Волшебное путешествие
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ардынцова Юлия Владимировна

Занятие по математике в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_puteshestvie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Тема: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Выполнила: Ардынцова Ю.В.

2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»

Программное содержание:

  • совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь;
  • упражнять в счете в пределах 5. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и от формы расположения предметов;
  • совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, обозначать результаты сравнения словами: широкий, узкий. Упражнять в умении сравнивать 5 предметов по высоте, раскладывая и в возрастающем последовательности, обозначать результаты сравнения словами: Самый высокий, пониже, еще ниже, еще ниже, самый низкий;
  • упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева;
  • упражнять в счете на ощупь в пределах 5;
  • продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, шаром, цилиндром, кубом. Закреплять знания о геометрических фигурах;
  • закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопрос «Который по счету?». Учить действовать по словесной инструкции. Развивать графические умения. Воспитывать аккуратность.
  • развивать логическое мышление, внимание, речь детей

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: круги красного, желтого, синего, черного цвета; карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 5;  «тропинки»- узкая и широкая;  «лес» - деревья: ели, березы; геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, цилиндр, шар, куб, предметы: тарелки, дудочка, ширма; игрушка Незнайка, медведь, волк. Лиса, белка. Мышка. Су-Джок тренажеры, корзинка

 Раздаточный материал:  домики разной высоты по 5 на каждого ребенка; мешочки с разным количеством ( от 1 до 5) еловых шишек, карточки с изображением от 1 до 5 кругов на каждого ребенка; карточки с двумя полосками на каждого ребенка, тарелочки с белочками и шишками, карточки (желтого, красного, синего, черного цвета, на каждого ребенка; карточки малые с геометрическими фигурами, пустые карточки для игры по ТРИЗ;

Ход проведения:

I часть (вводная)

(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику.)

Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!

(Дети ложатся на ковер и   закрывают  глаза (спят).

Сюрпризный момент.

(Воспитатель в руках держит Незнайку.)

Воспитатель:  Пойдём, Незнайка, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском саду дети заняты делом, никто не бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.

- Ой, Незнайка, что же случилось? Почему дети спят, когда надо заниматься? Давай-ка разбудим их.

(воспитатель трогает детей, они не просыпаются)

 Воспитатель: Я догадалась, что случилось, это Баба Яга заколдовала наших детей. Она узнала, что я сегодня хочу пригласить их в путешествие.

- Сейчас мы будем ласково называть их по имени и они обязательно проснутся.

(воспитатель касается рукой каждого ребенка и ласково зовет его по имени, дети просыпаются, встают)

 Воспитатель: Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!

-Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: да.

 Воспитатель: А трудностей не боитесь?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную страну на поиски сокровищ, хотите?

                       На носочки поднимитесь,

                       И два раза повернитесь,

                       В сказке очутитесь.

- Ребята, я хочу загадать Вам загадку, послушайте внимательно.

Воспитатель:

 Солнце яркое встаёт,

 Петушок в саду поёт,

 Наши дети просыпаются,

 В детский садик собираются.

 Когда это бывает? (утром)

 -Правильно, конечно, утром

 -Ребята, а какие части суток еще бывают? (ответы детей)

-Скажите мне, пожалуйста, какими цветами мы можем обозначить части суток? (показывает карточку) Карточка «Утро» какого она цвета? (желтого)

-Красным (день), синим (вечер), черным (ночь).

-Предлагаю поиграть в игру « Покажи время суток».  Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать карточку нужного цвета. Будьте внимательны!

 1) Утром солнышко встаёт,

 Спать ребятам не даёт!

 Ну-ка, детки, просыпайтесь,

 Подымайтесь, умывайтесь (желтый - утро)

 Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой  проверяет ответы

 2) А за утром день бежит,

 Нам пословица гласит:

 Долог день до вечера,

 когда делать нечего (красный-день)

 Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы

3) Ну, а вечером, ребята,

 Всё окутает прохлада,

 Солнцу отдых тоже нужен

 А ребятам - вкусный ужин (синий - вечер)

 Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы

 4) Ночью на небе - луна,

 Очень строгая она:

 Наблюдает - все ли

 Улеглись в постели? (черный - ночь)

 Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы

 -Ребята, сколько частей суток мы знаем? (четыре) Правильно!

 Детям предлагается убрать пособие в сторону.

2 часть (основная)

Ребята, Незнайка мне подсказывает, что нам нужно идти в лес. Может быть там мы найдем волшебника (пошли в лес)

 - Вот мы и в лесу, дети посмотрите тропинки в лесу. Одинаковые они? Чем  отличаются? (одна узкая, другая широкая)

-По какой тропинке пойдем: по узкой или широкой?  Почему?

Ну а мы пройдем немного

Поднимаем выше ногу!

 - Дети смотрите корзинка, возьмите по одной геометрической фигуре. Теперь у детей  которых в руках куб, подойдут к  столу, на котором лежит куб, у кого - шар к столу, где лежит шар, и  у  кого цилиндр - к  столу, где лежит цилиндр.

(дети разделились на 3 подгруппы)

Воспитатель: 

 - Ребята, перед вами улица, на которой живут сказочные герои – медведь, волк, лиса, белка и мышка. Дома наших сказочных героев нужно расставить в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

(работа в подгруппах – дети на столах раскладывают домики по величине) 

Воспитатель напоминает правила выкладывания: слева направо.

Воспитатель вместе с Незнайкой  проверяет расположение домиков у детей

-Расскажите о  том, как  расположили домики? (Самый высокий, пониже, еще ниже, еще ниже, самый низкий)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто живет в первом домике? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом?

Дети: В первом домике живет медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В четвертом домике живет белка. В пятом – мышка.

-Что можно сказать о высоте домиков?

Молодцы.

Пальчиковая игра с Су-Джок тренажером (Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /звука Ш/)

 - Дети смотрите, Баба-яга наверно рассыпала каштанчики, давайте мы их подберем и поиграем с ними.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

- Возьмите шар  в левую руку. В правую. Положите шар впереди себя. С правой стороны от себя. С левой стороны. Положите шар позади себя.

(Инструкции повторяются 2-3 раза в разном порядке)

Молодцы.

- Ребята послушайте загадку.

Что растет на елке?  (шишки и иголки)

Игра «Покажи столько же»

У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов и мешочек, в котором лежат шишки. Воспитатель предлагает посчитать шишки на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов

-Сколько кругов на карточке?

-Почему ты показал карточку с тремя кругами? Проверьте правильность своих ответов.

Молодцы.

 - Ребята, у нас есть с вами шишки, а кто же любит шишки, как вы думаете? (ответы детей) Правильно, белочка! Давайте мы ее позовем и подарим шишки которые мы нашли, а позовем мы ее с помощью музыкального инструмента, а какого вам нужно угадать.

Игра с белочкой.

-Угадайте инструмент по услышанным звукам.  Посчитайте звуки. Воспитатель играет на дудочке за ширмой 4 раза.

-На каком инструменте я сыграла?

- На верхнюю полоску карточки выложите столько белочек, сколько услышали звуков.

Воспитатель вместе с Незнайкой  проверяет правильность ответов

-Сколько положили белочек? Почему положили 4 белочки?

Воспитатель вызывает ребенка и шепотом, чтоб не слышали дети, предлагает сделать 5 прыжков

-На нижнюю полоску карточки выложите столько шишек, сколько раз Ксюша подпрыгнула

Воспитатель напоминает правила выкладывания: слева направо, располагать под белочкой шишку.

-Сколько выложили шишек?

-Почему выложил 5 шишек?

-Чего меньше белочек или шишек?

-Чего больше шишек или белочек?

-Какое число больше: 5 или 4?

-Какое число меньше : 4 или 5?

-Как сделать, чтобы белочек и шишек стало поровну?

Воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания предметов. Дети уравнивают количество предметов

-Сколько стало белочек и шишек?

Воспитатель: 

 - Молодцы, все справились с таким трудным заданием. Белочка вас благодарит за шишки и прощается с вами.

3 часть (заключительная)

- Дети, мы столько с вами трудились, что пришла пора немного отдохнуть и поиграть, а поиграть с вами хочет один из наших волшебников (волшебник уменьшения и увеличения), если мы сейчас сможем выполнить его задание, то он обещал нам подсказать волшебные слова, чтоб вернуться в группу и отдать то, зачем мы с вами отправились  в путешествие сокровища, ну что поиграем?

Игра ТРИЗ.

 - Дети, волшебник мне дал волшебные карточки, они маленькие, волшебник решил увеличить их, но забыл расположить правильно в каждой ячейке геометрические фигуры. Вам нужно расположить на большой карточке фигуры в точности как на маленькой. Если вы все сделаете без ошибок, то волшебник поможет нам вернуться в группу и отдаст нам сокровища.

Воспитатель раздает карточки, дети рассаживаются на ковре. Выполняют задание.

Воспитатель проверяет задание вместе с Незнайкой.

Молодцы, волшебник шепнул мне волшебные слова и вручил угощения. Нам пора возвращаться в группу.

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Снова в группе очутитесь.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом.

Анализ.

 - Ребята, вам понравилось наше путешествие, с какими героями мы встречались в путешествии? Какие части суток мы с вами знаем? На каком музыкальном инструменте я вам играла? Кого мы выкладывали с вами на полянках? Какие геометрические фигуры забыл выложить волшебник на карточках? Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, эти знания обязательно пригодятся вам не только на занятиях, но и в жизни.

Ребята, Незнайке очень понравилось, что он повстречал таких добрых, умных, сообразительных ребят как вы, и он с вами прощается. Ну и нам пора прощаться с нашими гостями. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Развитие представлений детей о добре и зле....

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с ЗПР "Волшебное путешествие"

Конспект итогового интегрированного занятия разработан совместно воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Включает в себя блоки всех специалистов. Занятие н...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА     Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА     Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»

Цель:   Развитие познавательных  интересов  у детей.Задачи:  1. Обобщить  знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...

"Волшебное путешествие"

Мини КВН для детей старшего дошкольного возраста по ПДД...