наблюдая как водичка, набранная в группе, становится льдом, при этом закрепляя такие понятия как твердый – мягкий снег. На прогулке с детьми очень весело катать из снега снежную бабу, закрепляя понятия большой, маленький, самый маленький. Во время игры мы знакомим детей со свойствами снега: холодный, прозрачный, тает в руках.      

             В раннем возрасте желательно иметь в группе специальный сенсорный уголок, где малыши могут сравнивать ровную и шершавую поверхность, виды тканей (шерсть и шелк, драп и вельвет), различные виды круп (гречка – горох – рис)  

Трех летний малыш активно познает мир, для него интересно закручивать крышки разных размеров и цветов, приклеенные на поверхность, застегивать и расстегивать пуговицы и кнопки, расположенные на кусочке ткани, застегивать и подбирать ключи к разным замочкам.

     Сенсорное развитие детей полезно как для развития мышления, внимания памяти, так и для развития речи детей раннего возраста. Трехлетним детям очень нравится играть в такие игры, как: «Угадай, что в этой коробочке? Игра с мешочками – какой тяжелее, что находится в мешочке?», «Подбери Кукле Кати пуговицы для платья», «Собери бусы на ниточки из разных цветов»

      В течение всего года мы знакомим маленьких с понятием о различных свойствах и качествах предметов: форме, размере и цвете. Даем общее представление о свойствах и назначениях предмета, какая его поверхность, чем он отличается от других игрушек, изучаем его качественные и количественные характеристики, побуждая детей вступать в беседу, развивая активную речь ребенка. Только в комплексе, шаг за шагом, используя несколько образовательных областей, с помощью способов наблюдения, обследования, сравнения, использования художественного слова, проведение физминуток, музыкального сопровождения ребенок получает полную картину мира, радуется и испытывает положительные эмоции, а так же первичные знания, умения и навыки, которые помогут ему сформировать элементарные математические представления.

Литература:

  1. А.В. Белошистая «Обучение математики детей дошкольного возраста», 2003 г.
  2. Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития дошкольников», 2005 г.
  3. А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», 2007 год.
  4.  Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерная образовательная программа «От рождения до школы»
  5. Журналы «Дошкольное воспитание»
  6. Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
  7. В. П. Новикова «Математика в детском саду, младший дошкольный возраст, 2000г.  



Предварительный просмотр:

Развитие первичных математических представлений

у детей раннего возраста.

Кошелева Оксана Михайловна,

воспитатель кратковременной группы,

МБДОУ «ЦРР- д/с «Рябинушка»

       

       На протяжении третьего года жизни ребенка происходят значительные изменения, как в физическом, так и в нервно – психическом развитии. В раннем возрасте малыш многому учится: он осваивает разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи, ребенок получает много положительных эмоций  от восхищения миром, особенно когда его хвалят, и он достигает желаемого результата.

     Задача педагога – помочь ему сохранить доверие к миру, создать бодрое, жизнерадостное настроение, предоставляя  информацию в виде веселой и красивой сказки, которая приглашает наших малышей в незнакомый мир элементарных математических представлений.

       Так, система по формированию математического развития  у детей  раннего возраста, овладению понятиями, свойствами, количественными характеристиками предметов, может быть реализована через самостоятельную деятельность, и конечно, совместную деятельность педагога с детьми.    

         Основными назначениями первичных математических представлений в работе с детьми раннего возраста является красочное, яркое, привлекающее внимание малышей деятельность с системой увлекательных игр и дидактических упражнений. Занятия для детей 2-3 лет по образовательной области математика необходимо проводить подгруппами с участием наглядного дидактического материала, позволяя каждому ребенку брать в руки крупную мозайку, пазлы, пирамидки,  свистульки, кубики,  развивая мелкую моторику рук, а так же зрительно-двигательную координацию. Малышам важно обследовать предмет, изучая его характеристики, рассматривать цвет, размер и форму, развивая пальчики рук.

        Играя с различными игрушками: предметами круглой формы (пуговицы на платье куклы, колеса от автомобиля, нарисованный колобок), а также предметами квадратной формы (брусочки, кирпичики, кукольное одеяло) дети познают и изучают их свойства и качества. В процессе игровой деятельности совместно с педагогом малыши определяют сходство и различие, при этом пользуясь следующими словами: одинаковые, разные, такой же, не такой как.

В своей работе в занятиях по конструированию  я уточняю: «Эта башня одинаковая, такая как у меня. У Илюши башня построена из других деревянных кубиков, не такая как у меня. Эти башенки разные. Вы настоящие строители!»

       В беседе или игре с куклами трехлетние дети могут выделять сразу две характеристики предмета: цвет и размер, или форму и размер. Например, в игре «Дочки – матери» малыш говорит другу: У твоей куклы коляска большая и красная, как у моей мамы!» Воспитатель должен обращать внимание на восприятие количественных характеристик: « У моей куколки два глаза, две руки, она сидит на одном стульчике» «У девочек на голове две косички, а у мальчиков волосы короткие, они подстригаются как папа ».

       В игровой ситуации педагогу следует знакомить детей с расположением предметов в группе детского сада, употребляя такие понятия как: высоко - низко, далеко - близко. Здесь уместно дидактическое упражнение «Лесенка», на которой мы располагаем игрушки на разных полках. На высокой полочке стоят куклы, они нарядные, в красивых платьях, в русских и хакасских костюмах, если с ними часто играть – они могут запачкаться. Ими мы пользуемся на занятиях, берем играть, рассматриваем платья и волосы. На средней полке стоят книжки, их удобно брать ручками, рассматривать  картинки. На нижней полке находятся машинки, легковые и грузовые, их можно катать, трогать ручками большие колеса, руль, кабину, в которой сидит водитель.

       В разговоре с маленькими детьми необходимо уточнять назначение и количество предметов, уменьшение или увеличение предметов с игровой целью. В своей работе я использую игру в матрешки: раскладываю их по росту, убирая или добавляя их. В игре с детьми я использую следующие слова: «Я матрешка – сувенир, в расписных сапожках, прогремела на весь мир русская матрешка!»

      Проведение пальчиковых игр, считалок, дидактических упражнений, рассматривание ярких красочных картинок позволяет ребенку трехлетнего возраста развиваться, формируя систему элементарных математических представлений, делать простейшие выводы, получать некоторые знания и умения.  

      Так же малышам необходимо знать о времени суток и временах года. Яркие часы со стрелками, картинки на которых нарисована мама и малыш, которого ведут утром в детский сад, помогут ребенку понять, что утром мы делаем зарядку, завтракаем, одеваемся и собираемся в садик. Представление о временах года необходимо формировать по сезонным дидактическим материалом, загадкам, рассматриванию картинок и сказок, наблюдению за сезонными изменениями на прогулках с детьми. Проведение утренников в группе, развлечений, праздничных мероприятий, например Масленица, поздравление ветеранов с праздником «День Победы», оформление различного вида уголков (русского и национального) все это способствует формированию представлений о событиях и праздниках, проходящих в определенный период времени.  

        Очень хорошо с детьми раннего возраста проводить опыты с природным материалом, например, сравнивать, как сыпется песочек и мелкие камушки, трогать ручками еловые и сосновые шишки. В зимний период времени следует проводить опыты  с водой и снегом, наблюдая как водичка, набранная в группе, становится льдом, при этом закрепляя такие понятия как твердый – мягкий снег. На прогулке с детьми очень весело катать из снега снежную бабу, закрепляя понятия большой, маленький, самый маленький. Во время игры мы знакомим детей со свойствами снега: холодный, прозрачный, тает в руках.      

             В раннем возрасте желательно иметь в группе специальный сенсорный уголок, где малыши могут сравнивать ровную и шершавую поверхность, виды тканей (шерсть и шелк, драп и вельвет), различные виды круп (гречка – горох – рис)  

Трех летний малыш активно познает мир, для него интересно закручивать крышки разных размеров и цветов, приклеенные на поверхность, застегивать и расстегивать пуговицы и кнопки, расположенные на кусочке ткани, застегивать и подбирать ключи к разным замочкам.

     Сенсорное развитие детей полезно как для развития мышления, внимания памяти, так и для развития речи детей раннего возраста. Трехлетним детям очень нравится играть в такие игры, как: «Угадай, что в этой коробочке? Игра с мешочками – какой тяжелее, что находится в мешочке?», «Подбери Кукле Кати пуговицы для платья», «Собери бусы на ниточки из разных цветов»

      В течение всего года мы знакомим маленьких с понятием о различных свойствах и качествах предметов: форме, размере и цвете. Даем общее представление о свойствах и назначениях предмета, какая его поверхность, чем он отличается от других игрушек, изучаем его качественные и количественные характеристики, побуждая детей вступать в беседу, развивая активную речь ребенка. Только в комплексе, шаг за шагом, используя несколько образовательных областей, с помощью способов наблюдения, обследования, сравнения, использования художественного слова, проведение физминуток, музыкального сопровождения ребенок получает полную картину мира, радуется и испытывает положительные эмоции, а так же первичные знания, умения и навыки, которые помогут ему сформировать элементарные математические представления.

Литература:

  1. А.В. Белошистая «Обучение математики детей дошкольного возраста», 2003 г.
  2. Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития дошкольников», 2005 г.
  3. А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», 2007 год.
  4.  Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерная образовательная программа «От рождения до школы»
  5. Журналы «Дошкольное воспитание»
  6. Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
  7. В. П. Новикова «Математика в детском саду, младший дошкольный возраст, 2000г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.

Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образователь...

Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте Тема: «Много - мало»

Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрастеТема: «Много - мало» Программное содержание:- продолжать учить детей сравниват...

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...

Использование игровых приемов при развитии элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте

Развитие умственных действий логического типа успешно происходит в процессе овладения детьми средствами выделения основных, существенных отношений, лежащих за непосредственными восприятиями, отра...