Технологическая карта НОД по математике (2 младшая гр.)
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Запрудина Марина Владимировна

Занятие по математике по теме "Один, много". 

Умение детей определять, где много предметов, а где один предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_po_matem._2_mld._gr.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие.

Возраст детей, группа

3-4 года, вторая младшая группа дошкольного возраста

Тип НОД

Открытие новых знаний

Тема НОД

Один, много

Цель

Умение определять, где много предметов, а где один предмет

Задачи

1) уточнить представления детей о понятиях «один» и «много»;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения

под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;

3) закрепить умение детей определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности.

Материал

Демонстрационный: игрушки-зверушки, ваза, искусственные цветы, большой лист голубой бумаги.

Раздаточный: кубики, лодочки 6 цветов.

Этапы технологии «Игровая ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Какие сказки вы любите?

- В какой сказке очень дружно жило много зверушек? («Теремок».)

Воспитатель рассказывает, что жители теремка приглашают детей в гости, и предлагает детям собрать для зверушек цветы.

- Где можно взять цветы?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает им нарвать цветы на поляне.

Беседа

Диалог

Дети подходят к педагогу, включаются в процесс.

Настрой на предстоящую деятельность.

Организация поведения.

Приветствие, включение в диалог.

Этапные задачи.

 Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

II. Актуализация знаний.

— Сколько на цветочной поляне цветов? (Много.)

— Сорвите по одному цветку.

После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопросы:

— Сколько цветков ты сорвал? (Один.)

— Какого цвета цветок ты сорвал?

Дети с цветами идут по группе и подходят к теремку, около которого находятся фигурки сказочных персонажей. Жители теремка радуются приходу гостей.

— Что нужно сделать с цветами, чтобы они не завяли? (Их нужно поставить в вазу с водой.)

Воспитатель ставит на стол вазу (если у детей в руках искусственные цветы) или кладет на стол лист бумаги с нарисованной на нем вазой (если цветы вырезаны из картона).

— Поставьте цветы в вазу.

— Сколько цветов ты поставил? (Один.)

После того как все дети поставили свой цветок в вазу, воспитатель задает вопрос:

- Сколько цветов в вазе? (Много.)

Беседа

Проблемные вопросы

Игровой метод

Словесная инструкция

Дети подходят к месту на ковре, где лежат искусственные цветы по одному на каждого ребенка (можно использовать цветы, вырезанные из картона).

Формирование произвольного внимания, памяти.

Умение удерживать учебную цель.

Ответы детей.

Выполнение действий.

Этапные задачи

1) актуализировать представления детей о понятиях «один» и «много»,

2) развивать внимание.

III. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Строим длинный поезд» (начало).

Воспитатель сообщает детям, что жители теремка благодарят детей за цветы и предлагают поиграть.

— Во что вы любите играть?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что звери предлагают поиграть в кубики.

Воспитатель ставит на ковер коробку с одинаковыми по цвету и размеру кубиками. Количество кубиков равно количеству детей.

— Кубики одинаковые или разные? (Одинаковые.)

— Чем похожи кубики?

Как правило, дети называют цвет кубиков: этот кубик красный, и этот тоже красный. Воспитатель уточняет: у кубиков одинаковый цвет, и обращает внимание детей на то, что у кубиков одинаковая форма и одинаковый размер.

Зверушки предлагают каждому ребенку построить длинный-длинный поезд из кубиков. Может случиться, что кто-то из детей успеет взять несколько кубиков. В этом случае у других детей кубиков не окажется совсем.

— Справедливо ли разделили кубики? (Нет.)

— Как надо поступить, чтобы кубики были у каждого ребенка?

Воспитатель хвалит детей за то, что они поделились с товарищами.

После жители теремка спрашивают детей:

— У кого из вас получился длинный поезд?

— Почему никто не смог построить длинный поезд? (Потому что у каждого только один кубик.)

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация затруднения

Игровой метод

Дети распределяют кубики между собой

Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения

Ответы детей

Самостоятельное

практическое действие

Этапные задачи

1) создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) закрепить умение различать цвет, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;

4) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.

IV. Открытие детьми нового знания.

— Что нужно сделать для того, чтобы каждый из вас смог построить длинный поезд? (Нужно взять много кубиков.)

Воспитатель кладет на пол много кубиков такого же цвета, как и у детей.

— Длинные или короткие поезда у вас получились?

— Почему вам удалось построить длинный поезд? (Потому что было много кубиков.)

Беседа  

Игровой

метод

Каждый ребенок строит длинный поезд.

Развитие интереса к новым знаниям.

Формирование умственных действий.

Ответы, действия детей.

Этапные задачи

1) уточнить представление о понятиях «один» и «много»;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, развивать творческие способности.

V. Включение нового знания в систему знаний.

 Игра «Возьми лодочку».

Воспитатель говорит, что пора возвращаться домой. Жители теремка на прощание хотят сделать что- то приятное детям и показывает разноцветные лодочки, сложенные из бумаги (число лодочек равно числу детей).

— Что хотят вам подарить зверушки? (Лодочки.)

— Сколько в коробке лодочек? (Много.)

— Возьмите лодочки.

Может случиться, что кто-то из детей возьмет не одну лодочку. В этом случае кому-то лодочки не достанется.

- Всем достались подарки?

- Почему лодочки достались не всем?

- Что нужно сделать для того, чтобы подарок был у каждого ребенка?

После того как дети распределят лодочки между собой, воспитатель задает вопрос:

- Сколько лодочек ты взял? (Одну.)

- Какого она цвета? (Красная (зеленая, синяя и т. д.).)

- Сколько теперь в коробке лодочек? (Ни одной.)

Зверушки предлагают спустить лодочки на воду.

- Поставьте на воду только красные (желтые, зеленые) лодочки.

- Сколько лодочек ты поставил на воду? (Одну.)

- Сколько лодочек плавает в море? (Много.)

Воспитатель подводит итог: каждый поставил по одной лодочке, и их стало много.

Словесная инструкция

Игровой

метод

Дети собираются около воспитателя.

Каждый ребенок берет для себя лодку.

Дети с лодочками подходят к столу, на котором лежит большой лист синей бумаги. Это море.

Умение использовать

полученные знания.

Ответы и действия детей

Этапные задачи

1) закрепить умение определять, где много предметов, а где один предмет,

 умение использовать в речи слова «один», «много», «ни одного», различать значение слов «один» и «одна»;

2) закрепить умение определять и называть цвет предметов.

VI. Игровая деятельность

Игра «Посмотрим друг на друга».

Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глазки, улыбнуться друг другу.

- Что у каждого из вас одно?

Если дети затрудняются в ответе, воспитатель может задать наводящие вопросы:

- Сколько у тебя голов (носов, ртов)?

Отвечая, дети дотрагиваются до головы, носа, рта.

- Чего у вас много? (Много волос, пальцев, зубов.)

- Сколько у вас хвостиков? (Ни одного).

Беседа

Игровой метод

Дети собираются около воспитателя.

Умение использовать

полученные знания.

Ответы детей

Дети должны отвечать, согласовывая числительное с существительным в роде, числе и падеже: один нос (рот), одна голова.

Этапные задачи

закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного», развивать речь.

V Осмысление

(итог)

Воспитатель собирает детей около себя.

- Что вы сегодня делали?

- Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли построить длинный поезд потому, что могут различить где один, а где много.

Беседа

Диалог

Дети собираются около воспитателя.

Фиксирование достижения цели.

Самооценка.

Ответы детей

Этапные задачи

1) восстановить в памяти детей то, что делали на занятии,

2) создать ситуацию успеха.

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конспекта по математике "Помощники весны"

формировать умение, соотносить число с цифрой;- развивать элементарные счётные навыки, упражнять в счёте в пределах 5;- формировать умение различать количественный и порядковый счёт;- обогащать ...

Технологическая карта НОД по математике

Конспект для использования в работе воспитателями ДОУ...

технологическая карта занятия по математике в средней группе "Звездочет"

умение работать по определенному алгоритму, схеме; закрепление счета до пяти....

Технологическая карта НОД по математике (средн. гр.)

Цель занятия: сформировать представление о числе и цифре 5, умение считатьдо пяти, соотносить цифру 5 с количеством....

Конкурсная Технологическая карта НОД по математике «С Дашей приключилась беда» (для детей седьмого года жизни)

Разработка игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной  группе составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образ...