ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ ПЛАН.
методическая разработка по математике

Лекция  

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  ПО  МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

ПЛАН

1. Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.

2.Примерная структура занятий по математике.

3.Методические требования к занятию по математике.

4.Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.

5.Формирование навыков работы с раздаточным материа­лом.

6. Формирование навыков учебной деятельности.

7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия.

2. Ход занятия.

3. Итог занятия.

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах, подгруппа детей может, например, раccаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах: организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

 

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей поставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только од часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трёх частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

       В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3—4 минуты у младших дошко­льников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть при­мерная длительность одной части.

 

Виды физкультминуток:

1.  Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2.  Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3.  С математическим содержанием (применяются, если заня­тие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4.  Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание: •если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»)

В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1.  Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2.  Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3.  На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4.  Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5.  Используется разнообразный наглядный материал.

6.  Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7.  Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8.  Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9.  Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

•  Словесная активизация.

•  Чередование различных видов деятельности.

•  Смена наглядного материала.

•  Физкультминутки и релаксация.

•  Трудный новый материал дается через 3—-5 минут от нача­ла занятия до 15—18-й минуты.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

•         Бережное отношение к наглядному материалу.

•         Самостоятельная подготовка раздаточного материала к за­нятию.

•         Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.

•         Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

•   Соблюдать дисциплину на занятии.

•   Сидеть, сохраняя правильную осанку.

•   Тихо вставать и садиться, подходить к доске.

•   Поднимать руку, только когда знаешь ответ.

•   Отвечать, только когда тебя спросят.

•   Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.

•   Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чу­жие ошибки, необходимо это правильно использовать).

•   Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.

•   Выполнять задания самостоятельно после указания воспи­тателя.

•   Владеть навыками работы с раздаточным и демонстраци­онным материалом и др.

Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В ди­дактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые ма­тематические знания, применяет и закрепляет их.

 

    Виды игр

Названия игр

Задача математического развития

 Строитель

ные

«Построим кукле домик», «Чья башня выше?»

Закрепить умение сравнивать предметы по ве­личине.

Повторить названия и признаки геометрических фигур

Подвижные

«Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет»

Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении

Настольно-

пе­чатные

«Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу»

Повторить названия и свойства геометрических фигур.

Закрепить умение определять положение пред­метов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифметические задачи

Словесные

«Продолжи предложение», «Назови соседей»

Закрепить умение сравнивать предметы по дли­не, ширине, высоте.

Повторить последовательность дней недели (частей суток).

Закрепить знание числового ряда

Сюжетные

«Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем»

Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятель­ности.

Закрепить умение устанавливать взаимно-одно­значные соответствия

Театрализо­ванные

«Репка», «Теремок», «Веселый счет»

Закрепить знание количественного и порядко­вого счета. Повторить цифры

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидак­тических игр являются эффективным средством математиче­ского развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуаль­ной работе.

Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнова­ние, инициатива, поиск и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений реша­ются все виды задач:

•    Образовательные (дать или повторить математические зна­ния, сформировать или закрепить умения, выработать на­выки);

•   Развивающие  (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);

•   Воспитательные (вырабатывать личностные качества – самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  ПО  МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

ПЛАН

1.        Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.

  1. Примерная структура занятий по математике.
  2. Методические требования к занятию по математике.
  1. Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
  1. Формирование навыков работы с раздаточным материалом.

6.        Формирование навыков учебной деятельности.

7.        Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Примерная структура традиционных занятий

  1. Организация занятия.
  1. Ход занятия.
  2. Итог занятия.

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах, подгруппа детей может, например, раccаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах: организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

  1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).
  1. Работа с демонстрационным материалом.
  2. Работа с раздаточным материалом.
  3. Физкультминутка (обычно со средней группы).
  4. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей поставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только од часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трёх частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

       В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

  1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
  2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
  3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
  4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание: •если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;

•        вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»)

В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

  1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
  2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
  3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
  4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
  1. Используется разнообразный наглядный материал.
  2. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
  1. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
  2. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
  3. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
  1. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
  2. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
  3. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
  4. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

  • Словесная активизация.
  • Чередование различных видов деятельности.
  • Смена наглядного материала.
  • Физкультминутки и релаксация.
  • Трудный новый материал дается через 3—-5 минут от начала занятия до 15—18-й минуты.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

  • Бережное отношение к наглядному материалу.
  • Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
  • Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
  • Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

  • Соблюдать дисциплину на занятии.
  • Сидеть, сохраняя правильную осанку.
  • Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
  • Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
  • Отвечать, только когда тебя спросят.
  • Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
  • Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
  • Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
  • Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
  • Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.

Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.

    Виды игр

Названия игр

Задача математического развития

 Строитель

ные

«Построим кукле домик», «Чья башня выше?»

Закрепить умение сравнивать предметы по величине.

Повторить названия и признаки геометрических фигур

Подвижные

«Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет»

Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении

Настольно-

печатные

«Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу»

Повторить названия и свойства геометрических фигур.

Закрепить умение определять положение предметов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифметические задачи

Словесные

«Продолжи предложение», «Назови соседей»

Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Повторить последовательность дней недели (частей суток).

Закрепить знание числового ряда

Сюжетные

«Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем»

Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятельности.

Закрепить умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия

Театрализованные

«Репка», «Теремок», «Веселый счет»

Закрепить знание количественного и порядкового счета. Повторить цифры

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.

Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

  •  Образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
  • Развивающие  (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
  • Воспитательные (вырабатывать личностные качества – самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого».

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация вза...

Рабочий план коррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов

Рабочий планкоррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов...

План самообразования «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей».(2023-2024)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...

Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...