Игры с песком, направленные на закрепление математических представлений .
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

    Для более успешного усвоения и закрепления математического материала можно  использовать в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_peskom.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком.

       Для более успешного усвоения и закрепления математического материала можно  использовать в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).

       Игры с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект.  Игры с математическим содержанием помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнёрства и взаимопомощи.

       Играя, с песком мы можем решать задачи  по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счёта, вычислений, измерений,  конструирования,  моделирования. Кроме этого игры способствуют развитию самоанализа, умению логически мыслить, развивают память, внимание, обогащают речь детей, расширяя словарь и воспитывая грамматически правильную речь.

        Игры с песком предполагают различные приемы выполнения игровых действий в зависимости от особенностей развития воспитанников:

- совместные действия детей и взрослых;

- действия по подражанию взрослым и по образцу, предложенному взрослым;

-самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом.                                Для проведения игр должна быть специально организована развивающая среда:

1. выделенная зона для игры с песком;

2. емкости для игр, песок, клеенка;

3. оборудование:

- разноцветные пластмассовые кувшины, миски, ложки, ковшик;

- формочки для песка в виде овощей, животных, геометрических фигур;

- пластиковые буквы, цифры, геометрические фигуры, штампы;

- наборы игрушек, маленькой игрушечной посуды, персонажи сказочных игр;

- природный материал: ракушки, камешки разного цвета и величины, скорлупа орехов, каштаны, косточки, горох, шишки, желуди, веточки,

палочки;

Игры на закрепление математических представлений у детей по разделу программы «Количество и счёт».

1.  Счёт предметов до 10:

- «У кого столько же?»

Играя с песком, дети по просьбе взрослого производят различные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. Например, педагог предлагает ребенку прослушать количество хлопков и закопать в песке столько игрушек, сколько хлопков он услышит, или, наоборот, выкопать из песка столько игрушек, сколько хлопков он услышит.

    - «Найди сюрприз»:

    Для закрепления у детей порядкового счета, можно провести следующую игру. Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрятать, какой-либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по инструкции: «Ищи во второй кучке слева» или «В пятой справа». В следующий раз ребенок сам прячет  предмет и рассказывает нам, где его искать.  

2. Знакомство с цифрами:

- «Напиши цифру»:

 Например, дети рисуют на песке пальцем или палочкой цифры.

- «Отгадай, цифру которую я спрятала»

Педагог пишет на песке цифру и закрывает её игрушкой,  рассказывает: из каких элементов состоит цифра, и как они расположены. Ребёнок называет и проверяет свой ответ. В следующий раз ребенок сам прячет цифру и рассказывает о ней.

- «Выложи цифру»:

Педагог предлагает ребенку на песке выложить знакомую ему цифру из различных материалов: ракушек, мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц и т.д.

- «Допиши цифру»:

Педагог начинает писать цифру, а ребёнок продолжает.

3. Соотнесение цифры, числа и количества:

- «Ждём гостей»:

Для закрепления умения соотносить цифры и количества:

Детям предлагается приготовить «угощение» из песка для кукол, используя формочки. Сообщается количество гостей или показывается цифра, обозначающая количество.

- «Подбери цифру»:

Педагог в «песочнице» раскладывает разные предметы: ракушки, пуговицы, элементы мозаики – просит ребёнка подобрать соответствующие цифры. Ребёнок пересчитывает предметы и определяет нужные цифры.

 - «У кого столько же»;

Соединить линией (провести на песке) одинаковое количество предметов.

- «Цифре свой дом».

В нарисованный дом на песке, на крыше написана цифра, положить соответствующее количество предметов.

4. Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование у детей знаний о составе числа:

- «Раздай грибы 2 белочкам»;

- «Разложи конфеты в 2 вазы»;

- «Разложи яблоки на 2 тарелки»;

-  «Засели домик»;

- «Разложи овощи в 2 корзины»;

- «Расставь цветы в 2 вазы»;

- «Добавь до заданного числа».

         В играх с песком активно развивается речевое и неречевое общение детей со взрослым и друг с другом. Этому способствует совместная деятельность в песочном ящике, совместное планирование предстоящих игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов

Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....

Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей

Эта статья адресована родителям. В ней представлены методические советы родителям по изучению математики в процессе игр, бытовых ситуаций в семье....

Дидактические игры их роль в закреплении математических представлений.

 Игра  имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного  и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский  высоко оценивая значение игры, писал:  «Игра – это и...

"Мы считаем, мы играем", образовательная область «Познавательное развитие дошкольников» по направлению формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

"Мы считаем, мы играем" . «Познавательное развитие дошкольников» по направлению  формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)....

Мастер-класс «Использование технологии «Игры с песком» для формирования элементарных математических представлений дошкольников»

Материал о технологии «Игры с песком», которую использую  для развития познавательной активности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности по элементарным математическим представлениям по теме «Закрепление понятий: широко-узко, высоко –низко, треугольник, квадрат, круг.»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиво второй младшей группе общеразвивающей направленностипо элементарным математическим представлениямпо теме «Закрепление понятий: широко-узко, вы...